Светлана Чернова
Летняя оздоровительная работа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Летняя оздоровительная работа в детском саду
Лето - долгожданная пора в жизни человека. Взрослые уходят в отпуска, школьники - на каникулы, а у дошколят наступает летний оздоровительный период.
Он имеет свои особенности, которые нужно с максимальной эффективностью использовать в летний период в условиях детского сада.
Ресурсы летнего оздоровительного периода можно разделить на две группы: природные и социальные. К природным относятся:
Характерные особенности летней погоды;
Состояние объектов неживой природы;
Публикация «Летняя оздоровительная работа в детском саду» размещена в разделах
Рост, развитие, цветение флоры окружающего мира.
К социальным ресурсам относятся:
Лето-период отдыха от основной образовательной программы
Природно-оздоровительные ресурсы :
Солнце: солнечные и воздушные ванны в сочетании с оптимальным питьевым режимом;
Воздух: активные физические упражнения на улице, сон на проветриваемых верандах;
Вода: водные процедуры на открытом воздухе, дополнительные гигиенические процедуры (мытье после прогулки ног, шей, рук по локоть)
За счет благоприятных погодных условий летом увеличивается пребывание детей на свежем воздухе до 8-8,5 часов в день. Происходит прием детей на улице, организация педагогических мероприятий на улице, сон на свежем воздухе, экскурсии в парк, на школьные стадионы, организованная образовательная деятельность на улице.
Во время пребывания детей на свежем воздухе особое внимание следует обратить на организацию двигательной активности дошколят:
Чередование мероприятия с разной степенью подвижности;
Использование летних видов спорта, игр, упражнений;
Проведение коррекционной и профилактической работы : профилактика плоскостопия, нарушения осанки и т. д.);
Организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по освоению основных двигательных навыков.
Организованная образовательная деятельность проводится преимущественно на свежем воздухе. Хоть она летом и не связана непосредственно с обучением и заключается в основном в развитии познавательных и творческих способностей детей, но все равно должна затрагивать все образовательные области с использованием специфичных для лета форм и методов организации педагогического процесса. В практике работы детского сада принято понятие «занятия эстетически-оздоровительного цикла» (музыка, физическая культура, художественное творчество). Они проводятся музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогами дополнительного образования, а в случае их отпуска - воспитателями групп.
Все мероприятия эстетически-оздоровительного цикла обязательно носят познавательный характер и проводятся на свежем воздухе.
В них входят:
Дидактические игры;
Наблюдения, экскурсии;
Экспериментирование;
Сюжетно-ролевые игры;
Изобразительная деятельность;
Чтение художественной литературы;
Подвижные игры;
Трудовая деятельность: труд на участке, огороде, цветнике.
Лето – идеальное время для ознакомления с объектами ближайшего окружения:
Наблюдения за природными явлениями;
Целевые прогулки, туристические походы, экскурсии на природу, по территории детского сада.
Для правильной организации активного отдыха необходимо в обязательном порядке планировать мероприятия по предупреждению детского травматизма. Чтобы прогулка за пределы детского сада стала полезной и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие правила:
- заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок с целью безопасного передвижения воспитанников;
- принять во внимание индивидуальные физические возможности детей, психологически заранее подготовить детей к прогулке;
- осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям перед началом проведения целевой прогулки;
- запастись бутилированной водой в достаточном для детей количестве.
Большое место в летней оздоровительной работе отводится культурно - досуговым мероприятиям. В детском саду она организуется в различных формах:
Праздники и развлечения различной тематики;
Выставки детского творчества, совестного творчества детей, педагогов и родителей;
Спортивные и познавательные досуги, в т. проводимые совместно с членами семей воспитанников;
Творческие мастерские, проекты и т. д.
Для оптимальной организации образовательной работы в летний период необходимо создать соответствующую развивающую образовательную среду.
Физкультурное и спортивное оборудование и атрибуты для подвижных игр (мячи, кегли, кольцебросы, скакалки, мешочки с песком и т. д., которые выносятся на спортивную площадку ежедневно;
Инвентарь для труда на природе (лейки, грабли, совки и другое детское оборудование) для каждой группы, который хранится на верандах в специальном шкафу;
Изобразительные материалы (карандаши, фломастеры и т. д., материалы для художественного творчества (картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, нитки и пр., в т. ч. природные и нетрадиционные художественные материалы (салфетки, ткань, овощи и т. д., которые могут легко выноситься на участок во время прогулок;
Игры и игровые атрибуты для организации творческой игровой деятельности дошкольников (настольно-печатные игры, элементы костюмов, детская посуда, мягкий инвентарь, которые дети выбирают самостоятельно перед прогулкой и выносят на улицу.
Не стоит забывать и о различных формах совместного творчества детей, педагогов и родителей.
Наиболее распространенными являются:
Семейные клубы по интересам: спортивные, туристские, театральные, фольклорные. Во время работы таких клубов родители и дети занимаются одним делом, они – равноправные партнеры;
Студийные занятия родителей и детей. На таких занятиях родители совместно с детьми выполняют задания педагога. Это могут быть занятия по дизайну, изготовлению народной игрушки, оригами, флористике, физическому развитию детей;
Семейные встречи: дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются. Главная задача - увеличить время совместного пребывания детей и родителей, создать атмосферу единства, сплоченности. Семейные встречи – пример для родителей в организации семейного досуга, в его содержательном насыщении;
Гостиные проводятся с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов. Их цель – психологическое раскрепощение каждого ребенка, развитие его индивидуальности, культуры, социальная адаптация;
Спортивные праздники, занятия совместно с родителями, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности.
Таким образом, основная цель летнего оздоровительного периода в детском саду – объединение усилий взрослых (педагогов, родителей) для создания условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период, развитию познавательных и творческих способностей детей в разных видах деятельности, предоставление ребенку возможности для самовыражения, личностного роста.