Фоменко Татьяна Львовна
Квест-игра «Увлекательное путешествие» в группе дошкольного возраста с 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Увлекательное путешествие
Цель - обобщение и систематизация представлений детей о подводном мире и его обитателях.
Образовательные задачи: формировать навыки коллективной игры, закреплять у детей представление о жизни морских обитателей, умение работать по схеме, составлять пищевые цепочки, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы в процессе экспериментальной деятельности; совершенствовать изобразительные навыки: закрашивание гуашью ограниченного пространства, не выходя за контур.
Публикация «Квест-игра „Увлекательное путешествие“ в группе дошкольного возраста с 5 до 6 лет» размещена в разделах
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, мышление, любознательность, речь, основные физические качества: ловкость, быстроту, выносливость; умение двигаться в соответствии с ритмом музыки.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к миру природы, ответственное, доброжелательное, бережное отношение к морю и его обитателям, формировать положительные взаимоотношения между детьми, умение работать в команде, помогать друг другу.
Промежуточные результаты: знают и называют морских обитателей; испытывают добрые чувства к морским обитателям, умеют работать по схеме; проявляют музыкальные и творческие способности в различных видах деятельности, используя здоровьесберегающие технологии; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в игре.
Интеграция: познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, речевая, игровая.
Методы и приё мы: наглядный (наблюдение, рассматривание карты-схемы, морских обитателей, водорослей, словесный (объяснение, вопросы к детям, рассказ воспитателя, практический (опыт, творческая мастерская, игровой (игровые упражнения, загадка)
Формы работы: игровое упражнение "Превращение", "Распутаем осьминогу щупальца", "На помощь крабикам", физминутка "А рыбы в море плавают вот так", творческая мастерская по рисованию в технике "Свеча + гуашь", опыт по очистке воды, кроссворд "Морские обитатели", блиц-викторина "Морские рыбы".
Средства реализации: экран, ноутбук, декорации "Подводный мир", мягкий модуль "Осьминог", маршрут, камни, ключи(5 штук, ракушки, морские звезды, муляжи морских обитателей, листы бумаги, на которых воском нарисованы ракушки, акварельные краски, кисти, баночки-непроливайки, стаканчики, воронки, бумажные салфетки, ватные диски, вода, песок, воздушные шары голубого цвета, крабы в технике оригами, мишура и искусственная трава зелёного цвета, сундук, замок, книга"Моря и океаны", музыкальный центр, 4 стола, стулья, аудиозапись таинственной музыки.
Современные образовательные технологии:
• здоровьесберегающие технологии (динамическая пауза, подвижные игры и упражнения)
• технология развивающего обучения,
• технологии исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование, опыт, использование художественного слова, дидактические игры, игровые ситуации,
• технология проектной деятельности (познавательно - исследовательский, игровой, творческий проект "Путешествие в подводный мир", краткосрочный (2 недели,
• технология ТРИЗ (дидактическая игра "Мои друзья",
• ИКТ (подбор иллюстративного, дополнительного познавательного материала, создание мультимедийных презентаций, использование ноутбука, мультимедийного проектора при проведении НОД, для работы с родителями)
• личностно - ориентированная технология ( технология сотрудничества: партнёрство в системе взаимоотношений "взрослый - ребёнок",
• игровая технология (квест -игра, игры и игровые упражнения,
• технология интегрированного обучения (интеграция 5 образовательных областей,
• нетрадиционные техники рисования.
Программно-методическое обеспечение: С. Н. Николаева Программа "Юный эколог" : для работы с детьми 3-7 лет. -М. : Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016; "Музыкально – двигательные упражнения в детском саду" составители: Е. П. Раевская, С. Д. Руднева, Г. Н. Соболева, З. Н. Ушакова, В. Г. Царькова, М., 1991г. ; Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов " Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников : для работы с детьми 4-7 лет. - Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.
Организационная структура
I. Мотивационно-побудительный этап (проблемная ситуация, мотивация к деятельности)
В группе. Дети рисуют на тему"Подводный мир"
В. Ребята, мы много узнали о подводном мире и его обитателях. Хотите узнать ещё больше тайн подводного мира? Тогда давайте все вместе отправимся в подводную экспедицию. Чтобы попасть на морское дно, нам необходимы водолазные костюмы, или мы не сможем долго находиться под водой. Давайте мы их наденем.
В музыкальном зале
В. : Ребята, я рада, что вы согласились отправиться в подводную экспедицию, чтобы разгадать тайны подводного мира. В нашей экспедиции нам нужен капитан. Как мы можем его выбрать, чтобы никому не было обидно.
Кто знает такую считалочку?
В. : Капитан выбран, и мы смело можем отправляться в путешествие. А капитану нужно взять с собой сумочку, чтобы он мог складывать в неё интересные предметы, которые мы с вами найдём. Ну что, в дорогу?
Игровое упражнение "Превращение"
Чтобы попасть на морское дно,
В круг спиной мы повернёмся,
Быстро за руки возьмёмся.
Все глаза мы закрываем
И дружно приседаем.
В море опустились,
На дне морском мы очутились.
Звучит таинственная музыка.
II. Организационно-поисковый этап ( деятельность: развивающая, познавательная, поисковая и т. д.)
В. : Открывайте, ребята, глаза, поворачивайтесь в круг. Посмотрите, какая красота вокруг, сколько здесь удивительного и прекрасного. Смотрите, кто нас встречает.
Воспитатель обращает внимание детей на осьминога.
В. : Этого гостя вы узнаете без проблем, по множеству щупалец. Кто это? Правильно дети! Расскажите, что вы знаете о нём.
В. : А что же случилось с осьминогом?
Воспитатель предлагает распутать щупальца.
Игровое упражнение "Распутаем щупальца осьминогу"
В. : Осьминог встречал нас, чтобы отдать нам записку и карту.
В. : А зачем нам карта?
В. : Да, она нам поможет в нашем путешествии. Давайте рассмотрим её.
Воспитатель читает записку: " Чтобы разгадать самую главную тайну вам нужно собрать 6 ключей. Первый ключ вы найдёте, отгадав кроссворд".
В. : Внимание на экран!
Кроссворд (на проекционном экране)
Загадки к кроссворду:
1. Он огромный, он велик… Больше нас его плавник.
Словно лайнер многотонный, а питается - поверь!
Только мелочью - планктоном.
Проплывает тут и там по арктическим морям.
Ответ: кит
2. У нее такая пасть! Каждый может в ней пропасть.
Зубы острые сомкнула рыба хищная - …
Ответ: акула
3. Головоногий то моллюск - десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр. А как зовут его?
Ответ: кальмар
4. Каждый, кто бывал на море, с ярким зонтиком знаком.
Из водички и из соли состоит он целиком.
Ты в воде его не тронь, Обжигает, как огонь.
Ответ: медуза
5. Чтобы всем страшнее было, выпускает он чернила.
Поджал все восемь длинных ног… Ты знаешь это …
Ответ: осьминог
6. Умеет с нами ладить, дает себя погладить.
Когда руки касается, он словно улыбается.
Совсем не любит быть один, со стаей плавает …
Ответ: дельфин
Вторая остановка "Черепаха".
В. : А вот еще один морской обитатель. Кто это?
В. : Посмотрите: как много рядом с черепахой морских обитателей. В природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями. Ученые говорят, что море – это сообщество растений и животных, связанных между собой пищевыми цепочками.
Игра "Построй цепочку питания" (по подгруппам) :
для детей высокого уровня развития
1. Водоросли - крабы - осьминог - тюлень
2. Планктон - рыба - морская выдра - акула
3. Морские черви - рыба - тюлень - белый медведь
4. Планктон - рыба - пингвин - морской леопард
для детей среднего уровня развития
1. Планктон - рыба - морж
2. Мелкая рыба - крупная рыба - акула
3. Рыба - осьминог - акула
4. Планктон - рыба - белый медведь
5. Водоросли - рыба - дельфин
6. Планктон - рыба - морская звезда.
В. : Вот такими цепочками все обитатели морей и океанов связаны между собой. Что же случится, если одно или несколько звеньев исчезнут? (Ответы детей). Да ребята, очень хорошо, что в море есть такое разнообразие животных и растений. Крупные хищники поедают в основном больных и слабых, тем самым не давая болезням заражать других обитателей. Так они сохраняют равновесие и здоровье моря. Это помогает живому организму моря оставаться в равновесии и не гибнуть.
Третья остановка "Каракатица"
В. : А вот и каракатица. Посмотрите, какая она интересная. Что вы про неё знаете?
Дети рассказывают, что это - удивительное морское животное, которое умеет прятаться среди водорослей и камней. Она легко меняет свой цвет. А также каракатица умеет пятиться назад. А когда видят опасность, они испугаются и выпускают чернила.
В. : Так вот, каракатица приготовила для нас задание, она приглашает нас в подводную творческую мастерскую. Красок в ней нет, но каракатица выпустила много чернил. А нам, используя эти чернила, нужно закрасить геометрическую фигуру.
Творческая мастерская по рисованию "Свеча + гуашь"
Четвёртая остановка "Коралловые рифы"
В. : Посмотрите, сколько здесь кораллов.
Посмотрите что это за зонтик?
"Купол, как зонтик прозрачный имеет.
Зонтик ей этот плыть помогает,
А щупальца, словно крапива кусают"
В. Что вы знаете о кораллах и медузах?
Воспитатель предлагает пройти в подводную лабораторию и попробовать помочь медузам очистить воду, чтобы кораллы не погибли.
Опыт по очистке воды от песка.
Воспитатель - Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения на море.
В. В море таких фильтров нет, но мы знаем секрет подводного мира. В море живут такие морские обитатели, которые легко очищают воду.
В. Правильно и медузы тоже очищают море, а я думаю, что за то, что вы помогли медузам очистить воду, они должны подарить вам ключ.
В. Ребята, мы с вами нашли уже 4 ключа и немного устали. Давайте отдохнём.
Физкультминутка "А рыбы в море плавают вот так"
В. Отдохнули? Давайте, посмотрим карту, куда же мы дальше пойдём.
Пятая остановка "Рыбы".
В. Посмотрите, мы с вами очутились среди стайки рыб. А рыбы - самые многочисленные обитатели подводного мира. Они такие разные и удивительные, а некоторые из них имеют очень интересные названия.
Давайте рассмотрим их внимательно, и попробуем отгадать их названия. Чтобы вам было легче, я буду давать вам подсказки.
Блиц-викторина "Морские рыбы".
1. Рыба, которая спряталась в названии птицы? (рыба-попугай);
2. Рыба, которая спряталась в названии животного? (рыба-зебра);
3. Рыба, которая спряталась в названии инструмента для плотника? (рыба-пила).
4. Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета, используемого для шитья? (рыба - игла).
5. Какая рыба имеет название такое же, как цирковой артист? (рыба-клоун);
6. А у какой рыбы столько иголок, сколько у ёлок? (рыба-ёж).
В. А какой морской обитатель здесь лишний и почему?
В. Молодцы, ребята, всех морских обитателей отгадали. Обратите внимание, сколько здесь пузырей. Откуда они?
В. Да, рыбы дышат жабрами, выпуская пузырьки. Я думаю, что не зря рыбы напускали столько пузырей. Среди них видимо есть очередной ключ.
Шестая остановка "Крабы".
В. Ребята, мне кажется, что я вижу здесь много раков!
В. Что вы знаете о них?
В. Крабы запутались в водорослях. Мы не можем оставить их в беде, нужно их спасти. Давайте аккуратно по одному пройдём через водоросли и спасём крабов.
В. Мы отлично справились с заданием. Обратите внимание, на что похоже то место, куда мы высадили наших маленьких друзей?
В. Ребята, где согласно карте заканчивается наше путешествие?
В. А вот и пещера! Ну где же здесь тайна? Пусть наш капитан определит того, кто заглянет в пещеру и посмотрит, что она скрывает.
В. Вот для чего нам нужны были ключи. Давайте попробуем подобрать ключ открыть его.
В. Эта книга поможет вам раскрыть ещё много тайн морей и океанов. Познакомившись с ней подробнее, вы узнаете много интересного о подводном мире. А нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, присядем, возьмё мся за руки скажем:
"С морским дном мы прощаемся,
В детский сад возвращаемся".
В. Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали? А что показалось самым трудным? Как вы думаете: вам в дальнейшем пригодятся знания о море и его обитателях?
В. Вы - молодцы. Путешествуя по морскому дну, смогли справиться со многими заданиями и получили за это такую замечательную книгу, которая откроет вам ещё много тайн. Спасибо!
III. Рефлексивно-корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов)
В. Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали? А что показалось самым трудным? Как вы думаете: вам в дальнейшем пригодятся знания о море и его обитателях?
В. Вы - молодцы. Путешествуя по морскому дну, смогли справиться со многими заданиями и получили за это такую замечательную книгу, которая откроет вам ещё много тайн. Спасибо!