Корсакова Лилия
Кружковая деятельность по рисованию для детей 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Декоративно - прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Темы занятий кружка дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Знакомя с элементами русской народной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Изучая творчество своего народа, дети легче понимают творчество других народов. Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности.
Публикация «Кружковая деятельность по рисованию для детей 5 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Кружок «Народные росписи» художественно - эстетической направленности. Любое занятие: встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Виды деятельности: работа с простым карандашом, бумагой, красками (акварель, гуашь, соленым тестом.
Цель и задачи.
Цель: Формирование и развитие у детей познавательного интереса и художественных способностей посредством взаимодействия с декоративно - прикладным искусством.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить знания детей о видах декоративно - прикладного искусства.
2. Расширить представления детей о происхождении некоторых народных росписей познакомить с их характерными особенностями.
3. Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строением и элементами композиции, учить использовать для украшения.
Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес к народным росписям.
2. Развивать навыки художественного творчества детей при лепке и росписи.
3. Развивать умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
4. Развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах) и желание использовать народные росписи в совместной и самостоятельной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству и искусству.
2. Воспитывать любовь к Родине и гордость за свой народ.
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с некоторыми народными росписями.
2. Научатся различать и называть народные росписи и игрушки.
3. Научатся создавать эти виды росписей в своей творческой деятельности.
4. У детей появится умение организовывать совместную и самостоятельную творческую деятельность.
5. Будет организована серия выставок творческих работ детей.
Особенности организации образовательного процесса.
Кружок по развитию творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитан на один год обучения. Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся группой один раз в неделю. В год проводится 36 занятий.
В соответствии с учебным планом сформирована группа дошкольников 5 лет. Число воспитанников: в группе 10 человек. Состав группы постоянный.
Методы, приемы и формы реализации программы кружка.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ репродукций и иллюстраций, аудио и видео – ряда, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический.
Содержание занятий.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение, на последующих занятиях совершенствуются знания, умения, навыки предшествующих. Используются дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.
1. Раздел «Городецкая роспись». Познакомить с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и розаны голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном. Расширять знания детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.
Темы: 1. Веселый Городец (теория, раскрашивание шаблона)
2. Розан и купавка – элементы росписи (рисование)
3. Лошадка (роспись шаблона)
4. Городецкие узоры (роспись шаблона кухонной доски).
2. Раздел «Русская матрешка». Познакомить детей с самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Учить лепить фигурку из целого куска соленого теста. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.
Темы: 1. Русская матрешка (теория, раскрашивание шаблона)
2. Все они матрешечки, все они милашечки (лепка из соленого теста)
3. Очень любим мы матрешки разноцветные одежки (рисование)
4. Роспись матрешек.
3. Раздел «Дымковская роспись». Расширять знания детей о народной игрушке, дымковской игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных и мелких элементов.
Темы: 1. Дымковская роспись (теория, раскрашивание шаблона)
2. Элементы росписи (рисование)
3. Козлик (роспись шаблона).
4. Дымковская барышня (роспись шаблона).
4. Раздел «Гжель». Знакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из соленого теста, используя конструктивный способ. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
Темы: 1. Сине – белое чудо Гжели (теория, раскрашивание шаблона)
2. Элементы росписи (рисование)
3. Кувшин (роспись шаблона)
4. Тарелочка (роспись шаблона)
5. Раздел «Филимоновская игрушка». Знакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять знания детей о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Знакомить детей с элементами росписи. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить детей лепить фигурку из целого куска соленого теста, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. Закреплять знания детей о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.
Темы: 1. Филимоновские свистульки и игрушки (теория, раскрашивание шаблона)
2. Филимоновский олень (рисование)
3. Филимоновская коровка (лепка из соленого теста)
4. Роспись филимоновских игрушек.
6. Раздел «Мезенская роспись». Расширять знания детей о мезенской росписи, о символике элементов мезенской росписи. Формировать умения самостоятельно изображать элементы росписи и прочитывать символичный узор композиции (вода, огонь, земля). Развивать в детях стремление к творчеству.
Темы: 1. Знакомство с мезенской росписью (теория, раскрашивание шаблона)
2. Красно солнышко (рисование)
3. Знак плодородия (рисование)
4. Лошадка (роспись шаблона).
7. Раздел «Хохломская роспись». Расширять знания детей о народном промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы «реснички», травинки», «капельки», «ягодки». Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».
Темы: 1. Золотая Хохлома (теория, раскрашивание шаблона)
2. Элементы росписи (рисование)
3. Уточка (роспись шаблона)
4. Горшочек (роспись шаблона)
8. Раздел «Каргопольская игрушка». Познакомить детей с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Знакомить детей с особенностями каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи. Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска соленого теста. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).
Темы: 1. Каргопольские легенды (теория, раскрашивание шаблона)
2. Кот (рисование)
3. Сказочные существа - Полкан (роспись изделия)
4. Сказочные существа - Тяни-толкай (роспись изделия)
9. Раздел «Народный костюм». Расширять знания детей о народных промыслах. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.
Темы: 1. Элементы росписи (рисование)
2. Рубашка – косоворотка (роспись шаблона)
3. Украшение одежды Василисы Премудрой (роспись шаблона)
4. Оденем Ваню и Маню в русский костюм (рисование)