Лучший педагог года

Конспект урока литературного чтения «Г. Горбовский «Розовый слон» во 2 классе

Самохвалова Наталья
Конспект урока литературного чтения «Г. Горбовский «Розовый слон» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Литературное чтение

Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».

Тема: Введение в раздел (Г. Горбовский «Розовый слон»).

Цели:

– Познакомить детей с произведением Глеба Горбовского «Розовый слон», дать представление о том, что внешняя красота зависит от внутреннего состояния души;

Задачи: учить детей продумывать смысл каждого слова в произведении, размышлять с автором и сопереживать с героем стихотворения – слоном;

Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность, речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе стихотворения. Развивать любознательность, творческие способности

Публикация «Конспект урока литературного чтения „Г, Горбовский „Розовый слон“ во 2 классе» размещена в разделах

Этапы урока Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к УД – Мы начинаем читать новый раздел учебника. Прочитайте название раздела. («Самое обыкновенное чудо».)

– Что можно назвать чудом?

– Может чудо быть самым обыкновенным?

– Где можно увидеть самое обыкновенное чудо? (В цирке, в кино.)

– Но мы с вами читаем книгу. Где же мы будем искать чудо? (В книгах, в текстах, в словах автора.) Героя следующего произведения угадайте сами.

Ловко воду набирая

Хоботом из луж,

Самого себя купая,

Кто устроил душ?

(Слон.) А что вы знаете о слоне?

Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн. Индийские слоны не такие крупные.

– Можно ли этот рассказ поместить в научную энциклопедию? Почему?

- В нем нет лишних слов, сведения правильны и точны. Это научный

рассказ.)

– Открывается раздел стихотворением Глеба Горбовского. Как оно называется? Прочитайте. («Розовый слон»)

- В каком жанре написано произведение? Обоснуйте ответ.

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе кругозора;

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Относить произведение к одному из жанров;

Познавательные УУД:

Развивать умение ориентироваться на развороте учебника

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Постановка учебной задачи

Введение в проблему

- Бывают ли розовые слоны? Каким по характеру может быть розовый слон? В русском языке «розовый» означает – светлый, добрый

Какое выражение знаете со словом «розовый»?

(Видеть в розовом цвете) Что означает? (Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого.)

- Не потому ли у автора слон именно – розовый? Значит, какой?

- Какие еще вопросы у вас возникают?

2. Тема урока. (на доске) Г. Горбовский «Розовый слон»

- Какая цель урока?

- Продолжите фразы:

Узнать …

Понять…

Научиться ….

Стать …

Регулятивные УУД:

Развивать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (целеполагание);

Развивать умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (планирование);

Развитие умения предвосхищать результат и уровень усвоения

Решение УЗ

(открытие детьми нового знания)

Физкультминутка

Самостоятельное развитие речи (закрепление)

План урока: (на доске)

1) Знакомство

2) Выяснение причин

3) Выводы

Учитель акцентирует внимание учащихся на каком этапе прохождения они находятся на уроке и отмечает символом успешно пройденный.

Работа с текстом стихотворения.

1. Работа с текстом до чтения.

– А бывают розовые слоны? (в сказках, игрушках, мечтах) Как вы думаете, почему автор так назвал своё стихотворение? (Предположения детей.)

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение стихотворения про себя.

Сколько картин можно нарисовать к этому стихотворению? (В Африке слон, в зоопарке, в будущем

Работа в группах (3 группы) Каждая группа заполняет свой раздел таблицы с последующей проверкой с доской

Можно предложить по желанию индивидуальные таблицы для заполнения, с последующей проверкой

2) Вопросы после чтения:

– Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (На три.)

В Африке В зоопарке В будущем

3) Упражнение в выразительном чтении по частям.

Чтение 1-й части. Вопросы после чтения 1-й части:

– Каким был слон? (Весёлым.)

– Как вы понимаете строчку «много весёлых было в нём сил»?

– Почему розовый слон не носил «скучную обувь»?

– А почему дикие звери «двигались тише, если он спал»? (Они любили этого слона.)

– Есть ли описание слона в стихотворении? Прочитайте.

– Что значит быть мешковатым? Прочитайте в тетради на с. 44.

– Почему автор пишет, что уши у розового слона «добрые»? (Они мягкие, висят, как два лопуха.)

– Почему же слон розовый? (Он добрый, лучится добротой, звери видят его таким – розовым, добрым и тёплым. Выполнение задания 3 на с. 44 тетради.)

В Африке В зоопарке В будущем

розовый

веселый

добрый

ласковый

сильный

Чтение 2-й части. Вопросы после чтения:

– Как изменилась жизнь слона?

– Почему он стал серым?

– Почему теперь звери смеются над слоном? Какое сравнение они придумали? (Серый, как дом.) Это обидное сравнение?

– Что нового вы узнали о слоне из этих строчек? (Слон умеет грустить и прощать.)

– Кто же верит в то, что слон – розовый? (Автор.)

– Как он пытается успокоить слона?

– Как вы думаете, что чувствовал слон? (Задание 4 в тетради на с. 44.)

– Что же сделало слона серым? (Грусть, обида и несвобода.)

