Ирина Овчинникова
«Лес — наше богатство». Занятие по формированию целостной картины мира
▼ Скачать + Заказать документы
Кемеровская область Юргинский городской округ
Управление Образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 27» г. Юрги»
ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО
Занятие по формированию целостной картины мира
Подготовил а: воспитатель
I квалификационной категории
Овчинникова Ирина Юрьевна
Юрга 2014.
Пояснительная записка.
Публикация «„Лес — наше богатство“, Занятие по формированию целостной картины мира» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. Дошкольный возраст – это одна эпоха человеческого развития, которая требует к себе особого внимания и отношения. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении к ней.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания детей дошкольного возраста. Общаясь с ней, изучая объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранности и приумножении природных богатств. Природа – это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.
Лес – наше богатство
(формирование целостной картины мира)
Цель: Уточнять и расширять знания об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить выделять свойства природных объектов, устанавливать их сходство и различие, видеть связь между условиями обитания растений и животных и их внешним видом, повадками.
Ход занятия.
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель: Представьте, что мы оказались в лесу. Как здесь красиво! Тишина. Только слышно, как птицы поют, да ветер шумит в ветвях деревьев.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты ведь знаешь – мы свои!
Говорят, в этом лесу, в дупле большого дерева, живет Лесовик. Он знает все о лесе и знаком со всеми лесными жителями. Хорошо было бы его встретить. Он мог бы рассказать нам много интересного. Давайте его позовем.
(Дети зовут Лесовика. Выходит взрослый в костюме)
Лесовик:
Это я, седой старик,
По прозванью Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Лес, мой дом, для всех открыт.
Он резною крышей крыт.
Коль с добром пришел в мой дом,
Чудеса увидишь в нем.
Я не один здесь живу, со мной мои друзья – растения и животные! Послушайте.
Есть у людей зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. Кто это? (Дерево).
3. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель)
2. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)
3. Не береза, не сосна
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
4. Летом цветет, зимой греет,
Настанет весна – потечет слеза. (Береза).
5. Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зеленой.
Погляди, среди ветвей
Сколько спеет желудей. (Дуб).
6. Весной зеленела, летом загорела,
Осенью красные кораллы надела. (Рябина).
Воспитатель выставляет иллюстрации. Дети называют изображенные на них деревья и подбирают листья. Приложение 1.
Проводится разминка:
В лес гулять мы пошли,
(Маршируют на месте)
Вброд ручей перешли,
(Шагают, высоко поднимая колени)
Небывалой высоты
У ручья растут цветы.
(Поднимают руки, встают на носки, тянуться вверх)
Посмотри по сторонам,
Что жен лес подарит нам?
(Ставят руки на пояс, поворачивают голову влево - вправо)
Наклонись, сорви малинку
И клади ее в корзинку.
(Наклоняются вправо - влево)
Крепкий беленький грибок
Мы положим в кузовок.
(Выполняют приседания)
Лесовик: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей). Поговорим о птицах. Много птиц живет в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поет.
Игра «Угадай, чей голосок»
Дети угадывают птиц по голосу (mp3)
Проводится дидактическая игра «Зимующие - перелетные». Дети поочередно называют птиц, находят карточки с их изображением и размещают по группам: зимующие (синица, снегирь, дятел, поползень, клест, глухарь, рябчик, тетерев и т. п.) и перелетные (скворец, ласточка, грач, кукушка, журавль, лебедь и т. д.) Приложение 2
Воспитатель: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто еще – отгадайте…
Проводится игра «Изобрази животное». Воспитатель загадывает загадки о животных. Ребенок, первым назвавший правильную отгадку, надевает маску, изображает животное и отвечает на вопросы:
- Что ты делаешь в лесу?
- Есть ли у тебя жилище и как оно называется?
- Чем ты питаешься?
- Кого боишься?
1. Куцехвостик, длиноушка,
На пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал.
От лисички Убежал? (Заяц)
2. На спине его иголки,
Удивительно как колки,
Их руками не возьмешь,
Потому что это… (Ёж)
3. Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролет
Снится мне душистый мед.
Страшно я могу реветь,
Кто же я, скажи? (Медведь)
4. У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса)
5. Разбойник он серый, нет ему веры.
Все клыками щелк, кто же это?. (Волк).
6. Юркий, маленький зверек,
По деревьям прыг да скок. (Белка)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Лесовик, расскажи нам, без чего лес не может существовать?
Лесовик: Лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведете себя в лесу?
Проводится дидактическая игра «Можно - нельзя». Дети анализируют варианты поведения людей в лесу по сюжетным картинкам. Приложение 3.
Лесовик: Молодцы! Если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги. Не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
Воспитатель:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки –
Убегут с лесной опушки.
Ветки тоже не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять…
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают.
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Лесовик: Мне понравилось с вами заниматься. Я расскажу о вас своим лесным друзьям и надеюсь, что мы скоро увидимся.
Дети: До свидания!