Нина Логвинова
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего возраста «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну сказок» (по русским народным сказкам) для старших дошкольников.
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад№17 Василеостровского района г. Санкт- Петербурга.
Воспитатель: Логвинова Н. Я.
Цель: - Продолжать закреплять в памяти детей прочитанные ранее сказки.
- Вспоминать их фрагменты, воспроизводить отрывки.
Публикация «Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего возраста „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
-Закрепить умение правильно отвечать на заданные вопросы.
-Развивать память, воображение и интонационную выразительность речи.
-Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Демонстрационный материал : иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставки детских рисунков с изображением любимых героев, выставки книг со сказками.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, создание рисунков к сказкам для украшения группы и музыкального зала.
Ход сценария.
Воспитатель: - Дети, нам пришло письмо из страны сказок, а что в нем, мы сейчас узнаем.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дети! Мы просим вас срочно прилететь в страну сказок и помочь нам. Когда в сказочную страну попадете, загадку для вас найдете. Ее отгадаете, кто написал вам, узнаете. До встречи! Ждем вас!»
Воспитатель:- Ну что, поможем тем, кто попал в беду? Но как нам попасть в сказочную страну? В конверте еще что-то есть. Да это же ковер-самолет, который в страну сказок нас понесет. Дети, летим в страну сказок? На ковер-самолет мы встали, глаза закрыли, слова волшебные сказали :
Раз, два, три, ковер, лети,
В страну сказок нас вези!
Звучит красивая музыка.
Воспитатель:
-Раз, два, три, глаза открой,
В стране сказок мы с тобой.
Дети увидели бабушку-Загадушку.
Бабушка-Загадушка: - Здравствуйте, дети, а я вас поджидаю и загадку вам предлагаю. Ее отгадаете и, кто вам письмо прислал, узнаете. Запретила братцу сестрица попить воду из копытца. Не послушал Ванечка сестренку, превратился он в козленка. Догадались, кто вам написал письмо?
Из какой они сказки? Почему Иванушка превратился в козленка? Каким он был?
Выходят сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Аленушка: - Ребята, пожалуйста, помогите найти волшебную водицу и тогда козленок, мой братик, в Иванушку превратится.
Воспитатель:- Конечно, поможем! Тогда в путь! Но куда же нам идти?
Звучит музыка, появляется Елена Прекрасная.
Елена Прекрасная: - Дети, если вы русские народные сказки назовете,
То волшебный клубочек найдете.
Дети называют русские народные сказки : волшебные и о животных.
Елена Прекрасная: - Молодцы! Вы под елку загляните и волшебный клубочек возьмите. Он покажет, куда идти, чтоб волшебную воду найти. И я с вами пойду, искать воду помогу.
Дети: - Идите, наши ножки,
По сказочной дорожке.
За клубочком мы пойдем,
Вправо, влево повернем
И водичку мы найдем.
Дети идут и видят стрелочки на столбе.
Елена Прекрасная: - Это волшебные стрелочки. Они указывают, куда идти: направо, налево или прямо. Куда идем? (налево). Какая цифра на стрелочке(8).
Воспитатель читает, что написано на стрелочке с обратной стороны: - Налево 8 шагов пройдешь-
Сказочный цветок найдешь.
Лепесток сорвешь-
Загадку прочтешь.
Ее отгадаешь-
Дети идут, отсчитывают 8 шагов и находят сказочный цветок, срывают лепестки по порядку и читают загадки, отгадывают их, находят иллюстрации к сказкам, называют художников-иллюстраторов и главных героев сказок.
1. Тот царь над златом вечно чах,
Но час пришел-
Он превратился в прах. («Кощей Бессмертный», художник Т. Маврина-Лебедева)
2. Что за стук?
Что за гром?
Лес шумит, качается?
Это бабушка Яга
На помеле катается. («Баба Яга», художник В. Васнецов)
3. Дочь старика
Он щедро наградил:
Приданое ей дал
И шубу подарил,
Старухину же дочь
В ледышку превратил. («Морозко», художник И. Билибин)
4. Вот девочка из снега,
Прелестна и бела,
Но лишь тепло настало-
Растаяла она. («Снегурочка», художник А. Пахомов)
5. В этой сказке серый волк
Не раз царевичу помог:
Жар-птицу для отца поймать
И лошадь златогривую достать,
Похитить у царя Долмата дочь
И убежать со всем добытым прочь.
(«Иван-царевич и серый волк», художник Н. Кочергин)
6. Лиса журавля в гости пригласила
И кашу манную в тарелку положила,
А гость клевал ее, клевал,
Но длинный клюв ему мешал.
Лису к себе он пригласил
И точно так же угости. («Лиса и журавль», Е. Рачев)
7. Иванушка коня оседлал,
К высокому терему прискакал,
С руки царевны перстень снял,
Куда ускакал? Никто не видал. («Сивка-бурка», Н. Кочергин)
8. Стрела у Ивана в болото упала,
Лягушка - квакушка ее подобрала. («Царевна - лягушка»,
Ю. Васнецов)
9. Емелюшка на печке
И день, и ночь лежал,
Но вдруг все изменилось,
Как щуку он поймал. («По щучьему велению», Т. Маврина)
Воспитатель: - Волшебную воду здесь не нашли,
Снова к стрелочкам пришли. Теперь куда идем? (Направо).
