вероника волкова
Кубанские народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Пояснительная записка___3
2. Игра «Горелки»___4
3. Игра «Заря»___5
4. Игра «Домовой за трубой»___6
5. Игра «Лапта»___7
6. Игра «Кубанка»___8
7. Игра «Стадо»___9
8. Игра «Ловишка в кругу»___10
9. Игра «Снежинка, ветер и мороз»___11
10. Игра «Пятнашки»___12
11. Игра «Цапля»___13
12. Игра «Колесо»___14
13. Игра «Утка и селезень»___15
14. Игра «Пчелы»___16
15. Игра «Бобр»___17
16. Игра «Казаки-разбойники»___18
17. Игра «Конники-спортсмены»___19
18. Игра «Гори - гори ясно»___20
19. Игра «Всадники»___21
20. Игра «Кувшинчик»___22
21. Игра «Корзинки»___23
22. Игра «Подсолнухи»___24
23. Игра «Заря – заряница»___25
24. Игра «Капуста»___26
25. Список литературы___27
1. Пояснительная записка
Культура наследия имеет большое значение для подрастающего поколения! Мы должны помнить свою историю и сохранить это в памяти всей нации. Как говорил Д. С. Лихачев: «Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство».
Вместе с возрождением казачества на Кубани возобновился и интерес к его традиционному образу жизни, веками ковавшему из обычных людей российскую элиту. Тренировать тело и дух кубанские казаки начинали едва ли не с пеленок, и даже самые ранние детские игры учили их быть сильными, ловкими, волевыми, справедливыми.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Одной из таких форм являются игры, картотека игр предназначен для использования в работе педагогов дошкольных учреждений с детьми 5-7 лет, с целью донести до потомков национальный колорит обычаев, образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Нравственно-патриотическое воспитание - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду. Большие изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились новые подходы к пониманию содержания нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, и на данный момент проблема состоит в том, что современные дети мало знают историю своей страны, города, станицы, села; особенности народных традиций, обычаев; природу родного края; быт, труд; национальные устои; представления о чести, смелости, мужестве. Для того чтобы возродить нравственно-патриотические чувства, необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Поэтому дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственнопатриотического воспитания дошкольников. Актуальным и эффективным методом в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка игра является ведущим видом деятельности. Патриотическое воспитание через игровую деятельность является самым результативным и естественным. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе, поэтому детские игры и забавы играли важную роль в воспитательном процессе. Они способствовали подрастающему поколению становиться волевыми, сильными, ловкими, помогали вырабатывать умение маскироваться, быстро бегать и увёртываться от погони и др. Ряд игр были направлены на то, чтобы казачата приобщались к умению самостоятельно обдумывать и оценивать последствия своего поступка. Становясь взрослыми, дети обязаны были заниматься по хозяйству, помогая родителям ухаживать за животными, работать на огороде, приусадебном участке. Для игр и забав оставалось незначительное время, но родители способствовали тому, чтобы дети занимались и детскими играми. Воспитателем МБДОУ детский сад
№ 27 станицы Днепровской Москаленко Елена Павловна, была
систематизирована картотека «Кубанские народные игры» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Кубанские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Кубанские казачьи игры разнообразны, увлекательны и эмоциональны. В методическом пособии описаны игры и забавы, которые были распространены на Кубани.
2. Игра «Горелки»
Цель игры: сплотить коллектив; развить в детях способность концентрировать внимание, скорость и ловкость.
Ход игры
Собирается нечетное количество участников, оптимально 7-13 человек. Чем больше детей, тем веселее.
Все хором произносят любую считалочку, на ком произносится последнее слово - тот и водящий - «Горелка» (в старину слово водить еще называли словом маяться).
Остальные образуют пары и берутся за руки. В давние времена, когда в игре участвовала молодежь, парень вставал в пару с девушкой. Сейчас это правило не соблюдается.
