Наталья Зинова
Конспект музыкального занятия «Входит музыка в наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Входит музыка в наш дом»
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, определение уровня знаний о музыке, музыкальных способностей.
Задачи:
— дать представление о музыкальных и немузыкальных звуках;
— вызвать эмоциональный отклик на музыку спокойного, нежного характера (Колыбельная — по выбору педагога);
Публикация «Конспект музыкального занятия „Входит музыка в наш дом“» размещена в разделах
— выполнять различные танцевальные движения по показу педагога в ритме музыки (Упражнение «Танцуй, как я!»);
— учить детей внимательно слушать музыкальное произведение от начала и до конца (По выбору педагога).
Дидактический материал, пособия, атрибуты: план-схема музыкального города «Гармония», ширма с изображением нотного стана и нот, кукла би-ба-бо Фея Музыки, мольберты, портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал.
На центральной стене висит план-схема города Гармонии.
В зале, на мольбертах, укреплены портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов, на столах разложены детские музыкальные инструменты.
Тихо звучит музыка (по выбору педагога).
На ширме установлено изображение Феи Музыки.
Полотно ширмы представляет собой нотный стан с нотными знаками.
Педагог. Куда же мы попали? Здесь все не так, как в нашей группе. Надо у кого-нибудь узнать, где мы. Здесь все необычно и так загадочно. Мы сейчас спросим об этом вот у этой прекрасной незнакомки. Здравствуйте, скажите, кто Вы?
Фея Музыки (за ширмой куклу би-ба-бо озвучивает музыкальный руководитель). Здравствуйте, я Фея Музыки!
Педагог. Скажите, а куда мы попали?
Фея Музыки. Вы попали в музыкальный зал. Рада вас видеть.
Педагог. Да, мы тоже рады. Правда, ребята? Фея Музыки, скажи, ты здесь живешь?
Фея Музыки. Нет, я живу в чудесном городе, полном волшебных музыкальных звуков. А сюда я приехала к детям в гости, чтобы помочь им научиться слышать волшебство музыки. А вы, ребята, где живете?
Ответы детей.
Педагог. Правильно, наши ребята и я живем в городе, где много домов, улиц, парков, площадей. Город наш называется (.).
Фея Музыки. А я живу в необычном волшебном городе, называется он Гармония. Это музыкальный город. Там живут музыкальные звуки. Вот у вас в городе какие звуки можно услышать?
Ответы детей. Для помощи детям можно использовать фонограмму с шумовыми звуками.
Фея Музыки. Это звуки шума. Можно их назвать шумовыми. А в моем городе звуки музыкальные, поющие (фонограмма любой мелодии — лучше музыкальной шкатулки). Все жители нашего города не умеют говорить, как вы, — они общаются с помощью музыкальных звуков. Хотите, я вас научу, как в нашем городе здороваются?
Педагог. Да, хотим.
Фея Музыки (поет). Здравствуйте, ребята!
Педагог. Давайте и мы в ответ пропоем: «Здравствуйте!»
Дети поют с помощью педагога.
Фея Музыки. А теперь покажу, как в нашем городе знакомятся. (Поет.) Как тебя зовут?
Педагог (поет, называя свое имя и отчество).
Фея Музыки (к детям). Как тебя зовут?
Педагог помогает каждому из детей пропеть свое имя.
Фея Музыки. Молодцы! Вы уже можете знакомиться с жителями музыкального города. Спросите, как меня зовут.
Дети с помощью педагога поют: «Как тебя зовут?».
Фея Музыки (поет). До-ми-солька!
Педагог. До-ми-солька, нам бы очень хотелось попасть в твой город, хотелось узнать все о музыке.
Фея Музыки. Я очень этому рада. До встречи со мной вы уже слышали разную музыку. Вспомните, как пела вам мама колыбельные песни.
Звучит фонограмма колыбельной по выбору педагога.
Фея Музыки. Это были ваши первые встречи с музыкой. А потом вы учились плясать под музыку, которую вам напевала бабушка. Хлопали в ладоши, притопывали ножкой. Вот так!
Упражнение «Танцуй, как я!»
Фея Музыки. Вы, наверное, не раз были в кукольном театре, на концерте, смотрели музыкальные мультфильмы, где обязательно звучала музыка. Давайте послушаем ее. Тихо-тихо рядом сядем — Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде, Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены — Вся земля видна вокруг: Плещут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг. Вдаль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой. Это музыка торопит. И ведет нас за собой.
Педагог. Какая прекрасная музыка! Скажи, До-ми-солька, кто же сочиняет музыку?
Фея Музыки. Музыку создает человек (композитор). Состоит музыка из звуков определенной высоты, которые наполняют окружающую природу: шум моря, пение птиц, шум грома Музыка имеет свою интонацию, так же, как и голос человека, поэтому часто говорят, что музыка рассказывает. Звучащая музыка дает возможность общаться людям, передавать звуками свои чувства, эмоции, то есть то, что переполняет душу человека. Исполнитель (музыкант) исполняет на музыкальных инструментах музыкальные произведения, а мы, слушатели, переживаем услышанную музыку. Поэтому часто говорят: «Музыка выражает наши чувства, учит переживать».
Посмотрите сюда — здесь вы видите портреты великих композиторов, которые подарили нам волшебный музыкальный мир, а здесь разные музыкальные инструменты, на которых играют музыканты, чтобы мы смогли услышать чудесную музыку, созданную композиторами.
Педагог. До-ми-солька, а как называется самый первый музыкальный инструмент?
Фея Музыки. Этот инструмент называется «голос». Это самый древний инструмент, и он есть у каждого из вас. Давайте послушаем наши голоса.
Детям предлагают спеть хорошо им знакомую песню из любимого мультфильма.
Фея Музыки. Как хорошо звучат ваши инструменты! А вы, наверное, хотите исполнить музыку не только своим голосом? Посмотрите, сколько здесь различных детских музыкальных инструментов, но, чтобы вы научились играть на них, а также вслушиваться в музыку, понимать ее мысли и чувства, я вас приглашаю в музыкальный город. Перенесет нас туда эта волшебная музыка. Полетели!
Упражнение «Вальс цветов», музыка П. Чайковского.
Это музыкальное произведение использовать в качестве темы Феи Музыки. Тема Феи Музыки исполняется в музыкальных занятиях всегда при экскурсии по музыкальному городу.
Фея Музыки. Смотрите, вот мой город. Но улицы его пока пусты и безмолвны. Не пугайтесь, я вам помогу их наполнить музыкой. Мы целый год будем с вами встречаться с музыкой в этом городе, и, чем больше вы будете узнавать о ней, тем вам понятнее будет музыка. Ну, а сегодня нам пора расставаться. Скоро увидимся. С нетерпением буду ждать встречи с вами (поет) : «До свидания, дети!»
Дети и педагог (поют). До-сви-да-ни-я!
Вопросы для общения:
— Какие бывают звуки? (Шумовые и музыкальные.)
— Кто сочиняет музыку? (Композитор)
— Кто исполняет музыку? (Музыкант)
— На чем музыкант исполняет музыку? (На музыкальном инструменте.)
— Какой самый древний музыкальный инструмент? (Голос человека.)
— Активный словарь: композитор, исполнитель, слушатель. Чтобы ими стать, надо учиться.
Дополнительный материал*
— Написанная, но неисполненная музыка — еще не музыка. Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка — тоже не вполне музыка Настоящая музыка написана, исполнена, услышана.
* Использование дополнительного материала зависит от уровня развития детей.