Аноним
Кружок «Весёлые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
КРУЖОК «Веселые пальчики»
2019-2020 учебный год.
младшая группа
Воспитатель: Попова А. Ф.
пгт. Берёзово
2019
Пояснительная записка.
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский
Публикация «Кружок „Весёлые пальчики“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Мелкая моторика
- Темочки
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Наиболее успешно это осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Цель: Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов (тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев).
• Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
• Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.
Участники кружка : Воспитатель, дети и родители.
Время действия кружка : долгосрочный проект октябрь 2019 года - май 2020 года.
Количество занятий: одно занятие в неделю во второй половине дня.
Возраст детей: 3-4 лет.
Количество детей: 21 человек. Младшая группа
Нетрадиционные художественные техники:
-Рисование пальчиками : ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наноситточки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или
окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют иправой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы рукивытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею побумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурностипушистой или колючей поверхности.
- Оттиск пробкой, листьями, печаткой из картофеля, дном бутылки: ребенок прижимает печатку к штемпельнойподушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цветаменяются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затемскатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка)до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается вклей и приклеивается на основу.
- Рисование крупами: рисунок изначально смазываем клеем ПВА. Затем посыпаем изображение любой крупой (манкой, гречкой, пшеном, геркулесом, рисом).
- Рисование вилкой:предварительно необходимо развести гуашь в блюдце, затем приступаем к рисованию. Опускаем вилку в блюдце с краской и наносим оттиск на бумагу.
- Оттиск смятой бумагой:ребенок прижимает смятую бумагу (салфетку) к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Методы и приё мы:
Практический метод: (работа детей с красками). Наглядный метод: (использование образца, рассматривание отдельных предметов, наблюдение явлений в природе). Словесный: (объяснение, рассказ, беседа, использование словесного художественного образа, слова чтение стихов, потешек).
Приё мы рисования: - пальчиками (примакивание и тычок);- ладошкой (примакивание и слияние цветов);- ватными палочками (тычок);- вилкой (проведение вертикальных линий); - крупами (посыпание);- печать пробками (примакивание);- отпечатки листьев (примакивание);- жесткой полусухой кистью (тычок);- печать из картофеля (вырезается любая фигура, (примакивание) ;- печатки дном бутылки (примакивание); - оттиск смятой бумагой (примакивание).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Физическое развитие». Развитие мелкой и крупной моторики; использование физкультурных минуток, двигательных заданий.
«Музыкальное воспитание». Музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, потешек, стихотворений, пальчиковых игр.
«Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии искусства, творчества; сенсорное развития.
«Художественно – эстетическое развитие» Знакомство детьми с разными видами нетрадиционной техникой рисования
Результатом работы по данной программе должно стать:
Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Месяц Тема занятия Программное содержание
ОКТЯБРЬ
1 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Осень золотая под зонтом гуляет»»
2. Физкультминутка «Листики».
3. Тема: «Осень» Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие. Продолжать учить располагать рисунок по всему листу. Формировать аккуратность при работе с красками.
2 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Осенние листья».
2. Физкультминутка «Птички».
3. Тема: «Осенний лес» (Коллективная работа) Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.
3 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Ягоды»
2. Физкультминутка «За малиной».
3. Тема: «Ягоды на тарелке» Познакомить с техникой –печатания пробкой. Учить рисовать ягоды, рассыпанные по тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции; воспитывать аккуратность.
4 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Грибы»
2. Физкультминутка «Вот мы в лес пришли».
3. Тема: «Веселые мухоморы» Учить ровно раскрашивать шляпку гриба кистью. Наносить ритмично и равномерно пальчиками точки на всю поверхность шляпки гриба, рисовать травку. Формировать аккуратность при работе с красками.
НОЯБРЬ
1 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Моя семья»
2. Физкультминутка «Строим дом».
3. Тема: «Цветы для мамы» Закрепить технику рисования вилкой и пальчиками листики (примакивание). Развивать интерес к выполнению работы, цветовосприятие.
2 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Деревья»
2. Физкультминутка «Деревцо».
3. Тема: «Рябинка» Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками.). Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
3 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Кто- то летним вечерком»
2. Физкультминутка «Котята».
3. Тема: «Мои любимые домашние животные» Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать шерсть животных, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности.
4 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Посуда»
2. Физкультминутка «Чайник».
3. Тема: «Красивая чашка» Познакомить с техникой –печатания картофелем (вырезается любая фигурка)нанося рисунок равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.
ДЕКАБРЬ
1 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Зима»
2. Физкультминутка «Мы дорожки подметаем».
3. Тема:«Маленькой елочке холодно зимой» (коллективная) Обучение умению рисовать ватными палочками прямые вертикальные линии (елочка). Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).
2 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Я перчатку надеваю»
2. Физкультминутка «Погреемся».
3. Тема: «Мои рукавички» Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.
3 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «На елке»
2. Физкультминутка «Новый год».
3. Тема: «Елочка пушистая, нарядная» Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками (игрушки) Воспитывать аккуратность.
4 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Зимняя прогулка»
2. Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли».
3. Тема: «Зимний лес» Познакомить с техникой рисования -оттиск смятой бумагой. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками (снег, облака) Воспитывать аккуратность.
ЯНВАРЬ
1 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Птички и ветер»
2. Физкультминутка «Снегири».
3. Тема: «Снегирь» Учить детей закрашивать ватными палочками снегиря, методом тычка; закрепить частиптицы. Развивать чувства цвета и ритма. Воспитывать любовь к пернатым.
2 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Снеговик»
2. Физкультминутка «Зимой».
3. Тема: «Веселый снеговик» Упражнять в технике тычкаполусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Дорисовывать детали ватными палочками. Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.
Воспитывать аккуратность при работе.
3 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Снежный ком»
2. Физкультминутка «Зимой».
3. Тема: «Снежинка» Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Детишки ходят в сад»
2. Физкультминутка «Мы на коврике стоим».
3. Тема: «Красивый коврик» Упражнять в печатании с помощью печаток (листьями, пробкой, картофель и т. д.).Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.
2 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Цветы»
2. Физкультминутка «Просыпается цветок».
3. Тема: «Цветы в вазе» Познакомить с техникой – рисование дном бутылки; закреплять рисование пальчиками. Закреплять навыки наклеивания (ваза) Развивать воображение и творчество. Воспитывать аккуратность
3 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «На параде»
2. Физкультминутка «Пограничник».
3. Тема: «Кораблик для папы» Учить детей закрашивать ватными палочками кораблик, методом тычка; закрепить части птицы. Развивать чувства цвета и ритма.
4 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Цветы»
2. Физкультминутка «Дружно маме помогаем».
3. Тема: «Мимоза для мамы» Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Закреплять навыки наклеивания.
МАРТ
1 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Цветы»
2. Физкультминутка «Наши нежные цветки».
3. Тема: «Мимоза для мамы» Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Закреплять навыки наклеивания.
2 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Солнышко»
2. Физкультминутка «Весна - красна».
3. Тема: «Солнышко лучистое» Закрепить технику рисования вилкой и пальчиками листики (примакивание). Развивать интерес к выполнению работы, цветовосприятие. Воспитывать аккуратность при работе.
3 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Зайцы»
2. Физкультминутка «Три медведя».
3. Тема: «Ёжик» Продолжать знакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.
4 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Утята»
2. Физкультминутка «Петух».
3. Тема: «Цыпленок» Продолжать знакомить с техникой рисования -оттиск смятой бумагой. Развивать воображение и творчество Воспитывать аккуратность.
АПРЕЛЬ
1 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Космос»
2. Физкультминутка «Космонавт».
3. Тема: «Ракета» Учить детей закрашивать ватными палочками снегиря, методом тычка. Развивать чувства цвета и ритма.
2 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Осьминожка»
2. Физкультминутка «Осьминог».
3. Тема: «Вот какие осьминоги!» Совершенствовать технику печатания ладошками, умение дорисовывать пальчиками картинку. Развивать воображение и творчество. Воспитывать аккуратность.
3 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Весенний дождик»
2. Физкультминутка «Руки подняли и покачали».
3. Тема: «Черемуха»
Закрепить технику – рисование дном бутылки. Развивать воображение и творчество. Воспитывать аккуратность.
4 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Рыбки»
2. Физкультминутка «Вышел дождик погулять».
3. Тема: «Подводное царство» Закрепить умение рисовать ладошками, пальчиками (рыбок. водоросли, камушки)Учить наносить отпечатки по всей поверхности силуэта. Развивать чувство ритма и формы. Воспитывать аккуратность.
МАЙ
1 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Золотая звездочка»
2. Физкультминутка «Девочки и мальчики».
3. Тема: «Праздничный салют» Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма, цетовосприятие
2 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «На лесной полянке»
2. Физкультминутка «Одуванчик».
3. Тема: «Носит одуванчик жёлтый
сарафанчик»
Учить рисовать одуванчики. Упражнять в технике - оттиск смятой бумагой, тычок полусухой жесткой кистью.
рисования. Развивать чувства ритма и композиции. Воспитывать интерес к природе и отражению ярких впечатлений в рисунке.
3 неделя 1. Пальчиковая гимнастика : «Божьи коровки»
2. Физкультминутка «Мы божьи коровки – быстрые и ловкие!».
3. Тема: «Божьи коровки на лужайке»
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точки на поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков. Воспитывать аккуратность.
4 неделя Выставка детских рисунков.
Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональное проявление и высказывание. Упражнять в выборе понравившихся рисунков.
Работа с родителями:
1 Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» Ноябрь
2 Выставка совместных работ детей и родителей
Апрель
3
Презентация кружка на итоговом родительском собрании. Май
Мониторинг:
• Изображает отдельные предметы, простые по композиции и содержанию сюжеты
.• Украшает силуэты предметов узорами
.• Правильно пользуется кисточкой и красками
.• Знает цвета и некоторые оттенки.
Методическая литература кружка «Веселые пальчики» :
1. Давыдова Т. Н. «Рисуем ладошками»
2. Давыдова Г. Н «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.
3. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками»-М. ;ТЦ Сфера,2017
4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки»
5. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
6. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки»