Алина Кравченко
Курсовая работа «Воспитание у младших школьников в основе здорового образа жизни посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Воспитание у младших школьников
основ здорового образа жизни посредством игры»
Работу выполнила
Кравченко Алина Олеговна
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Публикация «Курсовая работа „Воспитание у младших школьников в основе здорового образа жизни посредством игры“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. И только от нас самих, от нашего образа жизни зависит то, каким оно будет на протяжении всей жизни человека. Без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.
Проблему формирования здорового образа жизни рассматривали ученые из разных областей наук. Их представителями являются Дж. Локк, А. Смит, К. А. Гельвеций, М. В. Ломоносов, Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев, Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, М. М. Буянов, И. И. Брехман, Б. Н. Чумаков, педагоги Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, В. К. Зайцев, С. В. Попов. Психологические основы формирования здоровья раскрыли в своих работах Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и др.
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как «состояние полной гармонии организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения» [3].
По словам Б. Н. Чумакова, здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного общественного и экономического развития человека и общества [24, с. 15].
Р. И. Мархваидзе считает, что здоровье – это естественное состояние организма, при котором гармонично взаимодействуют все его органы и системы, обеспечивая эффективные приспособительные реакции к постоянно меняющимся условиям внешней среды. [16, с. 5].
И. И. Брехман, в свою очередь, определял здоровье как способность человека сохранять стабильность в условиях внезапных изменений количественных и качественных параметров потоков сенсорной, вербальной и структурной информации [4, c. 29].
Г. П. Артюнина считает, что здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов [1, с. 31].
На современном этапе выделяют следующие составляющие здоровья человека : духовное, социальное, психологическое и физическое.
В область физического здоровья включены такие факторы, как индивидуальные особенности анатомического строения тела, генетическое наследие, протекание внутренних процессов в различных условиях, уровень физического развития органов и их систем. Физическое здоровье – гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
К сфере психического здоровья относятся высокое сознание, развитое мышление, сила воли и стремление к созидательной деятельности, т. е. психическое здоровье – индивидуальные особенности психических процессов и свойств человека, такие как, возбудимость, эмоциональность, чувствительность. Психическое здоровье связано с особенностями мышления, характера, умственными способностями человека. Эти составляющие обусловливают особенности индивидуальных реакций на одинаковые жизненные ситуации, вероятность возникновения психических отклонений и способы реагирования.
Духовное здоровье зависит от внутреннего мира личности, в частности таких составляющих духовной культуры человека: образование, этика, мораль. Состояние духовного здоровья индивида зависит от его сознания, отношения к смыслу жизни, мировоззрения оценки собственных способностей и возможностей.
Социальное здоровье связано с экономическими факторами, отношениями индивида с социумом. В общем виде социальное здоровье детерминировано характером и уровнем развития главных сфер общественной жизни в определенной среде – экономической, политической, социальной, духовной. В реальной жизни все четыре составляющих – социальная, духовная, физическая и психическая действуют одновременно, а их «интегрированное влияние определяет состояние здоровья человека как целостного сложного феномена» [20, с. 34].
При анализе понятия «здоровый образ жизни» авторы включают самые различные вопросы, прямо или косвенно связанные со здоровьем человека.
Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Образ жизни в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, но во многом зависит от мотивов деятельности, особенностей психики, состояния здоровья конкретного человека. Образ жизни – категория ценностная, так как человек осознанно, а не бессознательно стремится к определенному стилю жизнедеятельности, который соответствует его желаниям и потребностям [21, с. 37].
В современной философской и медицинской литературе существует множество определений понятия «здоровый образ жизни».
По мнению П. И. Брехмана, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, который соответствует природным особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Под здоровым образом жизни следует воспринимать обычные формы жизнедеятельности человека, которые способствуют укреплению и улучшению резервных способностей организма, обеспечивая тем самым удачное исполнение собственных функций независимо от ситуаций. И выражают деятельность личности в формировании, сохранении и укреплении, как своего собственного здоровья, так и здоровья окружающих её людей [24, с. 59].
Основной идеей ЗОЖ является идея приоритета ценностей здоровья в мировоззренческой системе ценностей человека, восприятие здоровья не только как состояния отсутствия заболеваний или физических увечий, а на много шире: как состояние полного благополучия. Человек сам себе определяет некоторую ответственность соответственно контролю личной жизни, берет на себя личную ответственность за действия, решения, их последствия [11, с. 6].
При этом необходимо учитывать тот факт, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а целенаправленно и постоянно формируется в течение большого промежутка времени. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности, так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта).
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья [22, с. 18].
Таким образом мы определили сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». В ходе исследования мы вывели, что здоровье – это сложный феномен, включающий в себя философский, социальный, экономический, биологический и медицинский аспекты, состояние полного физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, а также отсутствие болезней, вредных привычек и физических дефектов.
