Наталья Басина
Кружок по аппликации «Бумажный мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Важную роль в процессе формирования личности дошкольника является художественно-эстетическое развитие. На протяжении нескольких лет проходят исследования, связанные с творчеством детей. С каждым новым исследованием открываются новые перспективы и возможности для детей и педагогов. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности. Если говорить о способностях детей в творчестве, то И. А. Лыкова определяет следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка наблюдаются в процессе формирования именно творческих способностей.
Публикация «Кружок по аппликации „Бумажный мир сказок“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Поделки из бумаги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Данная программа нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его «материального» и духовного мира, развития
воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, к получению эмоционального приобщение к искусству как основной части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.
«Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями. Содержание кружковой программы «Бумажный мир сказок» предполагает развитие творческих способностей детей при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для творческих способностей, стремление положительного результата, свободное оперирование способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Наиболее интересным, занимательным и любимым способом для развития мелкой моторики рук, мы считаем различную работу с бумагой. Для решения этих проблем организовали кружок «Бумажный мир сказок».
Аппликация – вид творчества, который представляет собой наклеивание на поверхность из какого-либо материала различных кусочков другого материала либо фактуры, цвета. Аппликация из бумаги представляет собой наклеивание бумажных элементов различного цвета и формы на лист картона или бумаги. Заниматься аппликацией с детьми можно уже в самом раннем возрасте. Уже после годика дети могут с помощью взрослых наклеивать на лист различные элементы. Чем взрослее ребенок, тем меньше нужна помощь воспитателей и родителей. Занятия таким видом творчества несут для детей огромную пользу. Аппликация развивает полезные качества, такие, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность и терпение. Необходимость вырезать, раскладывать и наклеивать мелкие детали, развивает мелкую моторику рук ребенка. Большую роль аппликации в развитии ребенка оказывают на развитие творческих и умственных способностей ребенка. При помощи такой творческой работы ребенок знакомятся с понятием формы, величины и цвета, учится находить различные и одинаковые детали, знакомится с понятиями большого и маленького. Кроме того, ребенок заодно учится творческому подходу к созданию своих поделок, развивает воображение, учится выделять главное из всех объектов и видеть целое, которое состоит из деталей. В то же время, ребенок сам является мастером, учится создавать, и может потом использовать свои работы для подарков или украшения квартиры (например, открытки, выполненные в виде аппликаций, поделки для друзей и др.).
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о мире искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.» (пункт 2.6. ФГОС ДО).
Новизна, актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Бумажный мир сказок» направлены на реализацию базисных задач художественно – творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
В процессе кружковой работы дети способны активизировать свой творческий потенциал. Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес. Развитие мелкой моторики пальцев рук - это один из показателей творческой активности детей и интеллектуального роста, что важно для детей как младшего так и старшего возраста.
Цель дополнительной программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами творческой деятельности, развитие творческого потенциала ребенка и создание условий для его самореализации.
Цель:
Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через изобразительную деятельность.
Задачи:
- Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно – образной выразительности;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать мелкую моторику рук.
Отличительные особенности дополнительной образовательной Программы
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Деятельность в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора творческих способностей, терапевтический эффект.
Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет
(младшая группа)
Занятия аппликацией с детьми младшего дошкольного возраста могут быть привлекательными и доступными. Доступность объясняется несложностью исполнительских примов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и примов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций :
- выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа;
- успешно овладевают сенсорными эталонами;
- приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности;
- усваивают простейшие навыки совместной работы;
- активно общаются друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми в младшем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах. Сформированные в младшем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико - синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребнка в школе.
Именно младший возраст считается самым благоприятным для формирования творческих способностей.
Задачи обучения:
- Освоение формы предметов и их частей, которые даются для наклеивания, входящими в состав многих
предметов, с кругом, квадратом, треугольником;
- Формировать знание цветов, учить различать и правильно называть эти цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
- Развивать эстетическое восприятие, воспитывать у детей хороший вкус;
- Познакомить детей и формировать технику наклеивания и приёмам намазывания деталей клеем;
- Познакомить детей с элементами (деталями) простыми по форме (круг, квадрат);
- учить наклеивать предварительно правильно расположив на бумаге, чередовать по цвету;
- Учить детей по разному располагать детали на полоске, круге, квадрате;
- Учить составлять из частей и наклеивать изображение предметов;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственныхзамыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- учить создавать коллективные работы
- эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- учить создавать коллективные работы.
