Елена Мясникова
Кукла в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация :
«Кукла в жизни ребенка»
«Кукла — способ познания жизни и для тех,
кто ее создает и для тех, кто с ней общается».
Дайн Г. Л
История появления и развития кукол
Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, ну какой образ, образ человека и что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психику ребёнка.
Публикация «Кукла в жизни ребенка» размещена в разделах
Чему же обучает кукла? Человеческим взаимоотношениям. Находясь, все время рядом, она является лучшим другом ребёнка, постоянным партнёром для игр, и в то же время его наставником, молчаливым учителем. Благодаря игре с куклой ребёнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка в детской не способна дать столько, сколько даёт простая кукла.
Однако, если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Поэтому надо знать в каком возрасте и как именно она влияет на ребёнка. И только тогда, учитывая все особенности, можно добиться наиболее гармоничного развития личности ребёнка.
Кукла в жизни ребенка.
Какую же роль в жизни ребенка играет кукла? Так ли просты эти игрушки, только ли они для развлечения и игры? Конечно, нет. Они, куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности. Их влияние сложно заменить какими-нибудь кубиками или машинками, даже мягкими игрушками. Поэтому у ребёнка в детстве в играх обязательно должна присутствовать кукла. Очень ошибаются те, кто лишает этой возможности мальчика, подсовывая ему машинки и конструкторы, ведь куклы никак не влияют на половую ориентацию, и позже малыш сам возьмётся за стандартные для него виды игрушек. К тому же под куклой не обязательно должна пониматься Барби, или схожая с ней кукла, ведь существует много разновидностей кукол. За неё может выступать даже большой по размерам солдат или робот. Очень хороши тряпичные куклы, особенно с минимальными проявлениями эмоций на лице.
Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть, поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка.
И каким же образом? Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить.
Педагогические и психологические требования к кукле
Кукла, несёт особые функции в развитии психики ребёнка.
И одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности.
Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.
Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой : ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.
То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры.
Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.
Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.
Психологи единодушно считают, что для формирования у ребенка более полной картины мира, ему нужно обязательно играть с мягкими игрушками, сшитыми из разнообразных материалов. С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников рассматривался как значимый для воспитания у ребёнка нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Считается, что дети больше любят играть самодельными игрушками, чем покупными. Возможно потому, что самодельным игрушкам мы дарим частичку своего тепла и доброты.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Современные требования к образным игрушкам
Игрушка должна:
• Расширить кругозор ребенка, знакомя его с предметами, природой и обществом, наукой и техникой, культурой, искусством и народным, художественным творчеством;
• Способствовать социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
• Вызывать добрые чувства по отношению к семье, людям, животным, способность накоплению положительного нравственного опыта;
• Вызывать интерес и будить любопытство;
• Удовлетворять интерес ребенка к активной деятельности.
Использование кукол
Кукла может быть использована в самых различных видах деятельности, интересных для детей:
• Сюжетно-ролевые и режиссерские игры;
• Кукла-гость;
• Кукла-носитель особого отношения к детям;
• Кукла-друг детей;
• Кукла-участник занятий
Как видно, кукла способна выполнять самые различные роли.
Советы, способствующие развитию игры с куклами.
*Прочитать ребенку сказки : «Спящая красавица», «Золушка», «Волшебная лампа Аладдина», «Русалочка» и т. д;
* Вместе с ребятами посмотреть мультфильм : Барби и колдун». «Барби и дракон». «Барби и Щелкунчик» и другие;
* Обыграть ситуации : «На балу у Золушки», «Во дворце Снежной королевы» и др.
Тема работы является актуальной, так как в каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Она оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям.
Еще одним обоснованием выбранной темы является проблема недостаточного развития мелкой моторики рук у дошкольников, что во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев».
Кроме того, актуальность нашей разработки в том, что в рамках детского сада мы можем заниматься данной проблемой как в совместной деятельности с детьми, так и организуя непосредственно образовательную деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев пробуждают у детей желание узнать их назначение, учат видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребёнка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека. В этом ряду куклы занимают особое место, так как они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие и осознание ими традиционной культуры. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.
Уникальность НОД по изготовлению кукол заключается в том, что на них интересно будет присутствовать и родителям, а в семье дети смогут давать свои «мастер-классы», демонстрируя собственные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.
Наиболее важным результатом НОД должно стать осознание каждым обучающимся себя как уникальной личности, приобщившейся к тысячелетней традиции.
Кроме того, НОД – это творческое дело, вызывающие интерес у окружающих, будут способствовать социализации и помогут дошкольникам чувствовать себя увереннее в жизни.
Достижением данной разработки могут стать определенные результаты её внедрения в практическую деятельность. Для диагностики результативности методической разработки предлагается использовать следующие методики: диагностическая ситуация «Выбери куклу»
Предполагаемый результат:
- приобщение детей к обычаям и традициям, связанных с историей русской тряпичной куклы
- развитие познавательной активности в изучении истории русского народа;
- развитие стремления к самостоятельному творчеству;
- развитие умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к помощи взрослых;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие творческого воображения детей, индивидуального самовыражения при изготовлении тряпичной куклы, заинтересованности историей возникновения куклы;