Ольга Краснова
Кружок «Экоша» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок во второй младшей группе
Северное, 2017
Целевой раздел
Пояснительная записка
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Публикация «Кружок „Экоша“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?
Поскольку игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я решила использовать игры в экологическом воспитании детей. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребенка самые разнообразные положительные качества и облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей-чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировозрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого состояния, в ккотором она находится сейчас.
Цель работы: продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания. Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, ёж и др., о земноводных (лягушка). Дать представления о свойствах воды (льётся, переливается, нагревается, охлаждается, песка (сухой-рассыпается,влажный-лепится,снега (холодный,белый, от тепла тает).
Задачи экологического кружка «Экоша» :
• Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (синица, воробей, ворона,подкармливать их зимой.
• Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др. ,фрукты (яблоко, груша, персик и др., ягоды (малина, смородина).
• Расширять представление детей о насекомых (бабочка, божья коровка, стрекоза и др.)
• Наблюдать за сезонными наблюдениям в природе, в жизни и деятельности взрослых и детей.
• Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло его надо поливать и т. п.)
• Знакомить с правилами поведения в природе.
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принцыпах:
Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременново всех направлениях развития.
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьёзными умозаключениями.
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребёнка, правильное отношение к живым существам, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
II. Содержательный раздел.
Организация деятельности и режим экологического кружка :
Настоящая программа рассчитана на детей второй младшей группы дошкольного возраста на один учебный год- с 4.09.2017 по 31.05.2018 г.
Проводится 1 раз в неделю-вторник, 36 занятий в год во вторую половину дня в 16.20-16.35 ч. Продолжительностью 15 минут. Тематика занятий в календарных планах воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе с детьми 3-4 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Формы организованной образовательной деятельности (Н. А. Виноградова)
Формы организации Особенности
Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми
Групповая (индивидуально-коллективная) Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения
Фронтальная Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера.
Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
Отдельной формой организованной образовательной деятельности, используемой в образовательном процессе являются игровые обучающие ситуации, в которых выделяют три типа (С. Н. Николаева, И. А. Комарова) :
• игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами (изображения животных и растения) позволяют провести сопоставление живого объекта с неживым аналогом (по внешнему облику и способу функционирования (поведения);
• игровые обучающие ситуации с литературными персонажами построены на использовании кукол, которые являются персонажами сказок и могут, вовлекая детей в общение с ними, активизировать познавательную деятельность дошкольников, обобщить и закрепить полученные знания;
• игровые обучающие ситуации-путешествия, в процессе которых дети выступают в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, воспроизводят ситуации экологического наблюдения и исследования, обсуждают и решают проблемные ситуации, систематизируют свои впечатления в продуктивных видах детской деятельности (лепке, аппликации, рисовании).
Методы используемые при реализации программы:
Виды деятельности Формы работы
Игровая игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, самодеятельные игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные).
Коммуникативная беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры.
Познавательно-исследовательская наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, дидактические.
Восприятие художественной литературы и фольклора рассказывание, чтение, обсуждение.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд поручения (в т. ч. подгрупповые, познавательные опыты и задания.
Конструирование игры-конструирования из конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала на основе модели, условий, образца, замысла, темы, чертежей и схем; сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Изобразительная мастерская, творческие проекты эстетического содержания, студия, кружок,
Музыкальная слушание, исполнение, подвижные игры под музыку.
Двигательная подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы.
Описание форм и методов осуществления контроля качества реализации программы
Периодичность: начало года и конец года.
Основной метод:диагностическая карта заполняется на основе наблюдений за детьми дошкольного возраста.
Описание показателей: с – сформирован, сф- стадия формирования, нф – не сформирован.
Формы подведения итогов в конце года реализации работы кружка :
• праздник «В мире природы»
• фотоотчет на семинаре.
Особенности взаимодействия руководителя кружка с семьями воспитанников
индивидуальные беседы (еженедельно)
консультации 1 в месяц
месяц Тема консультации
сентябрь «Экологическое воспитание детей в семье»
октябрь «Прогулки в природу-основа здоровья ребёнка»
ноябрь «Воспитание любви к природе»
декабрь «Птичья столовая»
январь «Экологическое воспитание в ДОУ дошкольного возраста»
февраль «Советы для родителей по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе»
март «Вода и опасность»
апрель «Детское экспериментирование»
май «Летние прогулки с детьми»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
Центр песка (игры и действия с песком);
Центр природы (веточка с зимующими птицами)
Макет «Хозяйский двор», «Звери в лесу»;
Центр «Юные иссследователи».
