Светлана Мельник
Конспект занятия «Кукла Пеленашка своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кукла своими руками — Пеленашка»
Цель: приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
- Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.
Публикация «Конспект занятия „Кукла Пеленашка своими руками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
- Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).
- Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз.
Ожидаемые результаты:
- Усвоение знаний о традициях русского народа;
- Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
- Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.
Оборудование и методическое оснащение:
- Презентация на тему «Народная кукла»;
- Выставка «Тряпичная кукла»;
- Инструменты и материалы для практической работы (ткани, нитки, шерстяная пряжа и пр.);
- Запись с русской народной музыкой;
- Образец куклы (изготовленной заранее).
1. Организационный момент.
Дети рассаживаются на ковре полукругом возле воспитателя.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Игра на сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе «Комплимент в волшебном мешочке».
2. Сообщение темы, актуализация знаний.
- Ребята, любите ли вы сказки так, как люблю их я? Ну тогда слушайте.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
Рассказывание сказки.
«Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и скрутила себе куклу. Девочка закончила работу, и ее кукла стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем. Девочке было радостно и хорошо, она чувствовала, что кукла бережет ее от всех бед. По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали, что она ведьма, поэтому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злющая, она ужасно не любила детей, и если какой-то ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости. И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то, что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила во чтобы- то ни стало сделать им какую-нибудь гадость. Однажды старуха подкараулила девочку и ее куклу, когда они гуляли во дворе, подошла и попросила позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку, сказала, что куклы у нее нет. Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю, что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали. В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала, что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота, старухи уселась ему на спину и сказала: - А ну, неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдергаю… кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой. Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила, она пошла на поправку и выздоровела. А ведьма, когда узнала, что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда. Девочка и кукла стали жить, поживать да добра наживать».
– Ребята как бы вы назвали эту сказку? (Ответы детей). Это была «Сказка про куклу-берегиню».
– Долго сказка сказывается, да не скоро дело делается. А ведь я пришла к вам сегодня не просто так. Ребята, посмотрите какой у меня красивый сундучок. Он мне достался от моей бабушки. А сундук-то волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте какие: «Фут-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!» Давайте вместе с вами скажем эти слова. Скажем? Только ласково, как в старину с вещами разговаривали, хорошо?
Дети произносят слова. А воспитатель предлагает погладить его, приговаривая: «Ой, какой хороший сундучок!
- Открываем крышку
Смотрим, чем же он богат?
Нет ли там чудовища? (нет)
Есть ли там сокровища? (да)
Смотрите - ка ребята, что это у меня в сундуке?
- Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.
- Какие красивые куклы, Они старинные. В эти куклы играли бабушки и бабушки наших бабушек.
Посмотрите из чего сделаны эти куклы. (дети рассматривают, трогают их)
Дети: они сделаны из ниток, из ткани.
-Всегда ли кукла предназначалась для игры? (нет)
– Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.
А сейчас я хочу вас познакомить с такими куклами.
3. Новый материал.
Показ слайдов.
Слайд 1
На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т. е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
– Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Дети: Красный – цвет крови, заката, красоты и т. п.
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
Дети: У кукол нет лица.
Все куклы делались безликими, т. е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Слайд 2
Народные куклы делились на три группы:
Куклы-обереги;
Обрядовые куклы;
Игровые куклы.
Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?
Дети: Куклы – обереги берегли людей, игровыми играли дети, обрядовые – нужны были для ритуалов.
Слайд 3
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
«Кукла на счастье».
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
«Кубышка-травница».
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
Слайд 4
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
«Неразлучники».
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
«Сёмик и Семичиха».
Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.
Слайд 5
Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.
Гимнастика для глаз «Лучик солнца».
– Посмотрите, какая интересная куколка, свернута в маленький кулечек! (Демонстрация куклы-Пеленашки). Раньше новорожденных детей плотно-плотно пеленали в пеленку. Считалось, что спеленатый ребеночек оберегался в ней. Он был незаметен ни для кого. А чего боялись люди? (ответы детей). Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребеночка. Поэтому первая кукла ребенка, образ его, была Пеленашка. «Пеленашка» происходит от слова пеленка, то есть это младенчик, который завернут в пеленку. Ее клали в люльку к ребенку.
– Сегодня я научу вас делать таких «пеленашек». Но сначала поиграем в русскую народную игру «У Маланьи.».
Физминутка: «Маланья»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)
На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).
-Воспитатель выставляет технологическую схему изготовления куклы «Пеленашки».
-Ребята давайте рассмотрим схему изготовления куклы.
1. Нужно скрутить из белой прямоугольной ткани цилиндр, он должен быть очень плотный.
2. Берем нитку перевязываем посередине туловища, выделяем линию живота (там где у вам пупочек, и линию шеи.
3. Кладем скрутку на треугольный лоскут – косынку, повязываем, концы косынки вперед
4. Заворачиваем «пленашку» в пеленку, для этого берем квадратный лоскут цветной ткани, расположив на столе, так как показано на схеме: положить по
середине «пеленашку», завернуть пеленку, начиная с правого верхнего угла к середине.
Перевязываем пеленку вместе с младенчиком нитью.
Дети садятся за столы, пред ними технологические карты.
Выполняют поэтапное изготовление куклы.
Воспитатель помогает нуждающимся детям в помощи.
- Покажите друг другу, какие у вас получились куклы.
- А сейчас я расскажу правила игры с пеленашками:
Детки-пеленашки очень нуждаются в заботе. Их нельзя бросать и надолго оставлять на полках без внимания. Самое лучшее для них, если ты станешь их братиком, сестренкой или родителем. Тогда кукла не будет плакать!
Если нет возможности часто играть с куклой, то (как часто и делали) её привязывали к взрослой кукле веревочкой или тесьмой.
С куклой очень любят играть маленькие дети, так как она легко помещается в руке, и энергетика куклы успокаивает.
Если кукла испачкалась или развязалась ниточка, то ее нужно аккуратно развязать, почистить и запеленать.
За такую заботу кукла будет нести покой и умиротворение в дом!
А еще нашим куколкам можно спеть колыбельную песню.
Люли- люли - люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули ворковать,
Надо деткам засыпать.
4. Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали?
- Что для каждого из вас было самым интересным увлекательным?
– Если вы узнали для себя что – то новое и интересное, то похлопайте в ладоши. А если вам было скучно и неинтересно, то потопайте ногами.
Как маленькие солнышки
Куколки лежат.
И глазками невинными
На вас сейчас глядят.
Вы кукол не бросайте,
Вы их не обижайте
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить.