ольга куксова
Консультация «Логопед отвечает: как расшифровать логопедическое заключение»
Логопед отвечает : как расшифровать логопедическое заключение
Уважаемые родители, у вас возникли вопросы?
В наших небольших заметках постараемся кратко ответить на них.
Вопросы:
1. С какого возраста рекомендованы занятия с учителем-логопедом?
2. Как расшифровываются логопедические заключения?
Публикация «Консультация „Логопед отвечает: как расшифровать логопедическое заключение“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Шифровки, кодирование, криптография
- Темочки
За развитием вашего ребенка в нашем дошкольном учреждении наблюдают профессиональные специалисты: на раннем этапе, в ясельной и младшей группе, - это воспитатели и педагог-психолог, а в среднем возрасте помимо ранее названных педагогов обследует детей и учитель-логопед. После того, как представленные на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию дети, получили логопедические заключения, учитель-логопед начинает заниматься с детьми по письменному согласию родителей с нового учебного года (с 1 сентября). Возраст детей к тому периоду достигает 5 лет. Если у специалистов возникнут какие-либо подозрения в плане возрастного развития детей ясельного или младшего возраста, то родителям этих детей рекомендуется обратиться за консультацией в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию раньше для получения полноценного заключения. Хотим успокоить родителей - выявление проблем и получение компетентного диагностического заключения :
• во-первых, носят рекомендательный, а не принудительный характер;
• во-вторых, это возможность раньше исправить или скорректировать возникшую проблему.
Логопедические диагнозы или заключения.
Очень часто бывает так, что, пообщавшись с логопедом после обследования ребенка, родители так и не могут понять, какой же диагноз поставил ребенку логопед и что же он означает. Давайте разбираться. Существуют так называемые клинические диагнозы (алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, афазия, заикание) и педагогические диагнозы (ОНР, ФФН, ЗРР, ФНР, ЛГНР). Начнем с того, что логопед ставит диагноз, а точнее пишет логопедическое заключение, так, чтобы ему в дальнейшем по заключению было удобнее выстраивать поэтапно коррекционную работу.
Приведу различные примеры диагнозов и коротко поясню, над чем должна вестись работа при таких диагнозах. Педагогические диагнозы:
• Фонетическое нарушение речи (ФН)
При ФН нарушено звукопроизношение, слоговая структура слова, компоненты речи в комплексе или только звукопроизношение. Логопед ведет работу по исправлению звукопроизношения, по коррекции слоговой структуры слов, компонентов речи: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи. Состояние стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФН).
При ФФН помимо нарушения звукопроизношения имеется и недоразвитие фонематического восприятия, то есть слуховой дифференциации. Логопедическая работа по исправлению звукопроизношения должна вестись параллельно с работой по развитию фонематического слуха. Развитие фонематического слуха у детей — важное условие успешного обучения их чтению и письму.
• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня).
При ОНР у детей бывают нарушены все компоненты языковой системы: и фонетико-фонематическая сторона речи, и лексика, и грамматический строй. Нарушения носят, как правило, стойкий характер, поэтому очень важное условие в коррекционной работе — системность, непрерывность в обучении.
Приведу пример: логопед ставит диагноз - ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией. ОНР — это педагогический диагноз, который говорит логопеду о том, что у ребенка имеются нарушения всех сторон речи: и звуковой, и грамматики, и связной речи. .
Дизартрия — это диагноз, который указывает на то, что у ребенка имеются также нарушения мышечного тонуса органов артикуляции (либо гипертонус, либо гипотонус). Значит, логопед обязательно в работе будет использовать приемы массажа. Клинический диагноз больше делает акцент на том, по какой причине возникли речевые нарушения у ребенка, а педагогический диагноз позволяет логопеду понять, что нарушено в речи и над чем нужно работать. Иногда логопеды пишут только педагогический диагноз, поскольку он более полезен в практической деятельности. Ведь при разных диагнозах коррекционная работа все равно всегда строится в зависимости от того, что мешает ребенку счастливо жить на данный момент: или нарушение звукопроизношения, или нарушение слоговой структуры слов, или отсутствие фразовой речи, или нарушение монологической речи и так далее.
Остановимся на логопедических заключениях и сроках, отведенных на их коррекцию (исправление) :
№ п. п. сокращение логопедического заключения полное название логопедического заключения сроки пребывания ребенка на логопункте
ФН фонетическое недоразвитие речи 6 месяцев
ФН. Д. (м. п.) фонетическое недоразвитие речи. Дизартрия минимальные проявления 1-1,5 года
ФФН фонетико-фонематическое недоразвитие речи 1 год
ФФН. Д. (м. п.) фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Дизартрия минимальные проявления 2 года
ОНР (I ур.) Д. (м. п.) общее недоразвитие речи (II уровень). Дизартрия минимальные проявления 3-4 года
ОНР (II ур.) Д. (м. п.) общее недоразвитие речи (II уровень). Дизартрия минимальные проявления 3 года
ОНР(III уровень) Д. (м. п.) общее недоразвитие речи (III уровень). Дизартрия минимальные проявления 2 года
Внимание! Длительность пребывания детей на логопункте, несмотря на существующие нормы, индивидуальны: у одних дети положительная динамика наблюдается раньше, у других – позже. Зависит это и от особенностей ребенка, и от помощи родителей, которая просто необходима, как детям, так и учителю-логопеду.