Описание материально-технического обеспечения: компьютер, экран, картинки диких и домашних животных.
Список литературы
• С. Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
• С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
• Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Л. П. Молодова «Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Н. А. Рыжова «Не просто сказки» - М. «Линка – пресс», 2002.
• Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми Воронеж. «Учитель»,2002.
• Интернет ресурсы
Перспективный план работы
Месяц Тема Методическая литература
05.09.17 «Мониторинг» (вводная часть)
12.09.17 «Прогулка на территории доу» Картотека прогулок
19.09.17 «Осмотр цветника сада».Наблюдение за осенними цветами. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» стр. 7
26.09.17 Чудесные листья. Николаева С. Н. «Юный эколог» стр. 16
3.10.17 Наблюдение за сезонными изменениями Картотека прогулок
10.10.17 «Расскажи Незнайке, как мыть растения» Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию» стр. 6
17.10.17 «Наблюдение за солнцем». Опыт по выявлению свойств солнечных лучей. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» стр. 7
24.10.17 «Осенние листочки». Рассматривание дерева. Ввести понятие «листопад». Воронкевич О. А. стр. 8
31.10.17 «Путешестве с Капитошкой» Воронкевич О. А. стр. 9
07.11.17 Дикие животные и их детеныши. Рассказ воспитателя «Как звери к зиме готовятся». Экологическая игра «Угадай, чей хвост?» Чтение художественной литературы «Где ты белочка, живешь?» А. Блок Воронкевич О. А. стр. 10
14.11. 17 Беседа: «Что изменилось в нашей одежде» Воронкевич О. А. стр. 11
21.11.17 Наблюдение за первым снегом. Картотека прогулок ноябрь № 2
28.11.17 Рассматривание и сравнение кошки и кролика. Воронкевич О. А. стр. 12
05.12.17 Чтение художественной литературы В. Чарушена «Кролик». Экологическая игра «Сложи картинку» (изображение кошки и кролика) Воронкевич О. А. стр. 13
12.12.17 Время года зима. Беседа: «Как мы играем зимой» Воронкевич О. А. стр. 13
19.12.17 Домашние животные и их детёныши. Нинолаева С. Н. стр. 25, 28
26.12.17 Наблюдение «Что есть у ели?». Аппликация «Украсим елку» Николаева С. Н. стр. 28
09.01. 18 Опыт: «Выявить свойства снега» (Снег белый, от тепла он тает) Картотека опытов.
16.01.18 Наблюдение «Кто прилетает на кормушку?». Труд (подкармливать птиц) Николаева С. Н. стр. 34
23.01.18 Сравнить снег и лед-что общего и чем отличаются. Воронкевич О. А. стр. 15
30.01. 18 Беседа: «Что необходимо для роста растения». Посадка лука. Николаева С. Н. стр. 43
06.02.18 «Невеличка птичка –синичка, а праздник свой помнит» Воронкевич О. А. стр. 16
13.02. 18 Беседа: «Холодно ли птицам зимой?». Игровое упражнение «В зимней столовой». Воронкевич О. А. стр. 45
20.02.18 Наблюдение «Птице нужна разная еда» Николаева С. Н. стр. 43-44
27.02.18 Наблюдение за первыми сосульками. Опыт: как сосулька будет таять в тепле. Картотека прогулок и опытов
06.03.18 Признаки Весны. Наблюдение за солнцем. Экологическая игра «Кто где живет?» Воронкевич О. А. стр. 50
13.03.18 Правила поведения в лесу. Иллюстрационный альбом «Правила поведения в лесу»
20.03.18 «Насекомые весной Воронкевич О. А. стр. 21
27.03.18 «Первые цветы в природе» Воронкевич О. А. стр. 42
03.04.18 Рассказ воспитателя о бабочке. Рассматривание иллюстраций бабочек. Шорыгина Т. А. стр. 19
10.04.18 Досуг «Путешествие в весенний лес» Воронкевич О. А. стр 40
17.04.18 Паучок (рассказ воспитателя и рассматривание иллюстрации) Шорыгина Т. А. стр. 35
24.04.18 «Эксперименты с песком» Воронкевич О. А. стр. 43
15.05.18 Божья коровка (рассказ воспитателя и рассматривание иллюстрации) Шорыгина Т. А. стр. 24
22.05.18 Мониторинг (итоговый)
29.05.18 Итоговое мероприятие «Друзья природы»