Татьяна Соныгина
Конспект занятия «Куватка — это кукла-оберег»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная кукла- куватка – кукла-оберег.
Цель Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
Задачи
-Познакомить с народной куклой Куваткой.
-Дать понятие «оберега».
-Обучить приемам изготовления народной куклы.
-Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и обычаям, которые просматриваются во всем: в словесном и художественном творчестве, а также в жизненном укладе и быте.
Материалы и оборудование
Публикация «Конспект занятия „Куватка — это кукла-оберег“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Кукла Куватка, изготовленная из цветных лоскутков и ниток, шкатулка, платок с кистями для воспитателя (рассказчицы, народный сарафан, запись русской народной музыки, фотографии с изображением других народных кукол, фото Храма.
Для детей
Лоскутки ситца 6 см на 6 см и 10 см на 22 см, нитки-мулине, ножницы, кусочки атласных лент и тесьма для изготовления хоровода.
Ход деятельности
(В группу входит воспитатель в русском народном сарафане и в цветной шали на голове. В руках у нее деревянная резная шкатулка (Звучит народная музыка)
-Здравствуйте, ребята! Пришла я сегодня к вам в гости и принесла резную старинную шкатулку. А что в этой шкатулке, попозже узнаете.
А теперь слушайте внимательно. Давным-давно это было. Жил в селе Мусорка один бедный крестьянин Данил со своею женою Марией. Жили они ладно-дружно. И родилась у них дочка-красавица – Василиса. Родители были очень счастливы. Они ее очень берегли. А еще решила Мария сделать для дочки маленькую куколку из ткани и ниток и положить в люльку.
Назвала Мария куколку Куваткой, от «куваканья» - плача ребенка. Стала эта куколка согревать и оберегать Василису от болезни, от плохих снов, от злых сил. А потом сделала Мария еще несколько таких куколок и повесила их над колыбелью Василисы.
«Куватка, куватка села на кроватку,
Чтобы детки не скучали, чтобы глазки развивали»
И стали они ее оберегать от всего плохого. Куватка так и называется кукла-оберег.
-Как вы понимаете значение слова «оберег»? (от слова беречь)
Когда девочка подросла, то она стала играть этими куколками-куватками.
На Руси была такая присказка: «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит» Это значит, что куклам придавалось очень большое значение.
Кукла «День и ночь» была оберегом жилища.
Если в доме была, сделанная своими руками кукла плодородия, то будет хороший урожай и в доме достаток.
Куклы Кузьма и Демьян считались покровителями семейного очага, покровителями ремесел, особенно кузнечного дела, поэтому куклы изображены в фартуках. Считалось, что если в доме были такие куклы, то всегда будет дело спориться.
У нас в Мусорке есть Храм, построенный в честь святых Кузьмы и Демьяна. Они были лекарями, лечили людей бесплатно. Поэтому их звали бессребренниками. А еще праздник, который называется «Осенние Кузьминки» 14 ноября. Это престольный мусоркский праздник. Хотя Храм сейчас восстанавливается, в этот день в нем проходит служба, а в клубе Православный концерт, участниками которого вы являетесь.
С тех пор прошло очень много времени, а обычаи и традиции живут, потому, что передавались из поколения в поколение.
А теперь пришло время заглянуть в шкатулку. (Открываем шкатулку и достаем тряпичную куколку)
-Это куколка-куватка. Но она одна.
-Хотите сделать ей подружек, чтобы получился настоящий хоровод? (да)
Дети рассматривают куклу, определяют, какие материалы взяты.
Обращаем внимание, что кукла не шьется, а делается техникой скатывания и скручивания.
Обращаем внимание, на то, что ткань не новая, а нитки желательно брать белые или красные. Считалось, что лоскуток нужно брать от той одежды, которую человек носил в минуты радости, цвет ниток – красный- символизировал солнце, тепло, здоровье, радость. А белый – чистоту и порядок. У этих куколок нет лица, они безликие. Считалось, что так в них не вселится злой дух.
Готовимся сделать куколок-оберегов.
Сначала, смотрим сколько, каких прямоугольников, для чего они.
Для чего нужны нитки.
-Подготовим наши ручки.
Пальчиковая гимнастика.
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала –
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
Изготавливаем поэтапно куклу-куватку.
После работы со своими куколками мы идем на ковер. Ребята показывают, какие куколки у них получились, по желанию рассказывают о них.
Еще раз вспоминаем, что такое «оберег», какие чувства испытывали при изготовлении куклы.
-Внимание, внимание!
Веселое гуляние!
Люди добрые! Наш русский народ веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей, не забудем мы таких корней!
Заведем мы хоровод, как в старину, песню русскую споем, да не одну!
(Организуется хоровод под русскую народную музыку. В руках у детей изготовленные куклы)
Затем делаем кукольный хоровод путем нанизывания куколок на атласных ленточках на одну тесьму. Помещаем их в центре творчества.
А затем дети могут забрать куколки домой и сделать дома с родителями еще куколок, чтобы потом их подарить кому-нибудь. А свою первую куколку нужно обязательно оставить себе, дарить или отдавать ее не принято.