Русудан Джанашия
Леворукость. Причины ее возникновения
Леворукость. Причины ее возникновения
еворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к этой генетической особенности – леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как аномалии, нарушению развития. Действительно, большая часть человечества – праворукие. Среди них есть сильно леварукие и сильно праворукие, те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, и амбидекстры (обоерукие) – люди, одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой.
Публикация «Леворукость, Причины ее возникновения» размещена в разделах
Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких переучиваться, становится как все. Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и длительную историю. Существуют различные представления о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости. Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждается лингвистическим анализом. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов со значением «неловкий», «неуклюжий», но и со значением «неискренний», «разбитый», «зловещий», то есть таких, которые имеют, как правило, отрицательное значение. Это предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. Негативное отношение к левшам в нашей стране также имеет длительную историю. С подобными взглядами на леворукость и таким отношением мы сталкиваемся очень часто. Отчего это?Среди леворуких существенна доля детей, внутриутробный период развития и рождение которых протекали с различными осложнениями, высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма. Некоторые исследователи считают, что для леворукого ребёнка могут быть характерны асинхронное развитие некоторых психических функций, высокая эмоциональность, некоторое отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. Учёные предполагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние стрессовых воздействий праворукой среды на здоровье и формирование личности, снизят риск нарушений физического и психического здоровья.
Часто встречающаяся семейная леворукость заставила учёных ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Существует несколько концепций генетической обусловленности той леворукости, которая называется нормальной, или генетически закреплённой, несвязанной с нарушениями в развитии. Значимость генетического фактора подтверждается данными о том, что леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей – левша. Леворукие дети упоминают о леворуких родственниках в пять раз чаще, чем праворукие, семейное левшество чаще выявляется среди леворуких, чем среди праворуких детей. Однако, любая генетическая модель, должна совпадать с практическими расчётными данными, и чем выше совпадение, тем больше вероятность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости.
актически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки : генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причём возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики причин и степени предпочтения руки.
Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей на земле более ловкой, сильной и точной оказывается правая рука и почему только часть людей – их зеркальное отображение. Мы не знаем и того, почему число левшей не уменьшается и не увеличивается, какие факторы определили столь высокую стабильность соотношения левшей и правшей вне зависимости от пространства и времени. А значит, мы ещё далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.
Если ваш леворукий ребёнок нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду, то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребёнку. Главное, необходимо учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливым и добрым, уметь понять ребёнка. В реальной жизни всё не так просто, но не стоит «сваливать» собственные огрехи воспитания и обучения на леворукость.
Все попытки связать какие-либо трудности обучения, нарушения адаптации, специфические особенности организации деятельности с особой организацией мозга у левшей пока не имеют чётких подтверждений. Если ваш леворукий ребёнок нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду, то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребёнку. Главное, необходимо учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливым и добрым, уметь понять ребёнка. В реальной жизни всё не так просто, но не стоит «сваливать» собственные огрехи воспитания и обучения на леворукость.