Светлана Эпова
Кружок по оригами в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
КРУЖКА «ОРИГАМИ»
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
СТАРШАЯ ГРУППА
Воспитатель первой категории: Эпова С. Н.
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
СухомлинскийВ. А.
Публикация «Кружок по оригами в старшей группе» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Старшая группа
- Темочки
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь.
ЦЕЛЬ
Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть», по изготовлению базовых форм оригами («двойной квадрат», «двойной треугольник», «дом», «водяная бомба», «катамаран») и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Продолжать учить детей искусству оригами, воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству -оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
Познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба, катамаран.
Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами.
Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами : «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».
Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям;
Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.
Развивать память и внимание.
Развивать творческие способности и исследовательские навыки.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ПРИВИВАЕМЫЕ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ
ЗНАКОМСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРИГАМИ :
Владение ножницами.
Обработка квадрата.
Создание основ (базовых форм) оригами
Аппликативное оформление оригами.
Составление творческих композиций.
Программа рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст) Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д.
Консультации по теме:«Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок детских работ.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Бумага:
Непосредственно рабочая: цветная из набора
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная,обойная, картон.
Ножницы
Клей
Салфетки.
Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
Кисти.
К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ МОГУТ:
ориентироваться на листе бумаги
знать названия, различать и применять в работе условные обозначения оригами;
знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;
изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
добиваться конечного результата;
самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.
Примерный тематический план
ОКТЯБРЬ
1 В гостях у сказки оригами
Продолжать знакомить со сказками, изготовленными в технике оригами
2 Весёлые мордашки
Развивать творческое воображение, закрепить знания о поделках из бумаги
3 Стакан для гнома
Г. И. Долженко «100оригами» с 36
Совершенствовать умение сгибать квадрат по диагонали, отгибая углы в противоположные стороны, развивать у детей творчество, воспитывать интерес к оригами.
4 Лягушка
Г. И. Долженко «100 оригами» с 28
Развивать у детей творчество, закреплять умение сгибать квадрат по диагонали. Сгибать правые и левые углы по прямой.
НОЯБРЬ
1 Концерт на пруду (коллективное)
И. И. Кобитина «Работа с бумагой» с 42
Закрепить умение делать лягушку, сгибая квадрат по диагонали, развивать умение моделировать игровые ситуации на основе воображения.
2 Бабочка
Г. И. Долженко «100 оригами» с. 20
Совершенствовать конструктивные умения сгибать квадрат по диагонали и надрезать ножницами по намеченной линии, воспитывать интерес к окружающему миру.
3 Плясуньи на лугу (коллективное)
И. И. Кобитина «Работа с бумагой» с 45
Закреплять умение сгибать квадрат по диагонали, надрезать ножницами по линии, развивать мышление, воспитывать умение работать коллективно.
4 Зайчик
Г. И. Долженко «100 оригами» с 53
Продолжать закреплять умение создавать поделки из квадрата, делать надрезы по линиям, воспитывать интерес к игрушкам в технике оригами.
ДЕКАБРЬ
1-2 Лиса
Г. И. Долженко «100 оригами» с 24
Совершенствовать умение детей собирать игрушку из двух частей, сгибать квадраты по диагонали, развивать у детей сообразительность, творчество, умение дополнять игрушку мелкими деталями, используя разные средства.
3-4 Заяц
Г. И. Долженко «100 оригами» с 55
Продолжать учить создавать поделки из двух квадратов, дополнять мелкими деталями, используя разные средства.
ЯНВАРЬ
1 Рыбка
Г. И. Долженко «100 оригами» с 36
Совершенствовать умение сгибать квадрат по диагонали, совмещая точки и проглаживая сгибы, развивать сообразительность, создавать радостное настроение.
2 Самолёт
И. И. Кобитина «Работа с бумагой» с 100
Формировать умение детей ориентироваться на листе бумаги и делать простейшие игрушки.
ФЕВРАЛЬ
1 Сова
Г. И. Долженко «100 оригами» с67
Формировать умение детей сгибать квадрат по диагонали и подгибать углы к центру, доделывать поделку мелкими деталями, используя ножницы. Воспитывать интерес к игрушкам в технике оригами.
2 Жар-птица
Г. И. Долженко
«100 оригами» с 83 Совершенствовать умение сгибать углы к центру, надрезать ножницами по намеченной линии, дополнять мелкими деталями.
3 Парусник
Г. И. Долженко «100 оригами» с 150
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, сгибать его в разные стороны. Развивать интерес к окружающему миру и к конструктивной деятельности. Воспитывать интерес к игрушкам в технике оригами.
4 Лебедь
Г. И. Долженко «100 оригами» с 128 Создавать условия для возникновения положительных эмоций.
МАРТ
1 Лодка
Г. И. Долженко «100 оригами» с100
Совершенствовать умение сгибать лист в разные стороны, создавать игровую ситуацию. 2 Двууголка И. И. Кобитина «Работа с бумагой» с 108
Развивать творческие способностиэ
3 Будёновка
Лиштван «Конструирование» с 99
Вызывать интерес к игрушкам из бумаги и желание их делать
4 Бабочка
Г. И. Долженко «100 оригами» с 49
Развивать интерес к окружающему миру и конструктивные умения.
АПРЕЛЬ
1 Тюльпан
ГИ Долженко «100 оригами» с 23
Закреплять умение делать цветы из квадрата.
2 Кораблик
«100 игрушек из бумаги» с 225
Научить складывать игрушки из прямоугольника, развивать воображение. .
3 Кошелёк
«100 игрушек из бумаги» с 272
Совершенствовать умение делать поделки из прямоугольника
4 Сделай игрушку по желанию
Совершенствовать конструктивные умения, развивать творческое воображение
МАЙ
1 Жираф Г И Долженко «100 оригами» с 77
Совершенствовать умение делать поделки из квадрата, сгибать по указанным линиям и надрезать ножницами, развивать воображение
2 Голубь Г. И. Долженко «100 оригами» с 89
Совершенствовать конструктивные умения, развивать творческое воображение детей
3 Шапочка с рожками И. И. Кобитина «Работа с бумагой» с 110
Закреплять умение создавать поделки из квадрата, складывая по диагонали, сглаживая сгибы
4 Белка ГИ Долженко «100 оригами» с122
Развивать сообразительность, творчество
Мониторинг развития мелкой моторики рук
Цель мониторинга:
выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача:
систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения:
Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно
Обработка и анализ результатов:
0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук
детей 5-6 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
3. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
2 блок.
Работа с бумагой
1. Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
2. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
3 блок
Упражнения на дорисовывание
1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.