Юлия Матюхова
Куклотерапия, как средство коррекции проявления раннего детского аутизма.
▼ Скачать + Заказать документы
Куклотерапия, как средство коррекции проявления раннего детского аутизма
На сегодняшний день не теряет своей актуальности инклюзивное образование для оказания эффективной коррекционной помощи для детей с нарушениями в психическом развитии, в том числе с синдром раннего детского аутизма (РДА) и аутоподобным поведением.
Остановимся на данном заболеванием более подробно. Как известно, для детей с РДА характерны качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, что значительно затрудняет общение этих детей с окружающими людьми, и, в свою очередь, препятствует их социальной адаптации и интеграции в общество. Также у детей отмечается множество проблем в поведении. Наиболее очевиден активный негативизм, под которым понимается отказ от совместной деятельности, отказ от обучения ситуаций произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться усилением аутостимуляций, физическим сопротивлением, агрессией, самоагресией, ещё большим "уходом в себя" (со стороны может показаться, что ребёнок вас не видит или не слышит).
Публикация «Куклотерапия, как средство коррекции проявления раннего детского аутизма,» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Куклотерапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Нарушения социального взаимодействия отличают расстройства ауитистического спектра от остальных расстройств развития. Ребёнок с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека. Речевое развитие детей с аутизмом также отличается своеобразием. Темп развития речи неравномерен и асинхронен. Речь не используется в коммуникативных целях.
Именно эти нарушения развития детей являются одним из главных проблем, которые необходимо решать специалистам и родителям, ведь успешная социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе вряд ли возможна без умения устанавливать и поддерживать контакты с окружающими. И наиболее остро проблема формирования и развития коммуникативных навыков стоит в отношении детей, у которых нарушение общения является ведущим симптомом- это дети с ранним детским аутизмом.
Более того, сама специфика этого нарушения, его симптомы подсказывают пути коррекции. У детей с РДА, как известно, развито воображение и творчество, на наш взгляд, просто необходимо лицам данной категории для реализации заложенного природой потенциал в такой форме, чтобы воображение помогало развитию коммуникативных навыков и, в конечном счете, способствовало социальной адаптации. Такой подход возможен в условиях использования куклотерапии.
Куклотерапия- это раздел частной психотерапии (арттерапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Цель куклотерапии в работе с данной категорией детей- развитие навыков общения, адаптация ребёнка в группе сверстников, дальнейшая социализация в обществе.
Игра является для ребёнка тем же, чем речь- для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребёнка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова.
В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребёнок "передаёт" ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип "переноса доминанты".
Важно понимать, что работа с детьми с использованием метода куклотерапии необходимо проводить совместно с родителями.
Таким образом, в заключении можно отметить, что куклотерапия- это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Литература:
Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. М. :Эксмо,2003.
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике \ Сост М. А. Поваляева. Феникс 2006.
.Чебанян Г. Г., Красикова А. Р. Куклотерапия в коррекционной и лечебной педагогике // Феникс,2002.