Джамиева Аида Шагиновна
Кружок «Чудо-шашки» для детей дошкольного возраста
МБДОУ”ЦРР - Детский сад №96”
Рабочая программа кружка «Чудо-шашки» для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель 1 кв. категории:
Джамиева А. Ш.
2021 год
Содержание
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка… 3
1.2. Цель и задачи программы…. 4
1.3. Дидактические принципы … 4
1.4. Планируемые результаты освоения программы… 4
2. Содержательный раздел:
2.1. Этапы реализации программы… 6
2.2. Формы и методы организации образовательной деятельности… 6
Публикация «Кружок „Чудо-шашки“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
2.3. Комплексно-тематическое планирование в старшей группе…. 7
2.4. Взаимодействие с семьей … 9
2.5. Особенности педагогической диагностики… 10
3. Организационный раздел:
3.1. Учебный план реализации программы в старшей группе… 11
3.2. Методическое обеспечение…. 11
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Но Компьютер не способен заменить непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей устойчивое внимание, выдержку, исполнительность, инициативу; формируют познавательный интерес, мотивацию к обучению. Игра помогает воспитать дисциплинированность, усидчивость, умение логически мыслить.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Настоящая рабочая программа разработана с учетом парциальной программы В. Н. Сидорычева «Русские шашки для дошкольников» с учетом анатомо-физиологических и психофизических особенностей детей дошкольного возраста и рассчитана на детей 5-6 лет.
Программа разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
- Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993).
- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155).
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.
- Уставом ДОО.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: посредством освоения игры в русские шашки формировать у ребенка предпосылки к учебной деятельности, развивать его познавательные способности.
Задачи программы:
- обучающие - познакомить детей с азбукой шашечной игры, элементарными позиционными основами, научить играть в парах по правилам, решать задачи в два хода, работать с диаграммами, соблюдать очередность ходов;
- воспитывающие – пробудить желание играть, формировать умение слушать и выполнять указания педагога, воспитывать честность, чувство товарищества;
- развивающие – развивать внимание, память, мышление, диалогическую речь.
1.3. Дидактические принципы.
Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов:
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года дети должны знать:
Расстановку шашек на доске;
Разновидности шашек;
Правила движения шашек и дамок;
К концу учебного года дети должны уметь:
Правильно расставлять шашки на доске;
Играть шашками и дамками;
Решать элементарные задачи в два хода;
Различать горизонталь, вертикаль, диагональ доски;
Ориентироваться на плоскости шашечной доски.
2. Содержательный раздел
2.1. Этапы реализации программы
П е р в ы й э т а п : подготовительный этап.
Направления работы:
1. Разработка процедур реализации рабочей программы.
2. Подбор учебно-дидактического и методического материала по сопровождению программы.
3. Составление перспективного плана.
4. Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.
В т о р о й э т а п : практическая реализация программы.
Направления работы:
1. Организационно-педагогическая работа с детьми.
2. Организация сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных, подвижных игр с применением шашечной терминологии
Т р е т и й э т а п : обобщающий.
Направления работы:
1. Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами.
2. Выставка детских работ по теме: «Мир шашек глазам детей».
2.2. Формы и методы организации образовательной деятельности
Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками.
Основные формы и средства обучения:
• практическая игра.
• решение задач, комбинаций и этюдов.
• дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения игровых встреч:
• словесный: рассказ, беседа, объяснение;
• наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
• практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий:
– коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия
– игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Особенности руководства.
Руководство детской шашечно-игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности. Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.
2.3. Комплексно-тематическое планирование в старшей группе
Календарно-тематический план
№ недели и месяц Тема
Сентябрь
Мониторинг
Октябрь
1 «Жители маленького королевства»(Просмотр мультфильма «Шашки» из серии «Лунтик и его друзья»).
2 Доска – расположение доски
3 Доска - горизонталь
4 Доска-вертикаль
Ноябрь
1 Доска-диагональ
2 «Два главных домика в королевстве» (расположение шашек в начале игры)
3 «Начинать бой можешь смело, первый ход всегда за
белой». (Ходы шашек, очередность ходов)«Шашки медленно, но
метко шагают лишь по черным клеткам» «Наверно шашкам не
везет, что ходят шашки лишь вперед» (Разучить основные правила игры)
4 «Знают все: и стар и млад, шашкой бьем вперед –
назад» (Удары шашками. Виды ударов.)
«Шашка соперника сразу погибнет, если твоя ее перепрыгнет»
Игра в парах
Декабрь
1 Понятие «дамка». Удары дамками.
Игра в парах.
2 «Правила этикета игрока: пять правил повторяем и их
не забываем» Понятия: этикет, игрок, приветствие – рукопожатие,
поправляю, тишина, правила игры
Показ мультфильма «Про поросенка, который умел играть в шашки» .
Игра в парах.
3 «Пять правил повторяем и их не забываем»
Игра в парах
4 Азбука шашечной игры: правила №6,7.8.
Игра в парах.
Январь
1 Викторина «Вспоминаем правила игры».Показ мультфильма «Маша и Медведь– Маша плюс каша» Игра в парах
2 Работа с диаграммами
3 Учебный турнир
Февраль
1 Развивающие игры: развитие логического мышления
2 Ничья в шашках. Игра в парах
3 В царстве смекалки: реш. логических задач - шашечных этюдов. Игра в парах
4 Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.
Март
1 Развивающие игры: игры со счетными палочками
2 Знакомство с игрой мини-шашки
3 Работа с диаграммами
4 Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.
Апрель
1 Развивающие игры: развитие логического мышления
2 Знакомство с игрой «Уголки».
3 Игра в парах «Уголки».
4 Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.
Май
1 Учебный турнир
2-3 Диагностика
2.4. Взаимодействие с семьей
Система взаимодействия с родителями включает:
ознакомление родителей с содержанием и результатами работы по программе на родительских собраниях;
подготовку консультаций, буклетов и памяток по теме кружка.
Консультация для родителей: «Роль игры в шашки в развитии детей!»
2.5. Особенности педагогической диагностики
В начале года и по итогам работы проводится контроль знаний, осуществляемый в ходе практических заданий и бесед в ходе игры. Дополнительно используется методика сформированности умения детей играть в шашки разработана авторами Давыдовой Т. Г., Атаян Г. М.
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
3. Организационный раздел:
3.1. Учебный план реализации программы в старшей группе.
Название кружка Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год
Кружок «Чудо-шашки» для детей старшего дошкольного возраста 1
(продолжительность 20-25 минут) 4 32
Расписание занятий:
Четверг -15: 30 -16:00
Cписок детей :
1. Андреянов Артем
2. Сухова Вероника
3 Панков Виталий
4 Анфимова Соня
5 Никитин Доминик
6 Михайлов Даня
7 Ивановский Глеб
8 Ломакина Лиза
3.2. Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение
- набор шашек и шашечных досок
- простой карандаш
- линейка
- бумага для рисования
-демонстрационная доска
-карточки – диаграммы
-опорные схемы
Информационное обеспечение программы:
1. В. Н. Сидорычев «Русские шашки для дошкольников» - М. : «Линка-Пресс», 2016.-88с.
2. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. – М. : Просвещение, 2007
3. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. : Литера, 1992. – 250 с.
3. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
4. А. Я. Вирный «Немного о шашках, но по существу» - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005.- 328 с.
5. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137 с