Почему автор поставил многоточие? (чтобы лучше обдумать и понять чувства, которые испытывает слон)

Что мы узнали о характере слона? (умеет прощать)

В Африке В зоопарке В будущем

розовый серый

веселый грустный

добрый прощает обиду

теплый отчаяние

ласковый несвобода

сильный

Чтение 3-й части.

Вопросы после чтения:

– Как в последней части автор называет своего героя? («Добрый мой слоник.»)

– Почему автор в последней части стихотворения просит прощения? Разве он виноват?

– О каких чувствах автора говорит последняя часть? (О надежде.)

– В каких строчках звучит эта надежда? Прочитайте.

– Когда же слон опять станет розовым? (Когда взойдёт солнце.)

– Но сделает ли солнце слона розовым? Ведь он остаётся в клетке.

В Африке В зоопарке В будущем

розовый серый Надежда, вера в лучшее

веселый грустный Сохранить веселость

добрый прощает обиду

теплый отчаяние

ласковый несвобода

сильный

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает

4) Выразительное чтение всего стихотворения. Последним стихотворение прочитает учитель.

3. Работа с текстом после чтения.

1) Вопросы после чтения:

– Так бывают ли розовые слоны? (Оказывается, да)

– Как относится автор к герою своего стихотворения?

– Какие чувства вы испытываете к герою этого стихотворения? (Сначала – радость за него, гордость, нежность; потом – сочувствие, сильное переживание.)

– А возникло ли у вас чувство надежды?

– Хотелось бы вам иметь друга, похожего на розового слона? Почему?

(Он добрый, весёлый, умеет прощать.)

– Какие строчки вызвали самые сильные чувства?

– Можно ли эти стихи переложить на музыку? Какая песня получится? (Ответ детей: получится очень грустная песня.)

2) Прослушивание аудиозаписи песни «Розовый слон».

– Можно ли эту песню назвать грустной? Какими чувствами она наполнена?

3) Рассказ учителя об истории этой песни.

– Музыку на слова Глеба Горбовского написал композитор Станислав Пожлаков. Песня была создана для доброго детского кинофильма «Боба и

слон», в котором рассказывается, как однажды из зоопарка ушёл слон и только пятилетнему мальчику удалось привести его обратно. Затем появился мультфильм «Девочка и слон», где тоже звучит эта песня.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, итог

выказывали своё отношение к героям.)

– Для чего, с какой целью (возвращаемся к установкам урока:

Узнать …

Понять…

Научиться ….

Стать …

Кто считает, что мы их достигли?

В чем заключается замысел автора стихотворения?

Поднимите руки, у кого случались «серые дни» ?

Кто вам помог их «перекрасить»? (друзья)

Познавательные УУД:

(логические)

Развивать умение анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков):

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, построение логической цепи рассуждения;

Находить ответы на вопросы в тексте;

Коммуникативные УУД:

Развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Развивать умение работать в группе;

Развивать умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

Регулятивные УУД:

Развивать умение составлять план и определять последовательность действий

Развивать умение учиться работать по предложенному учителем плану

Развивать умение вносить необходимые дополнения и коррективы в случае расхождения с эталоном и отличий от эталона (коррекция)

Личностные УУД:

Развивать умение высказывать свое отношение к герою, выражать эмоции

Познавательные УУД:

Развивать умение выдвигать гипотезы, давать им обоснование;

Развивать умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

Развивать умение анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков (логические УУД)

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и вступать в диалог;

Развивать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные УУД:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (логические);

Развивать умение строить логические цепи рассуждений (логические) ;

Развивать умение строить доказательство (логические);

Развивать умение выбирать основания и критерия для сравнения, классификации объектов

Коммуникативные УУД:

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Развивать умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные УУД:

Развивать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (волевая саморегуляция)

Развивать умение подводить под понятие, выведение следствий (логические УУД)

Регулятивные УУД:

Развивать умение выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (оценка)

Личностные УУД:

Развивать умение в построении жизненных планов во временной перспективе (самопознание и самоопределение)

Развивать умение нравственно- этически оценивать события;

Развивать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Развивать умение устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих мотивов

(смыслообразование)

Развивать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (самопознание и самоопределение)

Рефлексия У Д

– Почему же именно этим стихотворением открывается раздел «Самое обыкновенное чудо»? (В чудо надо верить, и тогда в сером слоне можно увидеть розового. Вера и надежда помогают чудесам свершаться. Так бывает в жизни, поэтому это «обыкновенное чудо».)

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

- Сможете ли пояснить другим то, чему научились сами? Регулятивные УУД:

Развивать умение осознавать качество и уровень усвоения учебного материала;

Развивать способность к волевой саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии

Домашнее задание.

1. Прочитать выразительно стихотворение «Розовый слон» (выучить наизусть – задание на выбор).

2. Найти непонятные слова, выяснить лексическое значение, указать источник (интернет, энциклопедия, журнал) – баобаб, шакал.

Познавательные УУД:

Развивать умение выделять и искать необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. «РОДИНЕ» Цели: знакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; развивать наблюдательность, воображение;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения «Г. Горбовский «Розовый слон» во 2 классе
Опубликовано: 29 марта 2025 в 20:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературного чтения «Г. Горбовский «Розовый слон» во 2 классе» (включая файлы) размещена пользователем Самохвалова Наталья (УИ 3553573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 апреля 2025 среда
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД