НАДЕЖДА ИЛЬИНА
Конспект НОД в старшей группе «Куклы наших бабушек»
Конспект НОД в старшей группе
Задачи: развитие интереса к прошлому своего края, расширение представлений о видах народных кукол.
Цель: познакомить с элементами быта русской избы (печкой, глиняной посудой, с историей происхождения, видами народных кукол;
развивать связную речь детей;
воспитывать уважение к истории своего народа;
активизировать в речи слова: русская печь, печник, горшок, кукла деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная. ;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Куклы наших бабушек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
прививать интерес к обычаям гостеприимства, русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым;
закреплять правила безопасного поведения в обращении с печкой;
развивать двигательную активность.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций в книгах по теме «Русская изба», беседы о предметах русского быта, разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, экскурсия в городской краеведческий музей, чтение русских народных сказок, организация и проведение русских народных игр («Заря – заряница», «Кострома» и др.)
Материалы: макет печи, березовые дрова, полено, полено одетое в юбку и косынку, глиняная посуда (горшок, миска, чашка, куклы из глины, аудиозапись «Танец кукол», подушка набитая соломой, соломенная кукла, тряпичная кукла, люлька, кукла - оберег, мнемотаблица, пирожки.
Взаимодействие с родителями: беседа «Расскажите детям о жизни прабабушек и прадедушек», почитайте детям пословицы и поговорки о русском быте.
Планируемый результат:
-дети узнали элементы быта русской избы (печка, глиняная посуда)
-виды народных кукол (деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)
Ход мероприятия.
Звучит музыка, в музей, детского сада, заходят дети.
Воспитатель: Здравствуйте, проходите гости дорогие. Милости прошу в мою светлую горницу. Для дорогих гостей и двери настежь.
Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому.
Воспитатель: Проходите, садитесь за стол, угощайтесь пирожками, чаем из самовара (дети садятся и пьют чай).
Дети: Какие вкусные у вас пирожки.
Воспитатель: Пирожки испекла для вас моя печь. Давайте подойдем к печи поближе. Садитесь на лавки, посидим рядком да поговорим ладком.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?
Дети: Печка!
Воспитатель: Правильно это печь. А кто мне скажет: «Для чего нужна печь?» (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь.
Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Человек, который умел класть печь,- печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, лечили больных, раньше даже мылись. На печи можно было спать на лежанке.
А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Зимой в мороз даже кур под печкой держали
- А вы знаете, как разговаривали с печкой в старину? (Нет) Тогда вставайте и повторяйте за мной:
Ой, ты печка-сударыня (Поклон в одну сторону)
Помоги нам, боярыня (Поклон в другую сторону)
Ты свари, испеки
Обогрей, освети (Потираем плечи)
Кости грей и спаси (Потягиваемся, как при просыпании)
В дом богатство неси! (Разводим руки в стороны кверху ладонями)
Воспитатель: Загадки про печь вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! В печке не только готовили, но еще благодаря ней отапливались избы наших бабушек. Давайте с вами растопим нашу печь, чтобы нам не замерзнуть (каждый ребенок кладет по одному полену в печь, а у воспитателя остается полено в руках).
Воспитатель: Ребята, а можно вам самим без взрослых разжигать огонь? (ответы)
Правильно! Огонь горячий, обжигает. От его ожогов очень больно, поэтому к огню подходить без взрослых нельзя!
Воспитатель: Дети, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено). Правильно! Полено. А можно играть с поленом? (ответы детей)
Воспитатель: (заворачивая полено, рассказывает)
- Давным-давно, когда у детей не было таких игрушек как сейчас, игрушки делали из разного материала и делали в каждой семье сами. В народе считалось, что кукла принесет ребенку здоровье и благополучие. Вот у меня в руках деревянная кукла. С такими куклами играли в давние времена, их дети не разбрасывали, а хранили в сундуках.
- Как называется кукла, сделанная из дерева?
Дети: Деревянная!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, сколько еще интересных предметов находится у нас в избе. Вот обратите внимание, что стоит на полках? (Ответы детей)
Воспитатель: А кто мне скажет, как это называется одним словом?
Дети: Посуда!
Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете, из чего сделана эта посуда? (Ответы детей)
Воспитатель: Посуда сделана из глины. В давние времена люди делали посуду из глины, потом обжигали для прочности в нашей чудо - печке.
Нелегкий был труд людей по изготовлению глиняной посуды, поэтому нужно обращаться с посудой аккуратно, чтобы ее не разбить.
- Ой, ребята смотрите, что я нашла на полке! Что это?
Дети: Кукла!
Воспитатель: Правильно! А как вы думаете, из чего она сделана?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Как называется кукла, сделанная из глины?
Дети: Глиняная!
Воспитатель: Красивые куклы? Но вот обидно, что с этими куклами сейчас не играют, а служат они для украшения комнат, так как они очень хрупкие.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам представить, что вы куклы.
Давайте мы с вами превратимся в кукол
Физкультминутка (дети импровизируют движения кукол)
Дети: А на печи, лежит еще одна куколка.
Воспитатель: Эта кукла из соломы. В далёкие времена дети играли в соломенные куклы. Сначала солому собирали, затем варили, чтобы она стала мягкая, блестящая, а затем скручивали, перевязывали ленточками, украшали (дети рассматривают её.)
Воспитатель: Прошло много лет и люди придумали новую куклу - тряпичную. Но что-то я её нигде не вижу, а вы ребята? (воспитатель подходит к колыбели и находит ее там)
- Скорей сюда! Я её вот где нашла, спит она, не слышит нас, а ведь мы пришли к ней (воспитатель берет её в руки). Из чего она сделана? Как вы думаете (ответы детей).
Воспитатель: Кукла, сделанная из лоскутков ткани, называется тряпичной.
Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем куклу, я буду делать, а вы будете мне помогать. (воспитатель вместе с детьми делает тряпичную куклу «Отдарок- на- подарок»).
Воспитатель: Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь и вы сможете подарить своим родителям куколку.
Воспитатель: Мы сегодня с вами узнали, в какие куклы играли раньше. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Найди такую же» (с использованием мнемотаблиц).
Подведение итогов.