В свою очередь, понятие «здоровый образ жизни» представляет собой сформированные навыки и привычки выполнения тех или иных видов деятельности, способствующих формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья.
Следует обратить внимание на тот факт, что большое количество различных трактовок понятия здорового образа жизни указывает на незавершенность работы с ним. В связи с этим требуется провести большее количество исследований, дабы установить единоверное значение понятия здоровый образ жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что воспитание здорового образа жизни должно включать в себя создание информационной системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, мотивацию активного образа жизни; занятия физической культурой, формирование навыков здорового образа жизни.
Компоненты здорового образа жизни
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. [13, с. 41]
Под режимом дня, труда и отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение [14, с. 42].
Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны – новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам [13, с. 43].
Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом, учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время, прием пищи, личная гигиена [9, с. 38].
С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности, например, сейчас достаточно распространена трудовая деятельность школьников во внеурочное время.
Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для подростка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых – обеспечивать полное функциональное восстановление организма.
Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82–85 % дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16–19 % времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1–3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50 %, снижаясь от младших классов к старшим. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. Кроме того, физические умения представляют одну из трех наиболее значимых, «престижных» областей в среде сверстников, а хорошее владение своим телом во многом определяет социальный статус ребенка (в большей мере это характерно в мальчишеской среде) [19].
Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. Образовательную роль двигательных умений впервые подробно рассмотрел П. Ф. Лесгафт [15].
В младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер. Таким образом, систематическое школьное обучение является, как правило, той деятельностью детей, в процессе которой происходят дальнейшее развитие и постепенная перестройка их умственных (познавательных) процессов.
Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.
В настоящее время программа физического воспитания детей младшего школьного возраста, предусматривая только два физкультурных занятия в неделю, обеспечивает двигательный режим всего на 14,5 %. Однако для детей младшего школьного возраста целесообразно проводить от 6 до 15 часов организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями [19].
Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы [6, с. 89]. Рассмотрим каждый и этих принципов.
Регулярность. Рекомендации соблюдать режим питания – не прихоть гигиенистов и диетологов, потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма. Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы, носят ритмичный характер, и регулярность – непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.
Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В дошкольном и младшем школьном возрасте – 4–5 приемов через каждые 3–4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась).
Надо сказать, что еда «по часам» важна в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей и подростков, когда происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих «вольный график» приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться.
Понятно, что привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее – организация питания в семье, позволяющая сформировать «рефлекс на время». Цель – появление у ребенка желания есть в «нужные» часы. А что надо знать и уметь самому ребенку? Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин. В 6–7 лет ребенка можно научить самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. В младшем школьном возрасте ребенок может принимать посильное участие в организации своего режима питания. Если в детском саду, дома ответственность за это полностью лежит на плечах родителей или воспитателей, то школьная жизнь предполагает большую самостоятельность. Поэтому хорошо, если ребенок привыкнет брать с собой в школу бутерброд или яблоко, будет знать, когда, на какой перемене его съесть, а придя домой, сумеет организовать себе обед, не дожидаясь родителей.
Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества – все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки – основной строительный материал, из которого формируется и «ремонтируется» (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины – важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т. д.
Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма. Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий – залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание. В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз.
Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые – ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Так, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни – от питания в обычное время. Летний стол – от зимнего стола и т. д.
В деле контроля адекватности питания основная ответственность лежит на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно.
Важно, чтобы мальчик или девочка понимали, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Ребенку можно предложить самостоятельно контролировать количество сладостей, которое он съедает в течение дня. При этом любимые лакомства не ставятся под запрет, их не относят к вредным продуктам, как порой рекомендуют некоторые методические пособия. Конечно, количество их должно быть ограничено, однако любой взрослый знает, как нелегко остановить сладкоежку. В этом случае рекомендуется переложить контролирующие функции на самого ребенка (задача взрослого – придумать для этого занимательную и интересную форму самоконтроля). Научно доказано, что ребенок в роли контролера самого себя очень успешно справляется с поставленной перед ним задачей.
Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия – соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства – одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте. В последние годы все чаще отмечаются вспышки гепатита, основная причина – несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков.
Удовольствие. Почему-то, когда пишут о роли и значении питания, часто забывают об этой, весьма важной функции еды – доставлять удовольствие. Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно–невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют «мягким», «кисло-сладким», «горько-сладким» и т. д.
И еще удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений и воспитательные беседы. Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление – семейный стол – это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно.
Одним из компонентов формирования ЗОЖ у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Рассмотрим особенности приобщения к этим вредным привычкам, характерные для младшего школьного возраста.
В возрасте 6–8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9–10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими. Поэтому взрослым необходимо проводить профилактические беседы с ребенком о пагубном воздействии курения на организм человека. [17, с. 81].
Благодаря игровой деятельности, учащиеся лучше закрепляют учебный материал, получают положительные эмоции и укрепляют собственный организм.
.