Татьяна Жукова
Консультация «Логопедические занятия с алаликами»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические занятия с алаликами
Данная методика начальной работы учитывает основные закономерности в развитии речи ребёнка, создаёт речевую базу, которая в дальнейшем позволит речи неговорящего ребёнка сложиться в систему.
При сенсорной алалии у детей в большинстве случаев наблюдается полная сохранность слуха.
Публикация «Консультация „Логопедические занятия с алаликами“» размещена в разделах
Развитие речи же не происходит по причине отсутствия связи между теми звуками, что ребенок слышит, и их значением. Речь отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.
Предлагается в коррекционной работе идти от преодоления речевых нарушений к преодолению неречевых. То есть, такие процессы, как внимание, восприятие, память, будут вовлекаться в коррекционные занятия, но лишь после овладения ребёнком начальных речевых «ключевых звеньев», которыми детерминируется развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно у детей-алаликов не образуются.
Основное внимание уделяется семантической стороне речи, а не фонетической (т. е. допускается неправильное произношение).
При составлении программы грамматического развития алаликов, важно отобрать тот необходимый минимум, которым должен овладеть ребёнок. Главной задачей логопедического воздействия на этом этапе будет создание грамматических моделей.
Так как модели, которые приобретает алалик в процессе логопедической работы, часто смешиваются, недостаточно дифференцированы по значению и звучанию, то логопеду необходимо проводить параллельную работу по грамматическим противопоставлениям.
Работа над фонетической стороной речи проводится по мере развития речи ребёнка на первоначальных этапах, но ни в коем случае не опережает основную работу по развитию речи.
Этапы работы
1. Основной единицей будет являться однословная фраза (предложение, то есть слово в единстве номинативной и предикативной функций. В роли таких предложений будут выступать глаголы в повелительном наклонении. Ребёнок, ориентируясь на глагол, выполняет то или иное движение: «Сядь! Встань! Иди! Стой!» В момент выполнения действия, например, по инструкции «Иди!», логопед присоединяется к действиям ребёнка и произносит в такт шагам слово «иду», которое ребёнок тоже может повторить. Далее в ходе выполнения действия ребёнку задаё тся вопрос: «Что ты делаешь?» или «Ты идёшь?», а ребёнок должен ответить «Иду» с утвердительной интонацией.
Аналогичная работа проводится с глаголами в повелительном наклонении: неси, беги, пиши, стой, кати, сиди, лежи.
Для разнообразия ответных реакций можно задавать вопросы по «негативной методике» : ребёнка, который стоит, спрашивать «Ты идёшь?» и наоборот. В ответ на отрицание задаё тся вопрос: «А что ты делаешь?»
Следующей ступенькой на этом этапе будет обучение ребёнка обращаться с просьбой к другому человеку, тем самым формируя у него активное использование в речи глаголов в повелительном наклонении. Это можно сделать с помощью следующих просьб, расположенных по мере их речевой сложности для ребё нка и отрабатываемых в той же последовательности:
Скажи Маше – принеси (сядь, встань,.).
Попроси Машу принести (сесть, встать,.).
Скажи Маше, чтобы он принёс (сел, встал,.).
Последняя ступенька на этом этапе – разграничение этих двух моделей: модели повелительного наклонения и модели изъявительного наклонения в первом лице. Для этого достаточно лишь акцентировать внимание ребё нка на окончании: окончание У (Ю) употребляется только тогда, когда ребёнок сам что-либо делает.
2. Этап формирования двусловной фразы на базе однословного предложения, усвоенного на первом этапе.
Усложнение будет происходить за счёт существительного в форме косвенного падежа, а именно винительного падежа ед. ч. (несу куклу) и предложного падежа единственного числа с предлогом НА (сижу на стуле). Эти модели являются наиболее частыми для глагольных сочетаний.
При этом наиболее удобной является модель предложного падежа, так как модель винительного падежа разнотипна по флексиям (окончаниям, а при работе с предложным падежом почти не ограничивается круг имён существительных.