Ожидаемый результат
В результате обучения дети научатся различным приемам работы с бумагой, разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер.
Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- освоят навыки работы с клеем;
- научатся некоторым приемам преобразования материалов;
- научатся видеть необычное в обычном предмете
- различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
- познакомятся с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
- научатся различать величину и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
- могут развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;
- могут строить изображение в зависимости от формы листа на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
- изображение предмета и отдельных частей;
Учебно-тематический план для детей 3-4 лет (младшая группа)
Дата Вид деятельности Тема Кол-во час Образовательные задачи Литература
СЕНТЯБРЬ
Аппликация Большие и маленькие мячи 1 Учить выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии при величине. Учить аккуратно наклеивать. Комарова Т. С., стр. 47
Аппликация «Шарики
воздушные,
ветерку
послушные» 1 Создание аппликативных картинок : ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма. Лыкова И. А., стр. 20
ОКТЯБРЬ
Аппликация Большие и маленькие яблоки на тарелке 1 Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представление о различии предметов по величине. Закреплять правильные приёмы наклеивания (брать на кисть немного и наносить его на всю поверхность формы). Комарова Т. С., стр. 54
Аппликация Яблоко с листочком 1 Создание предметных аппликативных картинок из 2-3 элементов (яблоко и 1-2 листочка) : составление композиции из готовых (разнородных) элементов на фоне и поочерёдное наклеивание деталей. Лыкова И. А., стр. 24
НОЯБРЬ
Аппликация Шарики и кубики 1 Познакомить детей с новой для них формой - квадратом. Учить сравнивать квадрат и круг, называть их различия. Учить наклеивать фигуры, чередуя их. Закреплять правильные приёмы наклеивания. Уточнить знание цветов. Комарова Т. С., стр. 62
Аппликация Дождь, дождь! 1 Аппликативное изображение тучи : наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами. Лыкова И. А., стр. 50
ДЕКАБРЬ
Аппликация Пирамидка 1 Учить детей передавать в аппликации и образ игрушки; изображать предмет, состоящий из нескольких частей; располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета. Комарова Т. С., стр. 69
Аппликация Праздничная
ёлочка 1 Создание образа новогодней ёлки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами. Лыкова И. А., стр. 72
ЯНВАРЬ
Аппликация Красивая салфеточка 1 Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружочки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. Комарова Т. С., стр. 69
Аппликация Бублики-
баранки 1 Наклеивание готовых форм - колец разного размера - в соответствии с замыслом («нанизывание» бубликов-баранок на связку). Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности. Лыкова И. А., стр. 78
ФЕВРАЛЬ
Аппликация Узор на круге 1 Учить детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине; составлять узор в определённой последовательности; вверху, внизу, справа, слева – большие круги, а между ними - маленькие круги. Закреплять умение намазывать клеем всю форму, развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность. Комарова Т. С., стр. 81
Аппликация Мойдодыр 1 Создание весё лых композиций: наклеивание готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей). Лыкова И. А., стр. 102
МАРТ
Аппликация Флажки 1 Закреплять умение создавать в аппликации изображение предмета прямоугольной формы, состоящего из двух частей; правильно располагать предмет на листе бумаги, различать и правильно называть цвета; аккуратно пользоваться клеем, намазывать им всю форму. Воспитывать умение радоваться общему результату занятия. Комарова Т. С., стр. 85
Аппликация Букет цветов 1 Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы. Лыкова И. А., стр. 104
АПРЕЛЬ
Аппликация Скворечник 1 Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. Комарова Т. С., стр. 93
Аппликация Флажки такие разные 1 Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме. Оформление флажков декоративными элементами. Развитие чувства цвета и формы. Лыкова И. А., стр. 132
МАЙ
Аппликация Домик 1 Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определённую последовательность; правильно располагать его на листе. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник). Комарова Т. С., стр. 104
Аппликация Ходит в небе солнышко 1 Составление образа солнца из большого круга и 7-10 лучей (полосок, треугольников, трапеций, кругов, завитков - по выбору детей). Развитие чувства формы и ритма. Лыкова И. А., стр. 116
Список литературы:
1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : ИД «Цветной мир», 2011
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа: - М. : «Карапуз», 2010
.