Ольга Семенова
Литературный вечер по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.
2. Прививать любовь к чтению.
Задачи:
1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.
2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.
3. Через творчество П. П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.
Темочки:
- Бажов П.П. писатель
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Сценарии по сказкам
- Чтение, детская литература
- Темочки
4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, социальной адаптации в стрессовой ситуации праздничного занятия.
Оборудование:
- Портрет писателя.
- Книги П. П. Бажова.
- Выставка уральских самоцветов.
- Предметы из сказов (пуговица, молоток, ящерка на камне, брошь).
- Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.
Ход занятия.
Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.
(На экране 1 титульный слайд)
Ведущий:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)
Верно, это - Павел Петрович Бажов.
(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)
Его друзья писатели говорили о нем так:
• «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»
• «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»
• «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».
На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.
Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный вечер, посвященный творчеству П. П. Бажова. Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург. (На экране слайды 3,4) Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».
Ведущий: Ребята, а какие сказы вам запомнились?
Дети: 1.«Серебряное копытце».
2. «Огневушка – Поскакушка».
3. «Голубая змейка»
4. «Медной горы Хозяйка».
5. «Малахитовая шкатулка».
6. «Каменный цветок»
7. «Синюшкин колодец».
(На экране слайд 5)
Ведущий:
«Широко, далеко пораскинулся
Богатырь великий – Седой Урал!
Камни дивные, самоцветные
В тайне синих гор щедро он собрал!
То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость куста
Демидовскую медницу – Гумёшки,
Прославил этот камень неспроста.
В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях, прославивший Урал?
Дети: малахит.
Звучит музыка в зал входит Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте, дети, здравствуйте взрослые! Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитнецей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова, всего их 96. В нашем путешествии мы еще раз вспомним, а быть может, даже и встретим, героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!
(Звучит русская народная музыка).
Хозяйка Медной горы:
Вот мы и в сказке. А куда же мы попали? Давайте попробуем разгадать. А поможет нам моя шкатулочка.
1 задание
.
Узнай сказ по отрывку.
(Из шкатулки дети и родители по очереди достают листочки с текстом и читают задание).
• «Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы Марьюшка замуж! Пожелали так, и плиточки у обоих стали золотые»… (ответ детей: «Голубая змейка»).
• «Как темнеть стало, запобаивалась, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится»… (ответ детей: «Серебряное копытце»).
• «Вот у них и повелось. Как суббота, старатели домой, а дедко Ефим с Федюнькой на прииске останутся»… (ответ детей: «Огневушка-поскакушка»).
• «Как случится ночь месячная так и приходи. Если меня наверху не случится, скажи: «Без ковша пришел!». (ответ детей: «Синюшкин колодец»).
На экране по мере ответов детей появляются иллюстрации из сказов.
Хозяйка Медной горы:
Молодцы, все загадки разгадали. А попали мы с вами в сказы из малахитовой шкатулки. Моя шкатулочка предлагает вам отгадать сказ по одному лишь только слову, объяснив его значение. Попробуете?
Задание 2.
Узнай сказ по одному слову.
ПАЛАТИ – это место, где спали люди. На палатях проводили зиму Ланко и Лейко в «Голубой змейке».
БАЛАГАН – это охотничья избушка, в которой жили Даренка и Кокованя. «Серебряное копытце»
РЕШЕТО – это сито, в которое бабка Лукерья собирала свой поминок – перышки. «Синюшкин колодец»
Ведущая: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю всех поиграть. (Игра проводится под музыку.)
После игры все занимают свои места.
Хозяйка Медной горы:
В моей волшебной шкатулке есть предметы из сказов, я предлагаю вам отгадать из какого сказа каждая вещь и кому она принадлежала.
Задание 3
.
Чья вещь.
1. Пуговица – «Малахитовая шкатулка». (Подарок Танюшке от Малахитницы).
2. Брошь - «Горный мастер» (малахитовые бляшки, которые Катя вытачивала)
3. Молоток – «Каменный цветок» (инструмент Данилы-мастера).
4. Ящерка на камне – «Медной горы Хозяйка» (так в1-ый раз хозяйка показалась Степану)
5. Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей).
Ведущий:
Задание 4.
Ребята, вы (вместе с родителями, подготовили небольшие сценки, по сказам Бажова. Я предлагаю Вам показать их нам, а мы попробуем угадать, какой же из сказов больше всего полюбился Вашей семье.
(разыгрывание сценок)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы, а теперь я предлагаю Вам сыграть в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я буду читать Вам стихи, а Вы должны закончить их и угадать о каком сказе идет речь. Попробуем?
Задание 5.
Сделал мастер чудо – Каменный цветок,
Получил в подарок Хозяйки (перстенёк)
Ставила Дарёнка во дворе корытце,
Чтоб олешек маленький мог воды… (напиться)
Тёмной ночью у костра появляется она –
Мастерица петь, плясать, самородок указать.
Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы, ребята! А у меня для вас еще одно задание. Несла я свою волшебную шкатулку к Вам, да по дороге уронила, и все сказы из неё как бусины повыпали, да раскатились. Собрала я их, да только не совсем верно. Помогите мне все названия сказов правильно собрать.
Задание 6.
Каменный мастер
Горный цветок
Синюшкино копытце
Колодец огневушка
Малахитовая змейка
Голубая шкатулка
Ведущий (обращается к хозяйке медной горы):
Посмотрите сколько книжек самоделок, сколько поделок приготовили дети вместе с родителями по сказам П. П. Бажова. (Рассматривание выставки)
Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось как здорово вы управились со всеми моими загадками. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи (уходит, оставив какой-то зеленый мешочек)
Ведущий (замечает забытый Хозяйкой мешочек)
Ребята, а что это? (Голос Хозяйки: Это вам подарок от меня)
Давайте посмотрим, что там? (открывает мешочек, там конфеты)
Вот и закончился наш вечер! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.
«В который раз склонимся мы над книжкой,
Впитаем мудрость этих слов.
Нам не забыть рассказов деда Слышко
Спасибо, добрый дедушка Бажов».