Логопедическая работа также проводится на фоне общения ребёнка с логопедом, при этом ребёнок производит необходимые действия с предметами.
Вопросы: «Кого ты несёшь? Что ты держишь?» Ответы: «Куклу», «Мишку».
Далее присоединяется вопрос: «Что ты делаешь?» Ответы: «Несу мишку», «Держу куклу»
Аналогично проводится работа и над конструкциями с предложным падежом.
На ступени дифференциации этих форм логопеду важно ориентироваться на вопросы: к винительному падежу ставим вопросы «Кого? Что?», к предложному – «Где?»
3. Этап формирования модели предложения из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.
Эту работу вначале следует проводить на основе наблюдений ребёнка за действиями окружающих его лиц, и лишь затем на основе дидактического материала: игрушек и картинок. Задаются вопросы о действиях лиц и о лицах, совершающих действия: «Что делает мама? Кто идёт?». Внимание акцентируется на окончаниях глаголов, вначале на ударных окончаниях.
Сначала ребёнок отвечает, используя прежний опыт, одним словом или словосочетанием (сидит на стуле, затем начинает усваивать новую модель: подлежащее + сказуемое. (Миша идёт. Мама сидит).
Здесь также необходимо провести работу по дифференциации форм 1-го и 3-го лица глагола (иду-идёт, а также по дифференциации форм именительного и косвенного падежей. На данном этапе уже можно проводить работу над правильностью произношения слов.
Содержанием перечисленных трёх этапов и исчерпывается понятие первоначального формирования речи у моторных алаликов.
Ответ на вопрос «Как начинать логопедические занятия дома»
Часто родители 2-х-3-хлетних детей обеспокоены неправильным произношением звуков, общей нечёткостью речи. Часто можно услышать: «Я-то понимаю, а вот чужие ничего не могут разобрать» При этом у ребёнка достаточная речевая активность, речь фразовая с возрастными аграмматизмами. Можно обратиться к логопеду, но чаще логопед начинает заниматься с такими «говорунами» ближе к 4-5 годам. Тогда остаётся заинтересованным родителям самим попытаться организовать логопедические занятия дома.
Первым помощником в этом деле станет весёлая артикуляционная гимнастика. Рекомендую выполнять общий комплекс артикуляционной гимнастики и упражнения на выработку сильной воздушной струи. Такие занятия будут способствовать выработке подвижности язычка, губ, научат ребёнка правильному ротовому выдоху, что в дальнейшем поможет в постановке проблемных звуков.
Также уже с 2-летнего возраста можно играть в игры, способствующие развитию слухового, а в дальнейшем фонематического восприятия. (Помним из нейропсихологии, что чем больше ощущений, в том числе звуковых, накопиться в правом полушарии, тем больше связей будет образовываться между левым и правым полушарием, а это значит, человек будет обладать большими творческими способностями).
Игры, способствующие развитию слухового восприятия:
«Похлопай в ладоши, как я»
Ребенок сидит спиной к взрослому. Взрослый хлопает в ладоши с различным ритмическим рисунком. Ребенок пытается воспроизвести ритм хлопков.
«Угадай по звуку»
Ребенок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый создает звуки и шумы (ножницы режут бумагу, катится карандаш по столу, ребенок называет (показывает или воспроизводит услышанные звуки).
«Разведчики»
Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.
«Кто говорит?»
Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолет, кошку, собаку). Ребенок угадывает.
«Волшебный сундучок»
Послушай и угадай: что в коробке (сундучке? ( Один или несколько предметов: монетки, пуговицы.)
«Весёлая зарядка» помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребёнку.
«Чаепитие»помогает отработать типовые бытовые высказывания(«налей воду», «вылей из чашки», «выпей», «угости» и т. п.)
«Стишки, потешки, чистоговорки и скороговорки»
Дети не понимают и не могут понять произносимых взрослым слов. Однако различают мелодию, интонацию, сочетание звуков, чувство ритма.
Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции.