Самохвалова Наталья
Конспект урока литературного чтения «Г. Горбовский «Розовый слон» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Литературное чтение
Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».
Тема: Введение в раздел (Г. Горбовский «Розовый слон»).
Цели:
– Познакомить детей с произведением Глеба Горбовского «Розовый слон», дать представление о том, что внешняя красота зависит от внутреннего состояния души;
Задачи: учить детей продумывать смысл каждого слова в произведении, размышлять с автором и сопереживать с героем стихотворения – слоном;
Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность, речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе стихотворения. Развивать любознательность, творческие способности
Публикация «Конспект урока литературного чтения „Г, Горбовский „Розовый слон“ во 2 классе» размещена в разделах
- Африка. Животные жарких стран
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Слон. Все про слонов для детей
- Слон. Конспекты занятий
- Слон. Сказки, стихи, детская литература
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Этапы урока Деятельность учителя и обучающихся
Формируемые УУД
Мотивация к УД – Мы начинаем читать новый раздел учебника. Прочитайте название раздела. («Самое обыкновенное чудо».)
– Что можно назвать чудом?
– Может чудо быть самым обыкновенным?
– Где можно увидеть самое обыкновенное чудо? (В цирке, в кино.)
– Но мы с вами читаем книгу. Где же мы будем искать чудо? (В книгах, в текстах, в словах автора.) Героя следующего произведения угадайте сами.
Ловко воду набирая
Хоботом из луж,
Самого себя купая,
Кто устроил душ?
(Слон.) А что вы знаете о слоне?
Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн. Индийские слоны не такие крупные.
– Можно ли этот рассказ поместить в научную энциклопедию? Почему?
- В нем нет лишних слов, сведения правильны и точны. Это научный
рассказ.)
– Открывается раздел стихотворением Глеба Горбовского. Как оно называется? Прочитайте. («Розовый слон»)
- В каком жанре написано произведение? Обоснуйте ответ.
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе кругозора;
Коммуникативные:
Слушать и понимать речь других;
Оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД:
Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Относить произведение к одному из жанров;
Познавательные УУД:
Развивать умение ориентироваться на развороте учебника
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений
Постановка учебной задачи
Введение в проблему
- Бывают ли розовые слоны? Каким по характеру может быть розовый слон? В русском языке «розовый» означает – светлый, добрый
Какое выражение знаете со словом «розовый»?
(Видеть в розовом цвете) Что означает? (Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого.)
- Не потому ли у автора слон именно – розовый? Значит, какой?
- Какие еще вопросы у вас возникают?
2. Тема урока. (на доске) Г. Горбовский «Розовый слон»
- Какая цель урока?
- Продолжите фразы:
Узнать …
Понять…
Научиться ….
Стать …
Регулятивные УУД:
Развивать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (целеполагание);
Развивать умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (планирование);
Развитие умения предвосхищать результат и уровень усвоения
Решение УЗ
(открытие детьми нового знания)
Физкультминутка
Самостоятельное развитие речи (закрепление)
План урока: (на доске)
1) Знакомство
2) Выяснение причин
3) Выводы
Учитель акцентирует внимание учащихся на каком этапе прохождения они находятся на уроке и отмечает символом успешно пройденный.
Работа с текстом стихотворения.
1. Работа с текстом до чтения.
– А бывают розовые слоны? (в сказках, игрушках, мечтах) Как вы думаете, почему автор так назвал своё стихотворение? (Предположения детей.)
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение стихотворения про себя.
Сколько картин можно нарисовать к этому стихотворению? (В Африке слон, в зоопарке, в будущем
Работа в группах (3 группы) Каждая группа заполняет свой раздел таблицы с последующей проверкой с доской
Можно предложить по желанию индивидуальные таблицы для заполнения, с последующей проверкой
2) Вопросы после чтения:
– Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (На три.)
В Африке В зоопарке В будущем
3) Упражнение в выразительном чтении по частям.
Чтение 1-й части. Вопросы после чтения 1-й части:
– Каким был слон? (Весёлым.)
– Как вы понимаете строчку «много весёлых было в нём сил»?
– Почему розовый слон не носил «скучную обувь»?
– А почему дикие звери «двигались тише, если он спал»? (Они любили этого слона.)
– Есть ли описание слона в стихотворении? Прочитайте.
– Что значит быть мешковатым? Прочитайте в тетради на с. 44.
– Почему автор пишет, что уши у розового слона «добрые»? (Они мягкие, висят, как два лопуха.)
– Почему же слон розовый? (Он добрый, лучится добротой, звери видят его таким – розовым, добрым и тёплым. Выполнение задания 3 на с. 44 тетради.)
В Африке В зоопарке В будущем
розовый
веселый
добрый
ласковый
сильный
Чтение 2-й части. Вопросы после чтения:
– Как изменилась жизнь слона?
– Почему он стал серым?
– Почему теперь звери смеются над слоном? Какое сравнение они придумали? (Серый, как дом.) Это обидное сравнение?
– Что нового вы узнали о слоне из этих строчек? (Слон умеет грустить и прощать.)
– Кто же верит в то, что слон – розовый? (Автор.)
– Как он пытается успокоить слона?
– Как вы думаете, что чувствовал слон? (Задание 4 в тетради на с. 44.)
– Что же сделало слона серым? (Грусть, обида и несвобода.)
Почему автор поставил многоточие? (чтобы лучше обдумать и понять чувства, которые испытывает слон)
Что мы узнали о характере слона? (умеет прощать)
В Африке В зоопарке В будущем
розовый серый
веселый грустный
добрый прощает обиду
теплый отчаяние
ласковый несвобода
сильный
Чтение 3-й части.
Вопросы после чтения:
– Как в последней части автор называет своего героя? («Добрый мой слоник.»)
– Почему автор в последней части стихотворения просит прощения? Разве он виноват?
– О каких чувствах автора говорит последняя часть? (О надежде.)
– В каких строчках звучит эта надежда? Прочитайте.
– Когда же слон опять станет розовым? (Когда взойдёт солнце.)
– Но сделает ли солнце слона розовым? Ведь он остаётся в клетке.
В Африке В зоопарке В будущем
розовый серый Надежда, вера в лучшее
веселый грустный Сохранить веселость
добрый прощает обиду
теплый отчаяние
ласковый несвобода
сильный
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает
4) Выразительное чтение всего стихотворения. Последним стихотворение прочитает учитель.
3. Работа с текстом после чтения.
1) Вопросы после чтения:
– Так бывают ли розовые слоны? (Оказывается, да)
– Как относится автор к герою своего стихотворения?
– Какие чувства вы испытываете к герою этого стихотворения? (Сначала – радость за него, гордость, нежность; потом – сочувствие, сильное переживание.)
– А возникло ли у вас чувство надежды?
– Хотелось бы вам иметь друга, похожего на розового слона? Почему?
(Он добрый, весёлый, умеет прощать.)
– Какие строчки вызвали самые сильные чувства?
– Можно ли эти стихи переложить на музыку? Какая песня получится? (Ответ детей: получится очень грустная песня.)
2) Прослушивание аудиозаписи песни «Розовый слон».
– Можно ли эту песню назвать грустной? Какими чувствами она наполнена?
3) Рассказ учителя об истории этой песни.
– Музыку на слова Глеба Горбовского написал композитор Станислав Пожлаков. Песня была создана для доброго детского кинофильма «Боба и
слон», в котором рассказывается, как однажды из зоопарка ушёл слон и только пятилетнему мальчику удалось привести его обратно. Затем появился мультфильм «Девочка и слон», где тоже звучит эта песня.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, итог
выказывали своё отношение к героям.)
– Для чего, с какой целью (возвращаемся к установкам урока:
Узнать …
Понять…
Научиться ….
Стать …
Кто считает, что мы их достигли?
В чем заключается замысел автора стихотворения?
Поднимите руки, у кого случались «серые дни» ?
Кто вам помог их «перекрасить»? (друзья)
Познавательные УУД:
(логические)
Развивать умение анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков):
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, построение логической цепи рассуждения;
Находить ответы на вопросы в тексте;
Коммуникативные УУД:
Развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Развивать умение работать в группе;
Развивать умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
Регулятивные УУД:
Развивать умение составлять план и определять последовательность действий
Развивать умение учиться работать по предложенному учителем плану
Развивать умение вносить необходимые дополнения и коррективы в случае расхождения с эталоном и отличий от эталона (коррекция)
Личностные УУД:
Развивать умение высказывать свое отношение к герою, выражать эмоции
Познавательные УУД:
Развивать умение выдвигать гипотезы, давать им обоснование;
Развивать умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
Развивать умение анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков (логические УУД)
Коммуникативные:
Развивать умение слушать и вступать в диалог;
Развивать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные УУД:
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (логические);
Развивать умение строить логические цепи рассуждений (логические) ;
Развивать умение строить доказательство (логические);
Развивать умение выбирать основания и критерия для сравнения, классификации объектов
Коммуникативные УУД:
Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Развивать умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Регулятивные УУД:
Развивать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (волевая саморегуляция)
Развивать умение подводить под понятие, выведение следствий (логические УУД)
Регулятивные УУД:
Развивать умение выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (оценка)
Личностные УУД:
Развивать умение в построении жизненных планов во временной перспективе (самопознание и самоопределение)
Развивать умение нравственно- этически оценивать события;
Развивать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Развивать умение устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих мотивов
(смыслообразование)
Развивать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (самопознание и самоопределение)
Рефлексия У Д
– Почему же именно этим стихотворением открывается раздел «Самое обыкновенное чудо»? (В чудо надо верить, и тогда в сером слоне можно увидеть розового. Вера и надежда помогают чудесам свершаться. Так бывает в жизни, поэтому это «обыкновенное чудо».)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
- Сможете ли пояснить другим то, чему научились сами? Регулятивные УУД:
Развивать умение осознавать качество и уровень усвоения учебного материала;
Развивать способность к волевой саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии
Домашнее задание.
1. Прочитать выразительно стихотворение «Розовый слон» (выучить наизусть – задание на выбор).
2. Найти непонятные слова, выяснить лексическое значение, указать источник (интернет, энциклопедия, журнал) – баобаб, шакал.
Познавательные УУД:
Развивать умение выделять и искать необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств