Жидкова Татьяна Алексеевна
Конспект НОД «Летят перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Летят перелётные птицы».
Форма: непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровье – сберегающих технологий.
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о перелётных птицах.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Летят перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (грач, жаворонок, кукушка, ласточка, журавль, скворец, лебедь, аист) и умении их различать, закреплять знания об отличительных признаках (из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, почему осенью они улетают) ; познакомить с перелётными птицами, которые обитют в Ставропольском крае и занесены в «Красную книгу Ставропольского края» расширять активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов;
Развивающие:
развивать познавательные процессы: память, внимание, воображение, наблюдательность; логическое мышление; зрительное восприятие; конструктивные и коммуникативные навыки, умение делать выводы;
Воспитательные:
формировать экологическую культуру, воспитывать у детей осознанное и бережное отношение к птицам Ставрополького края.
Коррекционные:
развивать общую и мелкую моторику, создавать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование:
Ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, шапочки птиц, письмо от феи Птицеграда, лупы, экран, магнитная доска.
Демонстрационный материал: глобус, Детская энциклопедия для дошкольников, карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, веер, презентация «Перелётные птицы»
Раздаточный материал: палочки Кьюзенера, схемы домиков для конструктивно – модельной деятельности, Суджоки.
Словарная работа: «орнитолог», клин. Косяк, прямой фронт, стая.
Предварительная работа:
беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, чтение произведений Ставропольского писателя Маглеванова В. С. ,рассма-тривание иллюстраций, просмотр фильмов, подготовка презентации «Перелётные птицы».
Индивидуальная работа:
Методические приё мы: погружение и обыгрывание проблемной ситуации, наблюдение, загадывание загадок, рассказ воспитателя, демонстрация слайдов презентации, воображаемая ситуация в развернутом виде: с игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием, экспериментирование, речевые упражнения, дидактические игры.
Ход образовательной деятельности
III. Организационный этап
Слайд №1.
Психогимнастика
Звучит мелодия «Одинокий пастух»
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Посмотрю на ваши лица, с кем сегодня подружиться? За руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением!
Стук в дверь – прилетает аист
Слайд № 2.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пожаловал, аист принёс нам письмо от феи птиц, а в нё м загадка: «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это? (Птицы)
IV. Основная часть
Слайд №3.
Воспитатель. Птиц на нашей планете очень много, это единственные животные, покрытые перьями, их можно разделить на несколько групп.
Д/И «Доскажи словечко»
- Как называются птицы, которые живут у бабушки в деревне? (домашние).
- Каких домашних птиц вы знаете? (петух, курица, утка, гусь, индюк)
- А те которые живут в дикой природе? (дикие)
Какую пользу приносят дикие птицы? (Помогают человеку уничтожать вредных насекомых, переносят семена, радуют людей своей красотой и пением)
- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие) Назовите их. (Снегирь, синичка, дятел, воробей, ворона)
- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края (перелётные) – Почему птицы улетают в тёплые края? (Осенью птицы улетают на юг, потому что холодно и нечем питаться)
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах. Фея птиц приглашает в гости к орнитологам. А вы знаете, кто такие орнитологи? Чем они занимаются? (Ответы детей.)
Слайд №4
Словарная работа. Педагог знакомит детей со словом «орнитологи» — это учёные, которые изучают жизнь и повадки птиц.
- Как вы думаете, чем интересна эта профессия? (Ответы детей.)
- Ребята, а вы хотите стать орнитологами?
- Что бы стать орнитологами. Вам придётся пройти испытания, ведь эта профессия требует от человека много знаний и умений, вы готовы?
- Тогда не зевайте, думайте и быстро отвечайте.
• Сколько времён года вы знаете? Назовите их
• В какое время года улетают перелётные птицы?
• Назовите все осенние месяцы
Воспитатель. Вижу я, что осенние месяцы вы знаете, а теперь посмотрите как осенью облетели листочки с деревьев
Слайды № 5,6,7 (Дети стоят полукругом)
Зрительная гимнастика – офтальмотренажёр «Падают листочки».
Воспитатель. Ребята, с заданиями вы прекрасно справились, а теперь мы отправимся в гости к орнитологам.
Слайд № 8
Элемент сюжетно-ролевой
игры «Орнитологи»
Воспитатель. Раз, два, три — повернись, в орнитологов превратись.
- Давайте хором попросим АИСТА показать нам дорогу
Речевая подвижная игра:
Аист, аист, длинноногий
Покажи нам всем дорогу.
(Аист отвечает)
- Топни правою ногой, топни левою ногой.
- Снова правою ногой, снова левою ногой
И тогда иди за мной!
Ходьба по коррекционной дорожке. (Кочки, пенёчки, следы)
Воспитатель. Проходите в научную лабораторию.
Взрослые учёные орнитологи приготовили для вас задания.
Слайд №9
Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка»
Воспитатель говорит слова «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица — угадай-ка» (педагог читает загадки и показывает картинку с изображением птицы : ку-кушка, ласточка, скворец, жаворонок, грач, цапля, журавль, аист, лебедь)
Загадки:
На шесте дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (Скворец)
Спереди — шильце, Сзади — вильце,
Сверху — чёрное суконце,
Снизу — белое полотенце. (Ласточка)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперёд по полю вскачь,
А зовётся птица (Грач)
Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,.
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)
Гордая птица, воды не боится,
Очень пригожа, на двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый … (Лебедь)
Птица та в лесу живёт,
Звучных песен не поёт.
А сидит лишь на суку
И весь день кричит Ку – Ку! (Кукушка)
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
Острый, красный длинный нос,
Голос не имеет,
Но огромное гнездо
На крыше дома строить умеет. (Аист)
Психоречевая гимнастика
Повторение цепочек слов (сначала по картинкам, а затем без них)
Грач – ласточка – кукушка – скворец;
Лебедь - журавль - аист
«Красная книга» Ставропольского края.
Слайд № 10.
Воспитатель. - Ребята, в каком крае мы живём? Ставропольский край поистине уникален, нашу землю по праву называют музеем под открытым небом. Природа щедро одарила край уникальными минеральными источниками, целебным воздухом, плодородными почвами, украсила озёрами, горными вершинами и лесами. в которых обитает много животных и птиц. Что бы сохранить природу нашего края, многие животные и растения занесены в «Красную книгу Ставропольского края». Посмотрите ребята, какие перелётные птицы занесены в «Красную книгу Ставропольского края» - это розовый скворец, серый журавль, чёрный аист.
Поисково – исследовательская деятельность. Опыт «Почему птицы летают?»
Слайд № 11.
Воспитатель. - Хотите узнать, почему птицы летают?
Учёные орнитологи приготовили для вас пёрышки. Рассмотрите их. Чем перья отличаются друг от друга? (Одни — мягкие, маленькие; другие — жёсткие, длинные.)
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? Где они расположены?
- А другое называется маховым. Почему? Лёгкое оно или тяжёлое? Где расположены маховые перья?
- Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? Возьмите карандаш. Какой он — лёгкий как перо или тяжелее?
- Подбросьте его вверх. Что произошло?
- Сделайте вывод, могут ли тяжёлые предметы опираться на воздух.
- Давайте проверим, может ли воздух ненадолго удержать лёгкие предметы с широкой поверхностью.
- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, давайте попробуем то же сделать с пёрышком. Смотрите внимательно! Они так же быстро упали, как карандаш?
- Какой можно сделать вывод? (Лёгкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе.)
- На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
- Покажите на веере, как это происходит.
- Ребята, вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?
Слайд № 12. Сущность птицы - в полёте, сказал великий учёный Аристотель.
Воспитатель. Давайте полетаем как птички. А поможет нам в этом чудесное стихотворение о птицах нашего Ставропольского писателя Магливанова В. С.
Логоритмика:
Детки станьте в круг пошире!
И скажите три четыре.
За ручки все возьмитесь,
И плавненько кружитесь.
И летите друг за другом,
Повторяя круг за кругом,
Чуть касаяся земли –
Вы как будто журавли.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как улетают птицы?
Слайд № 13. Клином - углом летят журавли, лебеди и другие крупные птицы.
Слайд № 14. Гуси чаще всего летят косяком
Слайд № 15. Прямым фронтом летят утки, цапли
Слайд № 16. Скученной стаей летят ласточки, скворцы, грачи, жаворонки.
Слайд № 17. Внимание на экран, вы узнали эту птичку? Это кукушка. Она всегда летит на юг одна.
Воспитатель. Послушайте пословицы о птицах
«Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме»
«Птица красна пером, а человек – умом»
«Птицу узнают в полёте, а человека – в работе» .
«Птицу видно по полёту»
Д/И «Четвёртый лишний»
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, журавль.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.
Воспитатель. Наша работа в лаборатории окончена, взрослые орнитологи благодарят вас за проделанную работу.
- А сейчас я предлагаю вам построить домики для орнитологов «Птицеграда» .
Слайд № 18.
Пальчиковая гимнастика с использованием Су- Джок:
Солнышко греет уже еле-еле, (Катаем шарик между ладонями вперёд-назад)
Перелётные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля, (Катаем шарик круговыми движениями)
Первым снежком накрылась земля.
Конструктивно – модельная деятельность: палочки Кьюзенера (работа по схемам).
Рефлексия. Посвящение в Орнитологи.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
Воспитатель дарит подарки – медальки для детей и объявляет конкурс кормушек для зимующих птиц.