МААМ-картинки

Конспект НОД в старшей группе «Куклы наших бабушек»

НАДЕЖДА ИЛЬИНА
Конспект НОД в старшей группе «Куклы наших бабушек»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в старшей группе

Задачи: развитие интереса к прошлому своего края, расширение представлений о видах народных кукол.

Цель: познакомить с элементами быта русской избы (печкой, глиняной посудой, с историей происхождения, видами народных кукол;

развивать связную речь детей;

воспитывать уважение к истории своего народа;

активизировать в речи слова: русская печь, печник, горшок, кукла деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная. ;

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Куклы наших бабушек“» размещена в разделах

прививать интерес к обычаям гостеприимства, русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым;

закреплять правила безопасного поведения в обращении с печкой;

развивать двигательную активность.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций в книгах по теме «Русская изба», беседы о предметах русского быта, разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, экскурсия в городской краеведческий музей, чтение русских народных сказок, организация и проведение русских народных игр («Заря – заряница», «Кострома» и др.)

Материалы: макет печи, березовые дрова, полено, полено одетое в юбку и косынку, глиняная посуда (горшок, миска, чашка, куклы из глины, аудиозапись «Танец кукол», подушка набитая соломой, соломенная кукла, тряпичная кукла, люлька, кукла - оберег, мнемотаблица, пирожки.

Взаимодействие с родителями: беседа «Расскажите детям о жизни прабабушек и прадедушек», почитайте детям пословицы и поговорки о русском быте.

Планируемый результат:

-дети узнали элементы быта русской избы (печка, глиняная посуда)

-виды народных кукол (деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)

Ход мероприятия.

Звучит музыка, в музей, детского сада, заходят дети.

Воспитатель: Здравствуйте, проходите гости дорогие. Милости прошу в мою светлую горницу. Для дорогих гостей и двери настежь.

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому.

Воспитатель: Проходите, садитесь за стол, угощайтесь пирожками, чаем из самовара (дети садятся и пьют чай).

Дети: Какие вкусные у вас пирожки.

Воспитатель: Пирожки испекла для вас моя печь. Давайте подойдем к печи поближе. Садитесь на лавки, посидим рядком да поговорим ладком.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

Дети: Печка!

Воспитатель: Правильно это печь. А кто мне скажет: «Для чего нужна печь?» (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь.

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Человек, который умел класть печь,- печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, лечили больных, раньше даже мылись. На печи можно было спать на лежанке.

А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Зимой в мороз даже кур под печкой держали

- А вы знаете, как разговаривали с печкой в старину? (Нет) Тогда вставайте и повторяйте за мной:

Ой, ты печка-сударыня (Поклон в одну сторону)

Помоги нам, боярыня (Поклон в другую сторону)

Ты свари, испеки

Обогрей, освети (Потираем плечи)

Кости грей и спаси (Потягиваемся, как при просыпании)

В дом богатство неси! (Разводим руки в стороны кверху ладонями)

Воспитатель: Загадки про печь вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! В печке не только готовили, но еще благодаря ней отапливались избы наших бабушек. Давайте с вами растопим нашу печь, чтобы нам не замерзнуть (каждый ребенок кладет по одному полену в печь, а у воспитателя остается полено в руках).

Воспитатель: Ребята, а можно вам самим без взрослых разжигать огонь? (ответы)

Правильно! Огонь горячий, обжигает. От его ожогов очень больно, поэтому к огню подходить без взрослых нельзя!

Воспитатель: Дети, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено). Правильно! Полено. А можно играть с поленом? (ответы детей)

Воспитатель: (заворачивая полено, рассказывает)

- Давным-давно, когда у детей не было таких игрушек как сейчас, игрушки делали из разного материала и делали в каждой семье сами. В народе считалось, что кукла принесет ребенку здоровье и благополучие. Вот у меня в руках деревянная кукла. С такими куклами играли в давние времена, их дети не разбрасывали, а хранили в сундуках.

- Как называется кукла, сделанная из дерева?

Дети: Деревянная!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, сколько еще интересных предметов находится у нас в избе. Вот обратите внимание, что стоит на полках? (Ответы детей)

Воспитатель: А кто мне скажет, как это называется одним словом?

Дети: Посуда!

Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете, из чего сделана эта посуда? (Ответы детей)

Воспитатель: Посуда сделана из глины. В давние времена люди делали посуду из глины, потом обжигали для прочности в нашей чудо - печке.

Нелегкий был труд людей по изготовлению глиняной посуды, поэтому нужно обращаться с посудой аккуратно, чтобы ее не разбить.

- Ой, ребята смотрите, что я нашла на полке! Что это?

Дети: Кукла!

Воспитатель: Правильно! А как вы думаете, из чего она сделана?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Как называется кукла, сделанная из глины?

Дети: Глиняная!

Воспитатель: Красивые куклы? Но вот обидно, что с этими куклами сейчас не играют, а служат они для украшения комнат, так как они очень хрупкие.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам представить, что вы куклы.

Давайте мы с вами превратимся в кукол

Физкультминутка (дети импровизируют движения кукол)

Дети: А на печи, лежит еще одна куколка.

Воспитатель: Эта кукла из соломы. В далёкие времена дети играли в соломенные куклы. Сначала солому собирали, затем варили, чтобы она стала мягкая, блестящая, а затем скручивали, перевязывали ленточками, украшали (дети рассматривают её.)

Воспитатель: Прошло много лет и люди придумали новую куклу - тряпичную. Но что-то я её нигде не вижу, а вы ребята? (воспитатель подходит к колыбели и находит ее там)

- Скорей сюда! Я её вот где нашла, спит она, не слышит нас, а ведь мы пришли к ней (воспитатель берет её в руки). Из чего она сделана? Как вы думаете (ответы детей).

Воспитатель: Кукла, сделанная из лоскутков ткани, называется тряпичной.

Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем куклу, я буду делать, а вы будете мне помогать. (воспитатель вместе с детьми делает тряпичную куклу «Отдарок- на- подарок»).

Воспитатель: Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь и вы сможете подарить своим родителям куколку.

Воспитатель: Мы сегодня с вами узнали, в какие куклы играли раньше. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Найди такую же» (с использованием мнемотаблиц).

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Проект «Игровая народная кукла» Название проекта «Игровая народная кукла» Тип Творческо-информационный Участники Воспитатель и дети старшей группы Масштаб краткосрочный.

Проект «Куклы»Проект «Куклы» Хочется поделиться тем, как проходил проект " Куклы" в нашей группе. Цель проекта: приобщить детей к русской культуре, развивать ретроспективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Куклы наших бабушек»
Опубликовано: 19 декабря 2014 в 08:42
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Куклы наших бабушек»» (включая файлы) размещена пользователем НАДЕЖДА ИЛЬИНА (УИ 195250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД