Валерия Банщикова
Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Сокровища пиратов»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следую-щие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Публикация «Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста „Сокровища пиратов“» размещена в разделах
- В поисках сокровищ. Сценарии развлечений с пиратами
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты по финансовой грамотности
- Пиратские квесты с сокровищами и кладом
- Пираты и сокровища
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей.
Цель иг[i]ры[/i]: формирование начальных представлений о финансовой грамотности, рацио-нальное использование бюджета
Задачи:
1. Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги.
2. Дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства
3. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения до-говариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях;
4. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
5. Сформировать навыки командной работы
Форма занятия: квест- игра
Время занятия: 30-40 минут
Оснащение: Запись музыкальных фрагментов, записки с заданиями, сундук с сокровищами, монеты достоинством 1 дуб., 2 дуб., 5 дуб., 10 дуб, атрибуты необходимые для оформления помещений, повязки пиратов.
Предварительная работа: Беседы по заданной теме. Изготовление атрибутов, раздаточ-ного материала и т. п. Оформление помещений в соответствии с игрой.
Методы и приемы: словесный, игровой, исследовательская деятельность, практическая деятельность.
Методические рекомендации к организации игры: Игра предполагает общение детей дошкольного возраста со сверстниками. Предполагается умение детей работать как в команде, так и индивидуально, самостоятельно. Цель для команды – за определённый промежуток времени пройти все этапы игрового сюжета. Игра может использоваться в качестве заключительного этапа проекта.
Ключевые понятия: Заработная плата, экономия, доход, расход, бюджет, деньги.
Ожидаемые результаты: В результате игры участники приобретают новые знания мира финансов, знакомятся с деньгами. Приобретают умения рационального распределения доходов.
Описание игры: Игра состоит из 7 этапов движения по сюжету. Группа детей составляет единую команду, которая передвигается по помещениям детского сада (групповое помещение,комната ПДД, музыкальный зал, игровая комната). В ходе развития сюжета дети выполняют различные задания, тем самым достигая конечную цель. Деятельность построена с учетом интеграции образовательных областей, отвечает требованиям ФГОС ДО.
На территории детского сада спрятаны записки с заданиями по финансовой гра-мотности. В группе на видном месте дети находят бутылку со «старой картой» - планом территории детского сада, где отмечены места нахождения записок; кусок карты отсут-ствует. Т. к. дети читать не умеют – все записки читает воспитатель.
На обратной стороне карты написано послание Пирата: «- Я предлагаю найти пи-ратский клад, но для этого вам придется пройти непростые испытания и проверить свои знания по финансовой грамотности. Для этого необходимо двигаясь строго по карте находить спрятанные тайные записки с заданиями, за каждое правильно выполненное задание команда будет получать серебряные рубли. А в конце путешествия я надеюсь, вы найдете пиратский клад».
Команда корабля придумывает себе название «Золотая лань», и отправляется на поиски пиратского клада. Ищет записки, выполняет задания и получает серебряные руб-ли. В конце путешествия команду ждет встреча с самим пиратом, который продаст им за все заработанные рубли самое дорогое, что у него есть - кусок карты с обозначенным на нем местом, где спрятаны сокровища. Они находят спрятанный сундук, с сокровищами.
Содержание :
1. Воспитатель читает слова на обороте карты: Я предлагаю найти пиратский клад, но для этого вам придется пройти непростые испытания и проверить свои знания по финансовой грамотности. Для этого необходимо двигаясь строго по карте находить спрятанные тайные записки с заданиями, за каждое правильно выполненное задание команда будет получать серебряные рубли. А в конце путешествия я надеюсь, вы найдете пиратский клад».
В путь скорее собирайтесь! Все задания выполняйте и рубли вы получайте! По карте смело вы идите, друзей с собою всех возьмите, в пути будьте друг другу подмогой, смело шагайте по стрелке строгой! Если честно все пройти, клад вас ждет в конце пути!
Для начала нам нужно попасть на остров Финансов.
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся,
Глаза закроем, скажем «Ах!» и окажемся в гостях на островах!
Ребята, посмотрите на карту- это маршрут в глубь острова!
По тропинке мы пойдем
Вместе мы клад найдем
Сил своих не пожалеем
Все преграды одолеем!
По тропинкам и лесам пробираться надо нам,
Весело за мной шагайте, только чур не отставайте.
2. Воспитатель: Ой, ребята, смотрите груда камней, на камне лежит записка с загадками. (на камнях лежат монеты за каждую отгадку набор монет 1 руб. ,2 руб., 5 р, 10 р. и кар-тинки отгадок)
1. Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек. (Деньги)
2. У меня игрушка есть,
И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка,
Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду. (Копилка)
3. Кто товары продает —
Молоко, сметану, мед? (Продавец)
4. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
5. Где на прилавке товары лежат,
Все разложенные в ряд? (В магазине)
(См. приложение №1)
Ну вот мы и перебрались через камни, куда же дальше? (смотрим карту)
3. Дети: к денежному дереву
По дорожке по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по той же по дорожке скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим и до поля добежим
Поле чистое в пути, дерево видим впереди
Воспитатель: Здравствуй дерево!
Дерево, ответь скорей, не видало ль ты записку с заданием?
Дерево: я ответить очень радо,
На ветвях ищите помощь!
(На ветке висит записка с заданием помочь дереву)
Мне помочь немного надо
Бананов нынче видимо невидимо
Вы бананы мои купите и ребят всех угостите!
Стоит каждый 3 рубля
Вот их сколько у меня!
Воспитатель: Ребята, давайте купим у дерева бананы, а то ему тяжело от такого груза!
(Дети разбирают заработанные монеты и каждый покупает банан добавляя деньги или получая сдачу)
(См. приложение №2)
Дерево: Дальше прямо вы идите, там, у попугая спросите.
4. Воспитатель: Ребята скажем спасибо дереву и пойдем по карте дальше выполнять за-дания! (смотрим карту)
По ровненькой дорожке, шагают наши ножки- топ-топ-топ
По камешкам по камешкам прыг-прыг-прыг
Шли мы, шли, к попугаю пришли.
Воспитатель: Здравствуй попугай, скажи, скорей не видал ли ты записку?
Попугая: я ответ конечно дам, записка находится на конце длинной веревки, за нее вы потяните и задания ловите.
(См. приложение №3)
Воспитатель: задание мы выполнили, посмотрим что же ждет нас дальше!
На карте дальше река!
Попугай : дальше двигайтесь вперед, путь вас к речке приведет
5. По ровненькой дорожке шагают наши ножки
По камушкам, по кочкам
Быстро, быстро мы шагали
Не споткнулись не упали
Прямо к речке мы попали
Речка нам ответь скорей, где записку нам найти?
Речка: я ответ бы вам дам конечно помогите мне сперва.
Говорят вы разбираетесь в финансовом деле? А что получает взрослый за свой труд?
Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. В широком смысле слово «доход» обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью.
Ведущий: Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход
Река: А записку я видала,
А лежит она на дне,
Волны вы мои раздвиньте
И записку с заданием заберите!
Воспитатель: Внимательно посмотрите на задание. На карточке изображена лиса. Она получила зарплату. Зарплата – это доход (Ответы детей).
Она хочет купить товар. Покупка товара – это расход?
А лисе хватит заработанной платы на задуманные покупки?
(На столах лежат карточки, с изображением лисы с кошельком и её желаемые покупки с указанием цены каждой. Участникам предлагается сравнить доход и расход. Дети определяют хватит ли лисе средств для желаемых приобретений.)
(См приложение №4)
Речка: Молодцы, ребята!
Воспитатель: задание мы выполнили, пора двигаться дальше
6. Воспитатель: (смотрит карту) Лес дремучий на пути, как же нам в него войти? Вижу папуас лежит и на небо он глядит.
Помоги нам папуас
Ты в лесу гуляешь,
Тропки все лесные знаешь,
Как нам нужную найти
И не сбиться чтоб с пути?
Воспитатель: Где найти нам здесь записку, что оставил нам пират?
Папуас. Я вам дети помогу и дорогу покажу,.
По тропинке мы пойдем
На полянку попадем
Вот под желтеньким цветком мы записочку найдем
Записка. (папуасу помогите правильно все здесь распределите)
(слова будут на отдельных карточках, нужно правильно разложить)
(См. приложение №5)
Папуас: молодцы ребята, вы так много знаете!
Воспитатель: Какая красивая полянка!
Входит пират
Пират: Чую- чую, знакомый запах!
Вы зачем сюда пришли,
В это место, в эту глушь
Вот я вами и займусь.
Воспитатель: Отдавай-ка ты нам недостающий кусок карты,
Злой пират, заработали мы деньги,
Обещанье исполняй.
Пират: Ладно, ладно, забирайте,
Но сначала отгадайте все загадочки мои.
А загадки не простые,
Ни за что не разгадаете!
(дает ребусы)
(См приложение №6)
Пират: Ну, меня вы удивили,
Знаниями поразили.
И где же вы их добываете,
Что про финансы все-все знаете?
А вот сможете ли вы картинки собрать? Хотелось бы мне скорее знать
(См. приложение №7)
Пират: Ты смотри, все получается,
Да каждый как старается!
Так и быть, помогу я вам,
Кусок карты вам отдам!
Пират: Волшебные слова скажите,
И к сундуку вмиг прилетите!
(прощается с детьми)
Воспитатель: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями. Предла-гаю вам вернуться в детский сад и отпраздновать. Давайте же заберем наш сундук и вернемся в детский сад! (в сундуке награда для детей шоколадные монеты, награждаем детей)
Дети: Здесь мы были не напрасно,
Погостили мы прекрасно
1,2,3,4,5- все мы в садике опять!
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам в нашем путешествии? Что вы запомнили больше всего?