Голованова Евгения Ивановна
Сценарий квест-игры «Спасем планету»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Введение ….….…2
Основная часть….…. 4
- Специфика методической разработки ….….…. 4
- Ход игры-квеста….5
Заключение….…. ….12
- Основные выводы…. …12
- Самоанализ….…. …13
Список литературы…. …. 16
Приложения
Приложение 1. Экологические знаки ….18
Приложение 2. Место обитания птиц. ….…. 19
Приложение 3. Птицы….…. 20
Приложение 4. Пострадавшие животные. …. 21
Приложение 5. Факторы загрязнения воздуха и воды….…. 22
Публикация «Сценарий квест-игры „Спасем планету“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Сценарии
- Темочки
Приложение 6. Талисман «Земля под защитой»…. …. 23
Приложение7. Фотоотчет….24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Сейчас, в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Именно недостаточное внимание к экологическому образованию подрастающего поколения привело к потребительскому отношению к природе и ее ресурсам.
Нет более благоприятного возраста для решения задач экологического воспитания, чем дошкольный. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем, у него закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти. Чтобы дети научились любить и понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. «Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» В. Сухомлинский.
Нужно воспитывать детей в готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения и любви к окружающей природе.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает людям стать добрее, справедливее и ответственнее. Поэтому необходимо воспитывать в детях способность понимать и любить окружающий мир, а также закладывать основы бережного отношения к природе.
Новизна.
В свете реализации ФГОС ДО перед педагогическим коллективом наиболее актуальной проблемой стал поиск эффективных технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса. Анализ литературных источников показал, что в последние несколько лет все более и более популярной становится квест-игра, как новая современная образовательная технология.
Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Цель работы:
создание условий для формирования и популяризации у детей основ экологической культуры.
Задачи методической разработки:
- расширять знания и представления о правилах поведения в природе;
- формировать у детей осознанное отношение к последствиям деятельности человека в природе;
- совершенствовать знания о редких растениях и исчезающих видах животных Нижегородской области;
- формировать у дошкольников экологическую культуру, побуждать их быть активными защитниками природы.
- развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
- вызывать у детей желание беречь и охранять природу.
- воспитывать любовь и заботливое отношение к природе родного края, чувства доброты и сострадания ко всему живому.
- привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.
Условия применения:
Для успешной реализации данной методической разработки необходимо:
- выбрать место проведения игры (какие помещения детского сада будут задействованы);
- сформировать состав участников (педагоги, дети, рассчитать количество организаторов и помощников;
- разработать легенду игры, её формат и правила;
-тщательно продумать и подготовить задания, реквизит для игры;
- подобрать способы обобщения результатов игры, рефлексию.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Специфика методической разработки.
Формат игры:
Методическая разработка представляет собой образовательную игру- квест по формированию экологических знаний детей.
Место проведения игры:
Помещения детского сада (групповые комнаты старшей и подготовительной группы (образовательная зона интерактивной доски, природная зона, музыкальный зал).
Участники проекта:
Дети, педагоги.
Предварительная работа:
Чтение познавательной и художественной литературы природоведческого характера; экологических сказок; заучивание стихотворений, народных примет, пословиц, поговорок; рассматривание картин, иллюстраций, разучивание стихов, пословиц о природе, знакомство с «Красной книгой России», просмотр мультфильмов, слушание природных звуков: шум леса, плеск ручья, звук дождя, рассматривание альбомов «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Животные нашего леса».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Материал и оборудование:
Экологические знаки «Правила поведения в лесу», карточки птицы и места их обитания, презентация в программе Smart Notebook «Животные леса - изменения», оборудование для проведения опыта «Химикаты и дождь», иллюстративное пособие по сортировке и переработке мусора, путеводные звезды, черные следы ботинок, ленточки для «старого моста», «мусор» различного вида, изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу, электронный планшет.
Легенда образовательного квеста.
Дети получают электронное письмо из будущего с сообщением, что планета гибнет и ей нужна помощь сейчас – в настоящем времени. Ребятам нужно оказать помощь всем, кто в ней нуждается, разобраться в причинах загрязнения окружающей среды и способах их исправления. Им на помощь прибывает житель с планеты Нубис. Он будет помогать ребятам, используя «интерактивную память» (планшет). За каждое пройденное испытание дети будут получать элемент талисмана «Земля под защитой» и семена, символизирующие продолжение жизни планеты Земля.
