Оксана Собко
Квест-игра «Этот могучий русский язык» для учеников 8 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- Совершенствование орфографической, орфоэпической, фразеологической, морфемной грамотности.
- Совершенствование навыков речевого высказывания.
- Развитие интереса к изучению русского языка.
- Развитие памяти, воображения, творческого мышления и наблюдательности у школьников.
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку.
- Воспитание чувства коллективизма, товарищества.
Оборудование: карточки с заданиями, доска, видеопроектор.
Публикация «Квест-игра „Этот могучий русский язык“ для учеников 8 класса» размещена в разделах
- Викторины по русскому языку
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты для школьников
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Ход игры.
Ведущий:
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по – своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Ведущая:
Говорят в Париже по- французски,
По – немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Ведущий:
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Ведущая:
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Ведущий:
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не может, верю, умереть!
(М. Крюков)
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня праздник знатоков и любителей русского языка. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну «Этот могучий русский язык». Много интересных заданий у нас впереди. Сегодня в своих знаниях будут соревноваться 2 команды: «Знатоки» и «Лингвисты». Предлагаю им поприветствовать друг друга.
Приветствие команд.
1 команда «Знатоки»
Девиз:
Давайте, смело вступим в бой,
В азарт соревнованья.
Успех придёт не сам собой,
Помогут наши знания!
2 команда «Лингвисты»
Девиз:
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
Команды приветствуют друг друга.
Учитель: Ну что, вы готовы путешествовать? Тогда, вперёд!
1 станция: «Орфоэпическая».
Задание: Расставьте ударение в словах.
ДоговорЁнность, еретИк, слИвовый, Августовский, каталОг, договорЁнность, кремЕнь, некролОг, придАное, сирОты, кАшлянуть, сОгнутый.
2 станция: «Фразеологическая»
Задание: Объясни значение фразеологического оборота:
1. АХИЛЕСОВА ПЯТА - наиболее уязвимое место у кого – либо.
2. БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ – глупый, несообразительный, несмышлёный человек.
3. БИТЬ БАКЛУШИ – бездельничать.
4. БРОСАТЬ СЛОВА НА ВЕТЕР – тратить усилия попусту, говорить впустую.
5. ВНЕСТИ СВОЮ ЛЕПТУ – принять участи в каком – либо деле, ,внеся свою долю, плод своего труда.
6. ГЕРАКЛОВ ТРУД – дело, требующее необыкновенных усилий.
7. ЗАВЕСТИ ШАРМАНКУ – надоедливо повторять одно и тоже.
8. ЗАРУБИТЬ НА НОСУ – запомнить крепко – накрепко.
9. ИУДИН ПОЦЕЛУЙ – предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви.
10. КОЛУМБОВО ЯЙЦО – остроумное решение трудной задачи; смелый и неожиданный выход из затруднительного положения.
Ученица :
С кириллицы начав родное слово,
И изучив его от А до Я,
Нет лучшего, чем языка родного,
Пока звучит родимая земля.
Благодарю Мифодия, Кирилла,
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Что к языку нам русскому привили
Огромную, бескрайнюю любовь!
3 станция: «Фонетическая».
Учитель раздаёт карточки для каждой команды.
На это задание рассчитано 3 минуты.
1) В каком слове произносится звук [Т] :
а) медь
б) отдых
в) посадка
г) надеяться
2) В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) смеюсь
б) рыдать
в) приют
г) съест
3) В каком слове все согласные глухие?
а) всходы
б) колесо
в) поход
г) редкий
4) В каком слове все согласные звонкие?
а) разгневанный
б) лошадь
в) мягкость
г) стог
5) В каком слове букв больше чем звуков?
а) подстричь
б) нежное
в) каюта
г) еловый
4 станция: «Продолжи пословицы» :
1. Век живи – (век учись)
2. Мир освещается солнцем, а человек (знанием)
3. Повторенье - (мать ученья)
4. Хорошая книга – (лучший друг)
5. Много учёных, (мало смышлёных)
6. Почитай учителя – (как родителя)
7. Ученье свет, а (неученье –(тьма)
8. Не нужен учёный, (а нужен смышлёный)
9. Учись доброму, так худое (на ум не пойдёт)
10. Неучёная голова, (что фонарь без огня)
5 станция: «Древнерусская».
Задание: Объясни значение древнерусских слов :
1. Око – глаз
2. Уста – губы
3. Выя – шея
4. Лето - год
5. Рамена - плечи
6. Ланита-щека
7. Рыбарь – рыбак
8. Ладья – чаша
9. Вкупе – вместе
10. Доле - внизу
11. Стезя – дорога
12. Живот – жизнь.
6 станция «Морфемная».
1. Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?
1. печка печник = бочка?
2. песок песочный = известь?
3. холодный холодноватый = железный?
4. вязать вязальный = гладить?
Ответ: 3) не имеет решения
2. Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?
Ответ: корень -j- (его [j-эво], ему [j-эму]).
3. В каком ряду все слова родственные?
А) пригорок, горестный, взгорье.
Б) годный, годовой, наводнение.
В) водный, заводить, наводнение.
Г) гордость, горделивый, загордиться.
4. Укажите слово, которое состоит из корня, трёх суффиксов и окончания?
А) разбушевались
Б) служила
В) водительские
5. В каком слове неправильно выделен корень?
А)по-золоч-енный
Б)за-дрож-али
В)за-жгл-ась
Г)син-еет
Учитель: Пока жюри подводит итоги, мы поиграем.
- Что легче - килограмм валюты или килограмм железа? (Одинаково)
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
- Что находится в начале книги? (Буква «К»)
- Какое государство можно носить на голове? (Панама)
- Какой город летает? (Орёл)
- Эта река названа именем женщины. (р. Лена)
Ученик :
Я люблю свой русский язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете, за круглым столом
Разговаривайте на нё м:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой!
(А. Яшин)
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. А сейчас я приглашаю членов нашего жюри подвести итоги и объявить результаты.
Подведение итогов.
Ученик :
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Ученица :
Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Ученик :
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!
Ученица :
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!
Учитель: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Ведь это клад, достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.