Читаем, что написано на стрелочке, какая цифра на ней? (10)
(читает) : Направо 10 шагов пройдешь,
Чудесный мешочек найдешь.
Дети идут и встречают Кота Баюна. У него в лапах чудесный мешочек.
Воспитатель: - Кот Баюн, отдай нам, пожалуйста, мешочек, он нам нужен.
Кот Баюн: - Отдам, отдам, только вы мне помогите: из моей книги убежали слова, их надо вернуть назад, но я не могу вспомнить, из какой они сказки.
Дети: - Мы тебе поможем.
Воспитатель читает:
1. Повез старик бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. («Морозко»)
2. Срезал ту дудку старик, приложил к губам и только дунул в нее, как слышит: заиграла, запела дудка, жалобно запричитала. («Волшебная дудочка»)
3. Ведьма схватила мальчика, посадила в мешок и побежала. («Терешечка»)
4. Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить. («Два Мороза»)
5. И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все с боку идет. («Иванушка-дурачок»)
6. Шел он, шел и видит: мужик в избу тащит корову. («Лутонюшка»)
7. Иван-царевич не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. («Марья Моревна»)
Кот Баюн: - Молодцы. Вот мешочек, получайте.
Дети достают из мешочка иллюстрации к русской народной сказке «Гуси-лебеди» и раскладывают картинки по порядку следования событий, называют сказку.
Кот Баюн: - Спасибо, дети, вы мне очень помогли.
Воспитатель: - Здесь тоже воду не нашли,
Назад к стрелочке пришли.
Куда мы теперь идем? (Прямо) Какая цифра на стрелочке? (7)
(Читает) : Семь шагов прямо пройдете, сундучок волшебный найдете. (Идут.)
Воспитатель: - Вот и сундучок, но он закрыт на замок. Как нам быть? Как же сундучок открыть?
Появляется Емеля со щукой.
Емеля: - Вспомните слова, какие мне щука сказала.
Дети: - По щучьему велению, по нашему хотению, ключ волшебный, появляйся, сундучок наш, открывайся!
(Открыли сундучок, а там – волшебные предметы).
Емеля: - Дети, отгадайте, что это за предметы, из каких они сказок, в чем их волшебная сила.
Емеля достает по одному предмету).
Волшебный клубочек – «Царевна – лягушка»
Волшебный платочек – «Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю, что»
Кувшины с живой и мертвой водой – «Иван – царевич и серый волк»
Волшебное кольцо – «Волшебное кольцо»
Скатерть - самобранка – «Сума, дай ума»
Кошелек – самотряс - «Сума, дай ума"
Волшебная дудочка – «Волшебная дудочка»
Яблоко – «Молодильные яблоки»
Емеля: - молодцы. Все назвали.
Воспитатель: - Назвать – то назвали, а волшебную воду не нашли.
Что нам делать, куда идти,
Кто поможет нам воду найти?
Василиса Прекрасная: - Я знаю, кто вам поможет.
В дремучем лесу затерялась избушка,
В избушке живет не простая старушка :
Берет помело да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
Кто это?
Дети (хором) : - Баба Яга!
Баба Яга: - Фу – фу – фу! Русским духом пахнет!
Здравствуйте, дети!
Знаю, знаю, зачем вы пришли.
Я добрая Баба Яга, не буду вас кушать,
Но вы должны меня внимательно слушать.
Я вам помогу, а вы мне помогите –
- Второе слово в имени героев правильно назовите:
Кощей- Смертный (Бессмертный)
Марья- Озеровна (Моревна)
Иван-королевич (царевич)
Крошечка- Матрешечка (Хаврошечка)
Иванушка –пастушок (дурачок)
Змей Егорыч (Горыныч)
Елена-Ужасная (Прекрасная)
Царевна –Смеяна (Несмеяна)
Сестрица Матренушка (Аленушка)
Василиса –Преглупая (Премудрая)
Царевна-квакушка (лягушка)
Кикимора лесная (болотная)
Баба Яга: - Спасибо, ребята, вот вам волшебная водичка, получайте и на козленка выливайте.
Елена Прекрасная: - Льем водичку на козленка.
Превращается он в ребенка.
Аленушка обнимает Иванушку, они благодарят всех.
Звучит веселая русская народная мелодия, все танцуют.
Воспитатель: - Ну вот, пришла пора прощаться,
В детский сад наш возвращаться.
Аленушка дарит детям картинки – раскраски с изображением героев из русских народных сказок.
Дети: - До свидания, до новых встреч!
Воспитатель: - На ковер-самолет мы встали, глаза закрыли, волшебные слова сказали :
Один, два, три,
Ковер, лети,
В детский сад нас неси!
Звучит красивая музыка.
Воспитатель: - Один, два, три, глаза открой,
Прилетели мы домой.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие по стране сказок? Вы все молодцы: загадки отгадали, задания выполняли, а главное - Иванушку расколдовали. Подарочек от Аленушки получайте и про героев сказок не забывайте.