Пары встают друг за другом в ряд-колонну. «Горелка» отворачивается от остальных детей. Теперь нужно прочертить линию. Она должна располагаться через 5-10 метров от ведущего. Чем меньше возраст играющих детей, тем короче расстояние от ведущего-«горелки» до проведенной черты.
Все участники, взявшись попарно за руки, дружно поют песню:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не угасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не проворонь,
А беги, как огонь!».
Последняя строчка песенки - сигнал к активному действию детей из крайней пары. Они разъединяют руки и стремительно бегут к заветной черте. Ведущий должен поймать за руку одного из пары. Если это ему удается, он встает в пару с тем, кого не догнал. Пойманный ребенок становится «горелкой». Если догнать никого не удалось, то ведущий не меняется. Пара «сбежавших» игроков объединяется за чертой, затем встает в начало общей колонны. Если «горелка» не быстр и не ловок, он долго остается в роли ведущего, а остальные его подбадривают. Но целесообразно будет, если водящего поменять через три не пойманные пары, вновь рассчитавшись по считалке.
В «горелку» дети могут играть достаточно долго. Коллективная игра – это не только весело и забавно, но поучительно. Такие игры приносят огромную пользу как здоровью детей, так и их эмоциональному настрою.
2. Игра «Заря»
Игра о силе природы: Вода, Воздух, Земля. Заря Природы — это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента) —Воздух и есть обновляющие, озаряющие силы Природы, дающие вдохновенные силы человеку.
Ход игры
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту,
и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры.
Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
4. Игра «Домовой за трубой»
Цель: развивать ловкость, выносливость, быстроту.
Ход игры
Если игра проходит в помещении,
ребенок - водящий «Домовой» становится в угол, а если во дворе - около дерева.
Остальные участники бегают вокруг него и приговаривают:
«Хто за грубкой? Домовой?»
После этих слов «Домовой» выбегает и начинает догонять детей. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.
5. Игра «Лапта»
Это самая распространенная игра в Мире. В этой образной игре развиваются и реализовываются сильные качества человека, которые находят применение в любой конкретной обстановке, в экстремальной ситуации: смелость, организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, кругозор и ловкость, быстрота реакции. В подобных играх истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.
Вариант 1. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта — круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см.
На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой — кон.
Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит.
Горожане начинают игру. Метала лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город.
Водилы ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегуна, они переходят в город.
В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок.
По очереди все игроки бьющей партии выступают в роли метал. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город.
В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч.
Случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт, когда мяч забьёт следующий игрок, — тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды.
Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры.
Подавалы не должны переступать черту города.
Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.
Партия города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.
Вариант 2. Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков.
Подавала подбрасывает мяч, отбивала отбивает его лаптой. Остальные игроки, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Поймавший мяч на лету, идёт отбивать его, а бывший отбивала переходит к ловцам. Если никто не поймал мяч, то его берёт тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его подавале. Если подавала поймает его на лету, то становится отбивалой, а подавалой становится тот, который удачно бросил ему мяч. Отбивала идёт к ловцам.
Правила игры.
Поддавале, ловя брошенный ему мяч, не выбегать за свою черту.
Если он не поймал на лету возвращенный ему мяч, то подаёт его снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из игроков набрал 10 очков, т. е. 10 раз отбил мяч так, что его никто не поймал.
6. Игра «Кубанка»
Цель: развивать быстроту реакции.
Ход игры.
1 вариант: участники стоят по кругу в головных уборах - кубанках. По сигналу: «Раз, два, три - бросай!» все подбрасывают кубанки вверх - «чья выше подлетит». Побеждает тот, чья кубанка упадет позже всех. Не учитывается тот, кто бросил позже других.
2 вариант: все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку дети быстро снимают с себя кубанку и надевают соседу (по часовой стрелке). Музыка останавливается - игра прекращается. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.
7. Игра «Стадо»
Цель: Познакомить детей с новой русской народной игрой. Учить произносить хором в одном темпе. Воспитывать выдержку, внимание.
Ход игры:
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
8. Игра «Ловишка в кругу»
Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели.
Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.
