Любовь Валентиновна Кужелева
Квест-игра «Моё родное село» для детей 4–5 лет
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Ручеек» с. Кагальник.
Номинация: «Мероприятие»
Возрастная группа: 4-5 лет.
Кужелева Любовь Валентиновна, воспитатель высшей квалиф. категории.
Квест-игра «МОЕ РОДНОЕ СЕЛО»
с. Кагальник.
2020г.
Оглавление описания мероприятия.
1. Титульный лист-1стр
2. Оглавление-2стр
3. Введение-3 стр
4. Цели
5. Задачи
6. Актуальность
7. Значимость
8. Новизна
9. Содержание мероприятия
подготовительный этап.
10. Вывод
Введение.
Публикация «Квест-игра „Моё родное село“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Мое село, мой поселок
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
В нашем садике всё возможно здесь-то тихо, то тревожно
То таинственно, то важно, то волшебно, то отважно!
В спальне - сон на мягких лапах, в кухне здесь - волшебный запах.
В этом садике живём знания детям мы даём
Всё что нового узнаем, мы другим передаем!
Игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать игру и патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России.
Необходимо с детства заложить в молодом поколении фундамент гражданственности, необходимо учить молодое поколение относиться друг к другу и к своей стране, городу, краю с любовью и уважением. Гордиться тем, что мы живём в такой огромной и богатой стране. Учить понимать и осознавать всю важность этого, должен уметь воспитатель. Необходимо закладывать этот базис постепенно, начиная с детского сада. Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир - это личность, обладающая своей точкой зрения своими уникальными способностями, и задача взрослых находить время и желание для того чтобы учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.
Цель: формирование гражданских и патриотических чувств, чувства любви к родному селу, гордости и восхищения родным селом и его соотечественниками
Задачи.
Социально- коммуникативное развитие:
содействовать умению выражать свое отношение в малой родине;
развивать стойкий интерес к явлениям социальной действительности - культуре, истории, географии, этническим особенностях малой родины;
воспитывать уважительное отношение, чувство принадлежности к родному краю, сочувствие, отзывчивость к старшим.
Познавательное развитие:
продолжать знакомить с культурными явлениями (музей, парк, школа, их атрибутами, значением в жизни общества и связанными с ними профессиями;
расширять представление о малой родине;
воспитывать уважением к людям, прославившим наш край.
Речевое развитие:
формирование активного речевого словаря, связной речи;
развитие диалогической речи;
воспитание любви к родному языку.
Художественно-эстетическое развитие:
продолжать формировать интерес к народному искусству;
развивать эстетические чувства;
воспитывать бережное отношение к настоящему и прошлому.
Физическое развитие:
продолжать формировать умение координировать двигательные навыки;
развивать пространственно-временные отношения;
воспитывать ответственное отношение к здоровью.
Актуальность.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.
«Патриотизм» - это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру (любовь к родным, к своему двору, улице, селу, к Родине).
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Формирование нравственно-патриотического воспитания обусловлена социальным заказом современности.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к семье, к родному городу, к своей стране.
Значимость.
Старшему поколению хорошо известна игра "Зарница". Массовую популярность игра получила благодаря сочетанию интересных подвижных игр и военно-патриотического воспитания. Раньше в нее играли все. "Зарница" - игра многих поколений и разных масштабов.
А насколько эти состязания приспособлены для современных детей?
Можно ли применять их в работе с дошкольниками?
Эта игра не была забыта и не потеряла свою популярность. С течением времени в нее были внесены современные изменения. Одной из таких форм игры являются КВЕСТЫ.
Новизна.
Квест-игра (квест – в переводе с англ. «путешествие») – активная организационная форма, содержанием которой является продолжительный целенаправленный поиск, связанный с выполнением заданий. Идея игры проста – участники (дошкольники, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В работе с дошкольниками мы применяем квесты и по нравственно-патриотическому воспитанию.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации мероприятия ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Квест-игра для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи:
- образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
- развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует проявить корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка, четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Квест-игра включает этапы :
1. подготовительный – это непосредственно образовательная деятельность (занятия, выставка рисунков, встреча с ветеранами, беседы о нашей Родине;
2. разработка квеста;
3. проведение квеста : мероприятия проходит в группе, участники делятся на две команды, выбирают командира, придумывают название команды и походу движения выполняют задания.
Содержание мероприятия.
Подготовительный этап.
Виртуальная экскурсия «Памятные места моего села», беседа «Мое родное село», экскурсии в мини-музеи детского сада, чтение стихов донских поэтов, просмотр энциклопедии «Живой мир донского края».
Воспитатель. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Ребята улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?Сегодня я приглашаю вас посетить мини- музеи нашего сада.
Мини- музей «Наша Родина Россия»
Мы живем в стране большой –
Матушке России.
В ней так много городов,
И все они красивы.
Но среди родных просторов
Есть одно местечко.
Зовут его Кагальник,
Здесь мое сердечко.
Вдоль речки раскинулось наше село,
При встрече с ним светлеют глаза.
Для нас оно — самое главное,
Все наша милая Родина малая.
Воспитатель:
Воспитатель. Село Кагальник – наша малая Родина. В нашем районе и селе много достопримечательностей, красивых мест. Как же нам сегодня их посетить? Может отправимся с вами в путешествие? Итак, сейчас мы представим улицы, на которых живут наши дети.
Дети называют улицы на которых они живут, говоря что на них находится.
Воспитатель. А вы знаете как называется наш детский сад? Наш детский сад открылся в 2016 году. И получил красивое название «Ручеек». Он стоит на улице Советская. В нашем детском саду очень уютно и красиво. Здесь работают добрые воспитатели и няни. В саду дети занимаются, играют, поют, танцуют, трудятся. В детском саду проводятся праздники, развлечения, соревнования и выставки. Дети любят свой детский сад.
Воспитатель. А еще в нашем селе краеведческий музей.
Очень много интересного можно узнать в нашем музее. Он расположен в старинном доме. В музее есть разные экспозиции. Там можно узнать о прошлом нашего села, быте людей, которые жили здесь раньше. В музее собран материал о героях-земляках, воевавших в годы Великой Отечественной войны, о знаменитых людях нашего района. В музей часто ходят люди, кому интересна история нашего района.
Экскурсия на прогулке.
Парк – любимое место отдыха кагальничан. Красивые деревья радуют жителей села. На аллее расположен памятник воинам-землякам.
В нашем парке у аллеи тихой
Ели наклонились головой,
И стоит там памятник солдату.
В жизни был, наверно, он герой.
Он ведь тоже был когда-то юный,
В школу по селу он ходил,
Был, наверно, озорным мальчишкой,
А весной, конечно же, любил.
Он погиб. Как в жизни все жестоко!
Он погиб в расцвете юных лет.
Он погиб Отчизну защищая,
Чтобы жил российский человек.
Воспитатель. Кагальничане чтят память воинов. Погибших в Великой отечественной войне!
А для детворы есть игровая площадка.
Давайте поиграем. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
По селу мы шагаем
(идут по кругу)
То, что видим, называем.
(образуют пары)
Светофоры и машины,
(поворачивают голову вправо)
Ярмарки и магазины.
(поворачивают голову влево)
Парк и школу – красота!
(поочередно взмах руками в стороны)
Ах, село, красота!
Мини- музей «В гостях у старого пианино»
Звучит музыка.
Для ребят села Кагальник открыта музыкальная школа. Там дети учатся играть на различных музыкальных инструментах: фортепиано, баяне, аккордеоне, гитаре, на духовых инструментах. В музыкальной школе есть и духовой оркестр. Дети выступают на всех праздниках, участвует в различных конкурсах и часто побеждают. Школа гордится своими выпускниками. Многие из них стали настоящими артистами.
Мини- музей «Зеленая лампа»
Рассказ о библиотеке и старых книгах.
Виртуальная экскурсия «Памятные места моего села»
Просмотр видеофильма.
С высоты видно, что наше село стоит на берегу реки Кагальник. Берега реки очень красивы. Река богата рыбой. Ловится щука, карась, окунь.
Наш район расположен в степной зоне. Сейчас степи распаханы, на них выращивают различные культурные растения. Сверху можно увидеть золотое море пшеницы, ржи, ячменя, всюду зеленые островки кукурузы, желтеют подсолнухи.
А еще в нашем районе посажено много лесных полос. Там растут акация, вяз. Очень важно охранять родную природу. Леса надо беречь от пожаров, не засорять места отдыха, не истреблять животных.
Прекрасна, прекрасна родная земля.
Прекраснее мне не найти никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в речке вода.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Пшеницы золотые переливы.
Степной простор, седые ковыли –
И нет на свете ничего красивей,
И нет родней Кагальницкой земли.
Знакомы с детства и дома, и лица,
И улицы, и в парке тополя –
Мое село,
Как хлеб и соль родимая земля.
Разработка квеста.
Вначале продумываем количество остановок в соответствии с возрастом детей, мы предлагаем общий вариант для средней группы, а вы уже можете видоизменять количество и сложность остановок в зависимости от того, для какого возраста готовите праздник. Провели исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировали уровень своих педагогических возможностей, взвесили силы, оценили ресурсную базу. Во время размышлений подумали над такими вопросами:
o Какие задачи наиболее важны для детей?
o Какие темы были бы действительно актуальными?
o Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
o Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
o Какой результат хотелось бы видеть?
• Сформулировали цели и задачи.
• Продумали временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
• Разработали сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописали сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций).
• Подготовили раздаточный и дидактический материал, создали условия для успешного проведения мероприятия:
o продумали методику проведения игровых испытаний;
o подготовили презентацию для вводной части;
o продумали музыкальное оформление;
o подготовили реквизит, атрибуты для прохождения каждого этапа.
Проведение квеста.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Утро настает, солнышко встает.
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим, про себя проговорим:
“Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно. Сегодня к нам на занятие пришел Ёжик. Это необычный Ёжик, он путешественник. Ё жик: Здравствуйте, ребята! Я – путешественник. Я путешествую по разным городам и сёлам, но вот беда, я не могу понять где сейчас нахожусь. Как же мне узнать?
Воспитатель: Не переживай, Ёжик, мы с ребятами тебе поможем. Ребята, мы поможем?
Дети: Да, поможем! Мы сами ему всё расскажем.
Ё жик: Скажите, а куда я попал в город или село?
Дети: Мы живём в селе.
Ё жик: Как называется ваше село?
Дети: Село Кагальник.
Воспитатель: Дети, может и мы отправимся с путешественником в увлекательное путешествие по нашему селу, и расскажем ему много всего интересного?
Дети: Да.
Воспитатель: Путешествовать мы отправимся с вами на автомобиле.
Воспитатель:
Стоп у нас остановка.
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь?
Дети: Детский сад.
Ё жик: Как называется улица, на которой находится ваш детский сад?
Показывает фото с изображением детского сада.
Дети: Улица Советская.
Ё жик: Кто живёт в вашем саду?
Дети: Дети и взрослые.
Ё жик: Чем вы тут занимаетесь?
Дети: Играем, рисуем, шалим, кушаем, гуляем.
Воспитатель: Расскажите, ребята, а кто из взрослых работает в детском саду.
Дети: Воспитатели, заведующий, младший воспитатель, прачка, повар.
Дид. игра «Полка для игрушек»
Воспитатель: Молодцы! Отправляемся снова в путь. Прошу занять свои места.
Под музыку едут.
Воспитатель: Что это за остановка?
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
Дети: Это школа.
Показ фотографии школы.
Ё жик: Зачем нужна школа?
Дети: Чтобы учиться читать и писать.
Воспитатель: Кто учит детей в школе?
Дети: Учитель.
Дид. игра. «Разложи геометрические фигуры»
Воспитатель: Молодцы. Едем дальше.
Под музыку едут дальше.
Воспитатель: Следующая остановка.
Что за дом такой чудной? Много полок в нем высоких.
И стоят они кругом, а на полках – книги.
Дети: Библиотека.
Показ фотографии библиотеки.
Воспитатель: Кто работает в библиотеке?
Дети: Библиотекарь.
Ё жик: А вы любите, когда вам читают книги?
Дети: Да.
Дид. игра «Сказочные герои»
Воспитатель: Молодцы, поехали дальше.
Под музыку едут дальше.
Воспитатель:
Что же это за остановка?
В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых.
Дети: Больница.
Показ фотографии больницы.
Ё жик: Зачем вам нужна больница?
Дети: Если мы заболеем, нас вылечат.
Ё жик: Кто вас будет лечить?
Дети: Доктор, врач.
Дид. игра «Доктор идет на работу»
Воспитатель: Молодцы, едем дальше.
Под музыку едут дальше.
Воспитатель: Куда же мы приехали?
Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- …
Дети: Почта.
Показ фотографии почты.
Ё жик: Что такое почта?
Дети: На почту письма приходят.
Ё жик: Кто вам письма носит?
Дети: Почтальон.
Воспитатель: Отправляемся снова в путь.
Под музыку едут дальше.
Воспитатель: Куда же мы приехали?
Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину
Покупай что по вкуснее
В нашем…
Дети: Магазине.
Показ фотографии магазина.
Ё жик: Какие магазины у вас в селе есть?
Дети:«Пятёрочка», «Магнит».
Воспитатель: Дорогой путешественник, дети познакомили тебя с некоторыми любимыми местами нашего родного села Кагальник, где они бывают с родителями. Тебе понравилось наше село?
Ё жик: Спасибо, дети. У вас замечательное и красивое село. А в вашем селе протекает какая-нибудь речка?
Дети: Да.
Ё жик: Как она называется?
Дети: Кагальник
Путешественник: Какая она река Кагальник?
Дети: Широкая, красивая, быстрая.
Ё жик: Что вы делаете на речке с родителями?
Дети: Летом купаемся и загораем, а зимой катаемся на лыжах.
Воспитатель: Каждый человек, живущий в нашем поселке, считает его самым красивым, самым уютным. А сейчас мы покажем нашему гостю насколько хорошо вы знаете, как выглядит ваш дом, для этого мы поиграем в игру: “Собери свой дом”
Условия игры (дети собирают пазлы из заранее приготовленных разрезанных картинок с изображением дома).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение о нашей Малой Родине, о нашем селе. Именно так мы называем место, где мы родились, где живём.
«Что родным селом зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что родным селом зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Ё жик: Спасибо вам за такое увлекательное путешествие. У вас замечательное и красивое село. Я приятно провёл с вами время. Это всё благодаря вам, мои дорогие друзья! Я почувствовал ваше тепло. Я хочу, чтобы вы всегда были дружными, любили своё родное село, заботились о нём, хранили и берегли его природу. А на память я вам хочу подарить вот такие раскраски. До свидания, дети!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня рассказали путешественнику. Где мы с вами живём?
Дети: В селе.
Воспитатель: Как называется наше село?
Дети: Кагальник.
Воспитатель: Где вы бываете с родителями, когда гуляете и проводите вместе выходные?
Дети: В библиотеке, магазинах, музее.
Воспитатель: Если вы заболеете, куда вас ведут родители?
Дети: В больницу.
Воспитатели: Когда вы вырастите и уйдёте из детского сада, куда вы поступите дальше?
Дети: В школу.
Воспитатель: Как называется главная река в нашем селе?
Дети: Кагальник.
Воспитатель: Молодцы, дети!
Заключение.
Ребята с удовольствием приняли участие в квесте. Поставленные задачи воплотились во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, художественно-творческая, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.