Наталья Стешенко
Лепка декоративная в средней группе «Филимоновские игрушки-свистульки»
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка декоративная в средней группе «Филимоновские игрушки-свистульки».
Задачи. Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).
Публикация «Лепка декоративная в средней группе „Филимоновские игрушки-свистульки“» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Средняя группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы.
Демонстрационный материал: Четыре-пять филимоновских игрушек (например, курочка, петушок, медведь, солдат, барыня, лиса, козёл и пр., дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами филимоновского народного промысла; альбом для детского творчества «Филимоновская игрушка».
Раздаточный материал: глина (или солёное тесто, дощечки или клеёнки, стеки, бумажные салфетки и матерчатые свистки для воздушных шариков.
Содержание занятия.
1. Организационная часть.
Рассматривание игрушек-свистулек, выставленных на подносе.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, как называются эти игрушки?
Дети: Филимоновские.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому что их сделали в деревне Филимоново.
Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие, веслые, нарядные, и все игрушки—это свистульки.
Послушайте стихотворение и посмотрите на филимоновскую игрушку.
Чтение стихотворения В. Василенко Филимоновская игрушка
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор!
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.
Да, из красной, обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники и павлины,
И солдатики — войска цвет.
2. Основная часть.
Рассказ "Филимоновская игрушка".
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня. Прибыл в неё гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за не, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.
С тех пор известна тульская деревня Филимонове по всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная. Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Все игрушки забавные, высокие, весёлые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все они - не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдатов - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Лепят такие игрушки-свистульки мастерицы с добрым сердцем и тёплыми, сильными руками, лепят и приговаривают: «Ух ты, серьёзная какая получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем. Давай-ка улыбнись!» Вылепленные игрушки - свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твёрдыми, как камень.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
После обжига игрушки расписывают.
Воспитатель: Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки.
Украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё - ёлочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные - жёлтые, красные, малиновые, зелёные.
Готовые игрушки продают на ярмарке.
Воспитатель: Давайте все встанем отдохнем.
Физкультминутка. Хороводная игра «В Филимоново мы были…»
В Филимоново мы были,
Хороводы мы водили. Дети идут по кругу
Мы, как барыни, кружились. Дети кружатся на месте
На скамеечки садились. Дети выполняют «пружинки»
Потом глины накопали. Дети показывают, как копают
И свистульки лепить стали. Дети показывают, как лепят
Воспитатель: Я предлагаю сегодня слепить свистульку – курочку. Во такую.
Ой, свистулечка какая,
Посмотрите-ка ребятки,
Глиняная, расписная.
Курочка-хохлатка.
Стоит курочка, молчит,
А подуешь – засвистит.
Показ последовательности и способов выполнения работы.
Воспитатель: Курочку будем лепить скульптурным способом- из целого куска.
- Исходная форма - удлинённое яйцо (овоид) с кулачок.
- Слегка загибаем оба конца вверх.
- От большего конца слегка оттягиваем часть и формируем шею, голову, клюв.
- На голове прищипываем гребешок.
- Меньший конец тоже слегка вытягиваем и формируем хвост.
- В хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).
Вставляем свисток (для воздушного шарика или любой другой, заранее подготовленный к занятию).
- Подставку лепим из конуса или сплющенного шара. Размещаем курочку на подставке, прижимаем, сглаживаем место соединения.
Самостоятельная работа детей.
Дети самостоятельно лепят игрушки-свистульки. В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.