Ход игры
На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.
В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».
Правила игры.
Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».
9. Игра «Снежинка, ветер и мороз»
Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств Природы как радостных и полезных.
Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить.
Ход игры
Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Ой, летят, летят снежинки,
Словно белые пушинки
На дороги, на поля.
Стала белой вся Земля.
На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.
Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.
Правила игры.
Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».
В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т. д.
10. Игра «Пятнашки»
Игра развивает ловкость, увёртливость, стремление к победе.
Учит быть честным и оптимистом, сохранять душевное равновесие, развивает чувство юмора.
Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».
Варианты:
1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет — Землю.
2. Зайки. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах — он в безопасности.
3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга — дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме — за кругом не пятнать.
11. Игра «Цапля»
Цель: развивать быстроту и красоту движений.
Ход игры.
По считалке выбирается водящий - «Цапля». Остальные дети - «лягушки».
Пока цапля «спит» - стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. По сигналу цапля просыпается, издает крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от цапли, прыгая на корточках. Пойманная лягушка становится цаплей и игра повторяется.
12. Игра «Колесо»
Цель: формировать чувство коллективизма.
Ход игры.
Играющие, делятся на равные группы, становятся рядами лицом в центр круга, как спицы в колесе.
Водящий помещается вне колеса, бежит за кругом и, ударив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него. Запятнанный передает удар впереди стоящему, тот - следующему и так до последнего в спице. Первый к центру, получив удар, громко кричит: «Ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут за кругом, обгоняя друг друга. Обежав круг, встают на прежнее место.
Игрок, оказавшийся в спице позади всех, идет водить.
13. Игра «Утка и селезень»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры.
Один из игроков - «селезень», другой (ая) - «утка». Остальные участники встают вокруг селезня, берутся за руки, ведут хоровод и поют:
«На горе - горе петухи поют. Под горой-горой озеро с водой. А у озера в лесу бел ручей течет. По тому ручью селезень плывет. Да, селезень плывет, ко мне весть несет. Он мне весть несет, в хоровод зовет!» По окончании слов «селезень» пытается выбежать из круга, если удается выскочить из круга, он старается поймать утку, которая «плавает» за кругом. После чего выбирается новая пара.
14. Игра «Пчелы»
Цель: действовать в соответствии с правилами.
Ход игры.
Выбирается «Цветок». Дети делятся на две группы: «Сторожей» и «Пчел». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг «Цветка» и поют: «Пчелки яровые, крылья золотые, что вы сидите, в поле не летите? Аль вас дождичком сечет, аль вас солнышком печет? Летите за горы высокие, за леса зеленые. На кругленький лужок, на лазоревый цветок». «Пчелы» стараются забежать в круг, а «Сторожа», подымая и опуская руки, мешают им. Как только одна «Пчела» проникает в круг и касается «Цветка», «Сторожа» разбегаются. «Пчелы» бегут за ними, «жалят» их и «жужжат» в уши.
15. Игра «Бобр»
Цель: развивать стремление приблизиться к цели, проявлять ловкость, быстроту реакции.
Ход игры.
Один из играющих изображает «хозяина», один «бобра», а стальные «собак».
Хозяин говорит:
«Бобре, бобре, ховайся добре, як найду,
Так-таки собаками растравлю!»
Бобр убегает или прячется, а собаки его ищут.
Пойманный бобр делается собакой, а поймавший - бобром.
16. Игра «Казаки-разбойники»
Цель: развивать ловкость, выносливость, выдержку.
Ход игры.
Играющие делятся на две группы. Одна по жребию изображает казаков, другая - разбойников. Казаки имеют свой дом (стан). Они уходят на ловлю разбойников, один казак остается сторожить стан. Разбойники разбегаются, казаки их ловят. Пойманных разбойников казаки приводят в стан. Игра заканчивается, когда все разбойники будут пойманы. Далее группы меняются ролями.
17. Игра «Конники-спортсмены»
Цель: развивать ловкость, умение менять направление во время движения.
Ход игры.
Дети произвольно располагаются
на площадке - «манеже». На полу лежат обручи «стойла», на один меньше от числа играющих. Изображается выезд спортивных лошадей. По команде: «Шаг коня», «Повторы», «Рысь», «Галоп» - дети выполняют соответствующие движения.
По сигналу: «По местам!» - нужно успеть занять «стойло». Оставшиеся без «стойл» выходят из игры. Количество «стойл» с каждым разом уменьшается.
18. Игра «Гори - гори ясно»
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке— «огневушка».
Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «огневушка», пританцовывая, машет красным платочком.
Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Огневушка» скачет внутри круга,
С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на Небо — птички летят, колокольчики звенят!
На слова дети «колокольчики звенят» — 3 хлопка в ладоши, а «огневушка» взмахивает платочком.
Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг.
Каждый стремится прибежать первым, взять у «огневушки» платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.
19. Игра «Всадники»
Образ коня — это образ несущейся через века идеи, это знания, традиции предков, мощь веры и одухотворенности. Это может быть конь Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Конь своими движениями отражает посылки всадника, почувствовать их помогает музыка, здесь же оттачивается техника галопа.
Ход игры:
Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой.
И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой.
Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод».
Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».
20. Игра «Кувшинчик»
Это игра на заклик дождя. Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей.
Природа выбирает достойных внимания и усиливает каждого силой коллективного признания.
Ход игры:
Избранный водящий берёт мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт:
Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.
Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!
Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его.
21. Игра «Корзинки»
Цель: развивать быстроту, сообразительность.
Ход игры.
Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки - «корзинки». Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них «пятнашка», по сигналу он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между «корзинками» и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чье имя назвали, убегает. На его место встает игрок водящей пары. Если «пятнашка» осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку, водящей назначается другая пара.
22. Игра «Подсолнухи»
Цель: развивать наблюдательность.
Ход игры.
Игроки - «подсолнухи» стоят врассыпную. Один - земледелец, он запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. По возвращению земледельца ведущий произносит считалку, тот в свою очередь, по окончании слов должен отгадать, кто где стоял:
«Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Земледелец не зевай, перемены отгадай!»
23. Игра «Заря – заряница»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
Дети встают в круг. Считалкой выбирается Заря: «Тара-бара, домой пора, коров доить - тебе водить». Заря ходит за кругом с лентой в руках, а дети, взявшись за руки, идут по кругу в противоположную сторону и поют: «Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые - за водой пошла!»
С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих. Тот быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
24. Игра «Капуста»
Цель: развивать ловкость, быстроту, реакцию.
Ход игры.
В центре круга «огорода» лежат: кубанки, платки и другие вещи, обозначающие «капусту». Рядом сидит «хозяин» и поет: «Я на камушке сижу, лозу тешу, лозу тешу - плетень горожу. Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали: коза с козлятами, свинья с поросятами, утка с утятами, курица с цыплятами». Остальные участники игры стоят за кругом, и пытаются быстро забежать в «огород», схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто больше всех унесет из «огорода» капусты.
25. Список литературы
1. История Кубани/Под. ред. Куб. ГУ Щетнева В. Е. Краснодар.
2. Ратушняк В. М. По страницам истории Кубани. Краснодар. ; Советская Кубань, 1993.
3. Алмазов Б. А. Казака-Спб. 1999.
4. https://infourok.ru/kartoteka-kubanskie-kazachi-igri-3872908.html 5.
http://player.myshared.ru/17/1109148/slides/slide_5.jpg
6. https://rossaprimavera.ru/article/vozrozhdaemaya-identichnost-kubanskogokazachestva-i-ugrozy-territorialnoy-celostnosti
7. https://kazakdona.ru/posts/8-kubanskie-kazaki.html
8. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М. : Просвещение, 2007г.
9. Маркова В. А., Л. М. Данилина, Просолова З. Г. Воспитание у дошкольников любви а малой родине. – Краснодар: «Тадиция», 2007
10. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. М. : - ТЦ Сфера, 2008