Мария Торбеева
Советы логопеда родителям детей с 3 до 4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
С 3 до 4 лет — это возраст «Почемучек». Ваши дети постоянно задают вопросы, и их никак нельзя оставлять без внимания! Это один из очень важных «кирпичиков» детской речи. Несмотря на занятость или кажущуюся «неважность», постарайтесь доступно ответить на все «почему?», «зачем?» и «как?».
Звукопроизношение. Ребенок на четвертом году жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. Шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] ребенок часто заменяет свистящими [с], [з], [ц], например: «каса» (каша, «нозык» (ножик, «клюц» (ключ). Звуки [р], [рь], [л] малыш может заменять звуком [ль], реже [й] : «лябота» (работа, «лека» (река, «лямпа» (лампа, «каяндас» (карандаш, «устай» (устал). ЭТО НОРМА!
Публикация «Советы логопеда родителям детей с 3 до 4 лет» размещена в разделах
Слоговая структура слова. В возрасте 3-4 лет ребенок еще только осваивает слоговую структуру, поэтому пропускает или переставляет целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман» и т. д. Длинные, «неудобные» слова относятся к словам со сложной слоговой структурой, и это - НОРМА.
Словарный запас. К четырем годам словарь, которым активно пользуется ребенок, составляет примерно 2000 слов. В детской речи, кроме существительных и глаголов, теперь встречаются местоимения (мой, твой, наш, появляются числительные (один, два, мы слышим наречия (холодно, вкусно). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый, то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост). Если Вам кажется, что этих слов Ваш малыш не использует – добавьте их в свою речь! И услышите, как малыш будет их повторять.
Грамматический строй речи в 3-4 года еще только формируется, поэтому допустимы неверные употребления приставок, окончаний, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонка сидел под стулом», «Я рисоваю»). Ошибки в ударениях — тоже вариант нормы: «холодная вОда», «бОлит рука», «налИвай сюда».
Фразовая речь. Построение фраз становится более сложным. Если раньше малыш, чтобы получить яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь он может попросить иначе: «Дай мне большое красное яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. НОРМА: ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.
Совет логопеда : потратьте один вечер/день и пристально оцените речь своего малыша, соотнеся с вышесказанным.
Советы родителям :Помните, что речь ребенка развивается под «впечатлением» от речи взрослых. И первую очередь – родителей.
Разговаривайте со своим ребенком «что вижу – то пою» : при приготовлении еды, одевании-раздевании, уборке, прогулке и самых разнообразных домашних делах. Говорите о том, что вы делаете, что делает и что видит ребенок.
Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок говорит отдельными словами, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. Не стоит говорить малышу сложносочиненным предложением. Когда Вы закончите говорить фразу – он уже не вспомнит, с чего Вы начинали.
Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. ( на закрытые вопросы ответы: Да, Нет). Это будет провоцировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа.
Закрытый вопрос: ты гулял? (да-нет)
Открытый вопрос: что делали сегодня на улице?
Помните про временные паузы, чтобы у ребенка была возможность самому говорить и отвечать на Ваши вопросы. Слушайте звуки и шумы вокруг. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т. д. Поиграйте в игру «Кто больше услышал?»
Если ваш ребенок употребляет в речи всего несколько слов в речи, помогайте ему разнообразить свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, животные) и назовите их ребенку. Пусть малыш повторит за Вами эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни.
Если Ваш ребенок произносит только одно слово, научите его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Просто расширьте его. Например, если ребенок говорит «мама», последовательно научите его говорить: «Мама тут», «Мама там», «Мамина чашка», «Где мама» и т. д.
Важно с раннего возраста обращать внимание на речь ребенка, и не ждать, когда он «сам заговорит».
Разговаривайте с ребенком ПРАВИЛЬНО, произнося звуки родного языка четко, не искаженно. Не говорите с ребенком так, будто бы он совсем кроха («не сюсюкайте»).
Разрешите детям практиковаться под вашим контролем с ножницами (режем газеты на полоски, пуговицами (сортируем, мелким конструктором, пластилином. НЕ РЕЖЬТЕ, а давайте целыми морковь, яблоко, репу, кусковое мясо – так ребенок тренирует артикуляционный аппарат.
Если ребенок состоит на учете у невролога, ЛОРа, окулиста, психиатра, ортодонта, гастроэнтеролога – ОБЯЗАТЕЛЬНО вовремя проводите необходимые исследования. Наш организм – ЕДИНАЯ система, например, когда после коррекции исправляется прикус, то исчезает косолапость!
УДАЧИ Вам и Вашим деткам!