Ход ИГРЫ
1. Организационный этап (погружение в проблему)
Дети, услышав тревожный звук, приходят в зал. На экране появляется видео- письмо из будущего.
Гаснет свет… Тревожная музыка…
Видео-письмо из будущего…
SOS! SOS! SOS!
Здравствуйте, ребята!
Сейчас 2421 год. Леса завалены мусором… Птицы потеряли места обитания… Животные мутировали (изменились… Почва пропитана ядами и химикатами… Вода и воздух отравлены…Планета Земля перестает существовать! Нужно срочно спасать экологию и саму планету! Помогите!
Вы должны исправить все ошибки, которые допустили люди! Вы должны сохранить богатство лесов и рек! Вам нужно вспомнить всё, что убережет планету от катастрофы! На помощь вам отправился житель с планеты Нубис. С помощью своей «интерактивной памяти» он укажет вам путь. Если вы поймете, в чем ошибки, тогда сможете помочь спасти природу от гибели. За каждый этап спасения вы будете получать по одному элементу талисмана «Земля под защитой» и семена растений и цветов – символ продолжения жизни. И планета будет спасена! Мы надеемся на вашу помощь!
Воспитатель: Ребята, как нам быть? Сможем ли мы исправить ошибки, допущенные людьми?
Появляется житель планеты Нубис.
Здравствуйте, ребята… Я прибыл на Землю, чтобы помочь вам исправить ошибки людей и указать правильный путь…Вы готовы пройти испытания? В моей «интерактивной памяти» содержится информация, которая поможет вам найти правильный путь спасения жизни на Земле.
Вы готовы?
Но прежде чем отправиться в путь нам нужно подготовиться…
«Прогулка в лес»
Мы немножко отдохнем, (встать, ноги вместе)
Встанем, глубоко вздохнем. (руки через стороны –вверх- вдох, опустить вниз- выдох)
Дети по лесу гуляли, (ходьба на месте)
За природой наблюдали. (повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх)
Бабочки летали, (бег на месте, плавно махая руками)
Крыльями махали.
Дружно мы похлопаем, (хлопки в ладоши)
Ножками потопаем. (притопы на месте)
Солнцем восхищаемся (руки поднять вверх и посмотреть «на солнце»)
В путь мы отправляемся. (маршируем на месте)
Житель Нубиса. Ну а теперь: В путь!
2. Основной этап
Житель планеты Нубис находит в своей «интерактивной памяти» первую подсказку.
Мой друг, когда приходишь в лес,
Ты - гость, не забывай.
В лесу свои законы есть,
Ты их не нарушай!
Житель Нубиса обращает внимание на яркий конверт - в нем находится первое задание «Лесные правила».
1 испытание «Лесные правила»
Цель: расширять знания и представления детей о правилах поведения в природе.
Все экологические знаки перемешались и перепутались… Ребятам нужно вспомнить правила поведения в лесу и разделить экологические знаки на две категории «Можно-нельзя», объясняя свой выбор.
Ребята по очереди выбирают экологический символ и объясняют его значение.
1) «Не рубите деревья»;
2) «Не разводите костры»;
3) «Не оставляйте мусор»;
4) «Не рвите цветы»;
5) «Не разоряйте гнёзда птиц»;
6) «Не губите муравейники»;
7) «Спасите дерево»;
8) «Покормите птиц в лесу»;
9) «Посадите дерево»;
10) «Полечите дерево».
11) «Уберите мусор»;
Выполнив задание, дети получают первый элемент талисмана «Земля под защитой» и живые семена растений.
Житель Нубиса находит в «памяти» следующую подсказку…
Длиться «по звездам» будет ваш путь, С него никак нельзя свернуть.
Дети находят на стенах маленькие звездочки и, следуя за ними, отправляются на следующее испытание. В ярком конверте находят задание.
2 испытание «Каждому свой дом»
Цель: закрепить знания детей о птицах нашего края и местах их обитания.
Есть у каждого свой дом
Нам тепло уютно в нём.
И различным птицам тоже,
Домик свой найти поможем.
В ярком конверте дети находят задание: Когда люди перестали беречь планету и экологию, птицы перепутали свои места обитания, и теперь они не знают, где их дом. Помогите птицам: распределите их по группам: птицы водоемов, птицы леса.
Дети называют птиц и рассказывают о месте их обитания в природе, располагая на магнитной доске под изображением водоема или леса.
Выполнив задание, дети получают второй элемент талисмана и семена следующих растений.
Житель Нубиса вместе с ребятами находит в «интерактивной памяти» следующую подсказку…
По старому мостику идите -
Лесных животных спасите!
Дети идут, перешагивая через ленточки (мост) к интерактивной доске. На ней изображение гибнущей планеты и животные, которые перемешались.
3 испытание «Пострадавшие животные»
Цель: обогащать знания детей о лесных животных, развивать умение работать на интерактивной доке, обогащать активный словарь детей.
В ярком конверте дети находят задание: После заражения природы животные изменились – мутировали. Узнайте лесных животных и помогите им обрести первоначальный вид.
Дети должны, определить перепутанных животных и, объясняя свой выбор, переместить части на место.
Выполнив задание, дети получают следующий элемент талисмана и семена растения. Житель Нубиса вместе с ребятами переходит к следующей подсказке…
Открой глаза! И посмотри
Ты! Чудо под ногами!
Земля, дающая плоды,
Обиженная нами.
Дети отправляются на место следующего испытания по «клочкам земли» под ногами (островки земли – кочки (из бумаги, которые лежат на полу, ведут из групповой комнаты в музыкальный зал, где оборудована «экспериментальная лаборатория».
4 испытание: Эксперимент «Свалка и дождь»
Цель: сформировать представление детей о проникновении в почву загрязняющих веществ.
В ярком конверте дети находят задание: Необходимо выяснить, каким образом почва отравляется ядовитыми веществами на свалках и возле заводов и фабрик.
Оборудование: емкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка, шприц, лейка с водой, чернила, подставка под емкость. Ход эксперимента. Насыпать на дно контейнера слой песка, на него положить губки – это почва (губки – верхний слой, песок – внутренний). Поставить контейнер в наклонном положении. Набрать в пипетку несколько капель чернил и капнуть на губки. – Представим, что на свалку попало какое-то ядовитое вещество, выброшенное человеком или предприятием (остатки краски, лака, клея после ремонта, просроченные лекарства). Рассматриваем капли чернил, хорошо видные на губках, кажется, что их совсем мало и лежат они сверху, никому не мешая. Поливаем из лейки – пошел дождь. Что происходит? (дети наблюдают и высказывают свои предположения). Очистилась ли почва – губка? Исчезло ли ядовитое вещество? Если да, то куда оно делось? После этого предлагаем одному из детей шприцем откачать воду из песка контейнера. Какого цвета вода? Почему? Представим, что в том месте, где мы брали воду шприцем, находится колодец. Какая в нем будет вода? Можно ли ее пить? А если тут растет яблоня - можно ли есть ее яблоки?
Что же будет происходить дальше? Снова «пошел дождь». Один ребенок поливает почву (губку) из лейки, другие откачивают воду шприцем. Делаем это до тех пор, пока вода в шприце не станет чистой – это значит почва очистилась. Сколько понадобилось дождей, чтобы почва очистилась?
Вывод. Заводы и фабрики, которые сбрасывают вредные вещества в почву, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают. Нельзя собирать ягоды, фрукты, грибы, если они находятся рядом с заводом или свалкой.
После проведения эксперимента дети получают 4 элемент талисмана «Земля под защитой и семена растения. Житель Нубиса вместе с ребятами ищет в «интерактивной памяти» следующую подсказку…
Там, где живой природе причинен был вред –
Там человек оставил чёрный свой след…
По следам черного цвета дети отправляются на место следующего испытания.
5 испытание: «Факторы загрязнения воздуха и воды»
Цель: развивать знания детей об источниках загрязнения воздуха и воды, формировать чувство ответственности, воспитывать любовь к природе.
Перед детьми расположено 2 картинки. На одной: голубое небо, солнце, трава, цветы, дерево с плодами, насекомые, животные – свежий воздух, вода - чистая экология. На другой – только грязно-серый фон и сухое дерево – плохая экология… Из предложенных изображений детям необходимо выбрать факторы загрязнения воздуха и воды, и поместить их на серый фон, объясняя свой выбор. (Дым заводов и фабрик, выхлопы автомобилей, ядовитые отходы, выброс химикатов в водоемы, нефтяные пятна)
За выполненное задание дети получают очередной элемент и семена еще одного растения. Житель Нубиса зачитывает детям подсказку для дальнейшего пути…. Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
На место следующего испытания дети идут по фрагментам мусора, забирая его с собой (смятые фантики от конфет). Приходят на лесную поляну, захламленную мусором, находят яркий конверт.
6 испытание: «Борьба с мусором»
Цель: развивать знания детей о видах бытового мусора, способах его сортировки, обогащать знания о вторичном использовании мусора и его переработке.
Задание: Люди губят природу огромным количеством мусора и городскими свалками. Необходимо собрать мусор в контейнеры, сортируя его по типу: пластик, бумага, металл.
Дети выполняют задание.
Когда весь мусор собран, житель Нубиса показывает ребятам, что можно сделать из переработанного мусора.
За выполненное задание дети получают последний элемент символа «Земля под защитой» и семена еще одного растения.
Ребята на столе собирают талисман «Земля под защитой».
Воспитатель. Ребята, скажите, кто главные защитники Земли? (мы – люди) А кто наносит вред Земле? (мы – люди) Так, какая же самая главная задача человечества? (Главная задача всех людей – это стать защитниками природы, а не врагами ей.)
Житель Нубиса. Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц. Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. Б. Дубровин “Красная книга”
Житель планеты Нубис достает ребятам заготовку для Красной книги и предлагает ребятам на ее страницы наклеить изображения животных, птиц и растения, рассказывая им об особенностях и значении этой книги для людей.
Красная книга готова.
Житель планеты Нубис. Все испытания пройдены. Вам, ребята удалось разобраться во всем, что влияет на окружающую среду. Семена, которые являются символом продолжения жизни, вы посадите на свою клумбу в детском саду, и увидите, как забота и любовь дает свои плоды. Ну а мне пора возвращаться на свою планету. Но прежде, я хочу подарить вам маленькие символы защитников планеты Земля. (Житель планеты Нубис дарит детям медали «Защитники природы») До свидания, друзья! (уходит)
3. Подведение итогов.
Воспитатель. Пора бы человечеству понять,
Богатства от Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
…Сейчас то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж Земля обязана терпеть?
А сколько выбросов мы дарим ей
Дымы заводов, грязь от теплоходов…
У нас прекрасная Земля Людей,
Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!
Ирина Трофимова “Всего одна Земля”
Ребята, мы с вами сегодня сделали маленький шаг в сторону большого дела. Скажите ребята, что вам запомнилось? Какое испытание понравилось вам больше всего? (Ответы детей)
А сейчас мы послушаем стихи, которые выучили ребята.
Арсений. Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать, Беречь леса, поля и реки, Чтоб сохранилось все навеки!
Настя: В гармонии, дружбе
С природой будем жить.
Давайте же будем
Природу любить!
Воспитатель. Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты, разумный человек!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные выводы
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром детей была спланирована и проведена в форме квест-игры, основной из задач которой было создание условий для формирования и популяризации у детей основ экологической культуры.
Данная форма организации позволяет детям полностью погрузиться в предлагаемую ситуацию (спасение планеты Земля) и активно включиться в деятельность (пройти все испытания).
Познакомившись с легендой квеста – ребята отправляются в путь, решая предложенные головоломки и получая подсказки. Они собирают элементы талисмана «Земля под защитой» воедино, с большим интересом и азартом выполняя задания и проводя опыты и эксперименты. В процессе игры дети рассматривают проблемы «гибели» планеты «с разных сторон», отравление почвы, загрязнения воды и воздуха, захламление лесов, гибель животных и птиц, рассуждают о значимости каждого фактора, приобретают коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
В ходе квеста каждый ребенок смог проявить свои знания, способности, что стимулирует общение и позволяет сплотить всех участников. Присутствие элемента соревновательности, эффекта неожиданности способствовало проявлению аналитических способностей, творчества, фантазии, смекалки, наблюдательности и находчивости. Проведение квеста позволило в активной игровой форме обсудить важные проблемы сохранения природы и экологии.
По моему мнению, применение данной методической разработки позволило детям не только проявить свои знания в области природы, но и попасть в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей ребенка, развитию личностных качеств и проявлению творческой инициативы.
Самоанализ
Игра-квест на тему «Спасите планету» проводилась для детей группы дошкольного возраста с 5-ти до 6-ти лет. При разработке мероприятия я старалась учесть заинтересованность детей к данной теме, возможность обогащения информацией, рассмотрения серьезных проблем. Учитывая все это, я определила: цель, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
В процессе подготовки к квесту с детьми проводилась предварительная работа:
чтение познавательной и художественной литературы природоведческого характера; экологических сказок; заучивание стихотворений, народных примет, пословиц, поговорок; рассматривание картин, иллюстраций, разучивание стихов, пословиц о природе, знакомство с «Красной книгой России», просмотр мультфильмов, слушание природных звуков: шум леса, плеск ручья, звук дождя, рассматривание альбомов «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Животные нашего леса».
