Елена Мезина
Кружок по дополнительному образованию и аппликация в нетрадиционной технике «Цветная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок по дополнительному образованию и аппликация в нетрадиционной технике
Елена Мезина
Кружок по дополнительному образованию в нетрадиционной технике аппликация
"Цветные фантазии"
Программа кружка "Цветные фантазии"
Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные фантазии» разработана на основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
Публикация «Кружок по дополнительному образованию и аппликация в нетрадиционной технике „Цветная фантазия“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
• Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008);
• Устава МБДОУ детского сада «Берёзка»;
• Образовательной программы МБДОУ детского сада «Берёзка».
Данная программа составлена для развития индивидуальных творческих способностей детей на занятиях аппликацией, овладения приемами и способами конструирования изделий из бумаги.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Цветные фантазии» - художественная.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Актуальность: развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества.
Занятия аппликацией помогают увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Цветные фантазии».
Отличительной особенностью программы по аппликации является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются разнообразные материалы для работы. Аппликация доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых ими материалов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Возраст детей: 2- 3 года
Сроки реализации программы: 1 год.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Основные задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
Образовательные:
- знакомить детей с разнообразными художественными материалами и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Принципы и подходы к реализации программы
Принципы:
принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
принцип единства развития и воспитания;
принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
принцип общедоступности;
принцип преемственности;
принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
принцип успешности;
принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
принцип системности.
Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Диагностика
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балл
Формы подведения итогов реализации программы: Формы текущей аттестации:
• готовые работы, оформленные в альбоме, участие в конкурсах, выставки.
Формы промежуточной аттестации:
выставки, конкурсы. Порядок и периодичность:
• 1 раз в квартал
Содержание программы
Октябрь
1.«Тень-тень, потетень, -вот какие у нас картинки!»
Цель: Знакомить с силуэтными картинками как видом изображения предметов. Учить рассматривать силуэтные изображения, узнавать, называть, обводить пальчиком, обыгрывать. Инициировать игры с тенью. Вызвать интерес к теневому театру. Развивать эстетическое восприятие, координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность.
2.«Как красиво»
Цель: Рассматривание осенних картинок
3.«Вот какие у нас листочки» (Коллективная работа)
Цель: Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.
4.«Пушистая тучка»
Цель: Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом: отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазать)пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой).Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.
Ноябрь
5.«Флажок» Цель: Учить клеить флажок из 2 элементов разного цвета.
6.«Дорожка для куклы».
Цель: Учить детей наклеивать чередуя круг и квадрат по линии, развивая о поощряя самостоятельность.
7.«Платье в горошек» Цель: Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.
8.«Лоскутное одеяло»
Цель: Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2 на 2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия» часть и целое.
Декабрь
9.«Мячики»
Цель: Учить детей наносить пальцем клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой, закреплять знания о различных цветах
10.«Колобок покатился по лесной дорожке»
Цель:Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами
11.«Разноцветные камешки»
Цель: Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к работе.
12.«Веселый снеговик»
Цель: Учить приклеивать три круга друг над другом, самые маленькие – ручки, знакомить с зимними героями.
Январь
13.«Праздничная ёлочка»
Цель: Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.
14.«Снеговик-великан»
Цель: Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части). Учить наблюдать за оформительской работой педагога. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.
15.«Вот какие у нас кораблики» (коллективная работа)
Цель: Вызвать интерес в созданию коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейкам» (на основе рисунков). Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность.
16.«Пирамидка»
Цель: Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей. Подобным образом придумывайте различные игры с ней, подключайте ваши игрушки.
Февраль
17.«Вот какие у нас цыплятки»
Цель: Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога рисовать или делать аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова круги разной величины, тонкие ножки, на голове клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности.
18.«Вот какой у нас букет»
Цель: Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.
19.«Салфетка» (коллективная работа)
Цель: Продолжать учить делать коллективные работы, украшая салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке.
20.«Утята»
Цель: Формировать у детей пространственные представления – учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, формировать положительный интерес.
Март
21.«Воздушные шарики»
Цель: Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их.
22.«Облака на небе»
Цель: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону
23.«Крошки для птичек» (коллективная работа) Цель: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение.
24. «Полосатый коврик»
Цель: Продолжать учить подбирать сочетания цветов, использовать в речи их названия, ориентироваться в пространстве, располагая детали в определённом порядке.
Апрель
25.«Свободное выкладывание»
Цель: Продолжать учить аккуратно, разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, пробовать самостоятельно, выложить рисунок.
26. «Вагончик»
Цель: Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их.
27.«Грибы»
Цель: Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу.
28.«Самолет»
Цель: Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов.
Май
29.«Салют»
Цель: Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги.
30. «Цветочная поляна» (коллективная работа)
Цель: Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая.
31.«Божьи коровки»
Цель: Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет.
32.«Носит одуванчик желтый сарафанчик»
Цель: Вызывать интерес к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. Уточнить представление детей о внешнем виде одуванчика и показать возможность изображения желтых и белых цветов. Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику. Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.
Организационный раздел программы
Описание условий реализации программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Условия реализации программы:
создание художественно-развивающей среды;
разработка занятий по развитию детских художественных способностей.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами.
Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении художественных материалов и изобразительных средств.
Методы и приемы обучения:
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техникой аппликации.
Место проведения: помещение группы.
Используемый материал: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань, пряжа, и т. д. Обеспеченность методическими материалами.
Средства обучения: печатные (раздаточный материал, книги, электронные (сетевые ресурсы, аудиовизуальные (слайды, аудиозаписи, наглядные (иллюстрации, картины, демонстрационные (макеты, муляжи).
Организация режима работы.
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев, с октября по май, в объёме 32-х занятий в год. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т. д.
Занятия проводятся с подгруппой детей (6-8 человек). Занятия комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т. д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе – 10 минут.
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметов разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы.
Список литературы.
1. Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа. - М. ; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 120с. : цв. вкл.
2. М. 2007г. Журнал «Дошкольное воспитание» №3/2011Журнал «Дошкольное
воспитание» №7/2011
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2017.
4. 6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет. «Цветные ладошки». – М. : «Карапуз-дидактика», 2007.
5. Интернет – ресурсы.