светлана петрова
Советы логопеда родителям малышей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Советы логопеда родителям малышей 3- 4 лет
МОТОРИКА - подвижные игры с мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём, соревнования будут способствовать развитию общей моторики и двигательной сферы ребёнка, переключаемости движений и хорошей координации. Развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи, готовит руку к письму. Научитесь за лето правильно держать столовые приборы (ложку, вилку, ручку или карандаш.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
Публикация «Советы логопеда родителям малышей 3–4 лет» размещена в разделах
• Самообслуживание в одевании (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки)
• Собирать, перебирать ягоды
• Помогать взрослому полоть грядки
• Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп)
• Играть с глиной, мокрым песком
• Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
• Собирать мозаики, конструкторы, паззлы
• Перебирать крупы
• Раскрашивать раскраски цветными карандашами
• Складывать простые игрушки из бумаги (оригами)
• Вышивать (крупным крестиком)
• Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие)
• Лепить из пластилина, пластика, теста
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - для четкого произношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата:
• Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты)
• Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши)
• Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – полезно для язычка
• Лизать эскимо
Игры с язычком:
• высунуть язык изо рта и быстро убрать его внутрь («прятки»);
• высунуть язык и поводить им из стороны в сторону (как ходит маятник у часов);
• высунуть язык и придать ему форму лопаточки, а затем — иголочки;
• поднять кончик языка кверху и поцокать им (взрослый показывает, как цокают копыта лошадки, и предлагает ребенку воспроизвести это звукоподражание);
Губы также активно участвуют в процессе произнесения звуков. Для улучшения их подвижности надо то вытягивать губы вперед, то растягивать их в улыбке («Слоник-лягушка», произносить на одном выдохе то звук [а], то звук [у] (как кричит мальчик, который заблудился в лесу: «Ау!»).
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ – в ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения и игры. Они могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка; или дуем через губы, сложенные «трубочкой». Вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч; плавно и долго. Дуем не более 5-7 раз, чтобы не закружилась голова.
• Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом
• «Кораблик» - кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается, выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой
• Музыкант» Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха
• «Чайник закипел», «Шторм в стакане». В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит
• Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
• Надувать воздушные шарики
• Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи
• Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять
• Дуть на детские флюгера, вертушки
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ - игры и упражнения:
• «Угадай, что я делаю» - ребенок отворачивается и закрывает глаза. Кто-то из родителей двигает стул, ходит по комнате, шуршит газетой, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу и т. п. Ребенок называет действия, которые производит взрослый
• «Угадай, где звенит» - заведите будильник и спрячьте его под столом или под шкафом. Когда будильник зазвенит, пусть ребенок отгадает, откуда раздался звук, и найдёт будильник
• «Угадай, чья эта песня» - попросите малыша внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (четко и протяжно произнесите звук [с] : с-с-с, и как поет комарик (отчетливо и протяжно произнесите звук [з] : з-з-з). Затем, попеременно произнося то звук [с], то звук [з], предложите ребенку угадать, когда поет водичка, а когда — комарик.
• «Внимательные ушки» - попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит заданный звук среди других («Комарик» - з п с з л ш к з….)
• Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т. д.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - в любое время можно поговорить с ребёнком)
Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
• Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что ты делаешь?" вместо «Ты играешь?»
• Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
• Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д.
• Разговаривайте с ребенком ПРАВИЛЬНО, произнося звуки родного языка четко, неискаженно. Не говорите с ребенком так, будто бы он еще совсем маленький («не сюсюкайтесь» с ним).
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. На кухне у Вас появляется возможность развивать речь ребё нка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.).
Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне.
На даче. Перед вами открывается простор по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче, необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а вживую увидит растения в разную пору (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты, каким трудом даётся урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи, и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды. Обязательно играйте! Желаю вам приятного отдыха!