Мероприятие проводилось в нетрадиционной форме – квест-игра с музыкально-техническим сопровождением.
Игра с самого начала завлекла детей необычным видео-сообщением, которое пришло из будущего. Этап погружения в проблему активизировал внимание детей на предстоящие испытания с целью спасения планеты.
Физкультминутка «Прогулка в лес», проведенная помощником с планеты Нубис позволила настроиться на успех и повысить собственную мотивацию.
Основной этап состоял из прохождения различных испытаний: исправления ошибок, допущенных «человечеством», а также анализа предложенных ситуаций с целью, добычи элементов талисмана «Земля под защитой» и семян растений, символизирующих продолжение жизни на Земле. На первом испытании дети, выполняя задание, сообща распределили экологические знаки на две группы «Можно – нельзя», рассказывая, что обозначают данные знаки.
Атмосфера общности интересов царила на следующем испытании, где дети по очереди узнавали изображение птиц нашей местности, называли их и вспоминали о местообитании, располагая на магнитную доску под нужное изображение. Попутно с этим заданием, ребята вспомнили, какие из предложенных птиц перелетные, а какие зимующие.
На третьем этапе дети оказывали помощь лесным животным, которые мутировали в условиях изменения природы. Обсуждая, дети работали на интерактивной доске, передвигая и меняя местами части тела животных, чтобы их облик стал правильным. Когда все животные были спасены – фон промышленного города сменился на чистый лес. Довольные дети получили очередной элемент талисмана, семена и отправились дальше. Переход от одного испытания к другому указывал житель планеты Нубис. В его «интерактивной памяти» (электронном планшете) всплывали подсказки для нужного направления.
Самым эмоциональным испытанием был эксперимент «Свалка и дождь». Дети своими глазами наблюдали в ходе эксперимента, каким образом может быть отравлена почва, в которую попадают химикаты и ядовитые вещества на свалках и возле заводов. Дети наперебой объясняли, что же происходит в почве, и как это влияет на жизнь растений, животных и людей.
Следующим этапом стало испытание, где дети анализировали предложенную ситуацию и определяли факторы загрязнения воздуха и воды в промышленных городах. Дети учились рассуждать о каждой деятельности человека и ее последствий на окружающую среду, предлагали свои варианты борьбы: это и усиление на заводах систем очистки «выходного дыма», и запрещение в использовании вредных химических компонентов, и переход на электро-мобили, и строительство специальных заводов для переработки жидких химикатов, и многое другое…
Последним испытанием для ребят был сбор и сортировка знакомого мусора по специально-предназначенным контейнерам. Очень активно, с азартом дети принялись за дело, помогая друг другу определить в какой из контейнеров что выбросить. С радостью собрав весь мусор, дети узнали о способах переработки и вторичных изделиях, которые можно получить из различного вида бытового мусора.
Очень ответственно и трогательно дети отнеслись к созданию Красной книги нашего края, аккуратно наклеивая изображения животных, птиц, растений, которые находятся под защитой. Казалось, что дети уже защищают их, только пока что в своей группе.
Атмосфера всеобщего счастья наполнила зал, когда счастливые дети собирали талисман «Земля под защитой» и уже составляли план высадки полученных семян в клумбу на групповом участке.
Но все когда-нибудь заканчивается. Дружелюбный гость с планеты Нубис торжественно вручил всем ребятам медали «Защитники природы».
Анализируя проведенный образовательный квест, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Для достижения результатов использовались метод наглядности, метод практической деятельности, экспериментирование, рассуждение, решение проблемных ситуаций. Считаю, что организованная деятельность построена логично, а этапы взаимосвязаны.
Данное мероприятие позволяет детям понять, что человек должен не только использовать ресурсы Земли для своей деятельности, но и обязан охранять и, по мере возможности, восстанавливать ее богатства.
Итогом мероприятия были довольные и счастливые дети, которым удалось спасти родную планету от гибели.
В целом, могу отметить, что данная форма работы с детьми мне очень понравилась, и я буду использовать ее в своей практике.