Алия Насибуллина
Кружок для детей второй младшей группы «Веселый счет»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Пояснительная записка 3
Актуальность программы 4
Направленность 4
Цель программы 4
Задачи обучения 4
Материально – техническое оснащение 5
Ожидаемые результаты 6
Основные направления и содержание деятельности 7
Учебно – тематический план
Перспективный план 7
11
Литература
Список детей 14
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Веселый счет» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Темочки:
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Работа кружка осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 2 раза в неделю 15 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
При составлении программы кружка использовалась «Программа математические ступеньки» Е. В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ
• ФГОС ДО
3
Актуальность: развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во много
зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Направленность программы: Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.
Задачи кружка :
развивающие задачи направлены на развитие:
- логического мышления, памяти, внимания, речи;
- математических способностей;
- мелкой моторики рук и глазомера;
- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.
образовательные задачи направлены на:
- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах
математического развития дошкольников;
- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, класси-
4
фикация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование)
- формирование простейших графических умений и навыков;
воспитательные задачи формируют:
-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;
готовить материалы, необходимые для занятия);
-самостоятельность и интерес к познанию;
-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
Материально-техническое оснащение:
Дидактический материал:
1. Геометрические фигуры и тела.
2. Палочки Х. Кюизинера.
3. Наборы разрезных картинок.
4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
5. Полоски, ленты разной длины и ширины.
6. Цифры от 1 до 5.
7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
8. Фланелеграф, мольберт.
9. Чудесный мешочек.
10. Блоки Дьенеша.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Предметные картинки.
15. Конструктор «Лего».
17. Знаки – символы.
18. Развивающие игры.
19. Картотека физминуток, загадок, стихотворений.
20. Конспекты.
5
Ожидаемые результаты:
К концу года ребенок:
- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
- понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
- называет числительные по порядку в пределах пяти;
- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- понимает, что фигуры могут быть разного размера;
- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- использует в речи результаты сравнения;
- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
- обозначает словами положение предмета относительно себя;
- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
6
Основные направления и содержание деятельности
Учебный план:
Возраст
Продолжительность занятий
Количество занятий
в неделю
Количество занятий
в месяц
Количество
занятий в год
Младшая группа 15 мин. 2 раза в неделю 8 72
Возраст младшая группа
Количество детей- 35 человек
Продолжительность деятельности – 15 минут
Количество в неделю – 2 раза в неделю
Расписание:
I смена
1занятие: вторник - 15.30-15.45
2 занятие: четверг - 15. 30-15:45
I 1смена
1занятие: понедельник- 15.30 -15.45
2 занятие: среда – 15:30-15.45
7
Учебно – тематический план для детей 4 – 5 лет
(первый год обучения)
№ Название темы цель всего
1 Добро пожаловать
в математику Вызвать у детей интерес к математике, желание узнать новое. 2
2 Знакомство с понятиями один и много. Учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из неё один предмет. 2
3 Утро. Большой -маленький Познакомить с частью суток-утро. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;сравнивать знакомые предметы по величине. 2
4 День. Круг. Познакомить с частью суток –день, с геометрической фигурой –круг;обводить круг по точкам. 2
5 Вечер. Высокий-низкий. Познакомить с частью суток-вечер;учить сравнивать знакомые предметы по величине. 2
6 Ночь. Сравнение предметов, Познакомить с частью суток-ночь. Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет,где много;упражнять в рисовании предметов округлой формы. 2
7 Число 1и 2. Широкий и узкий Познакомить с числом 1 и2 и цифрой1 и2; сравнивать знакомые предметы по величине: Широкий и узкий. 2
8 Слева, справа, на, под. Учить различать и называть пространственные направления от себя; выделять признаки сходства и различия. 2
9 Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. Познакомить с числом 3 и цифрой 3;продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; видеть в форме предметов геометрические фигуры. 2
10 Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. Закрепить числа и цифры, называть числительные от 1 до 3. Упражнять в ориентировке в пространстве. 2
11 Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача. Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов. Развивать зрительное внимание. 2
12 Зима. Число 4. Квадрат. Познакомить с числом и цифрой 4; обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам; различать и называть время года –зима. 2
13 Геометрические фигуры. Логические задачи. Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. 2
14 Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. Учить различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи; обследовать форму осязательно- двигательным и зрительным путем. 2
15 Число 5 и цифра 5. Познакомить с числом 5 и цифрой 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; развивать зрительное внимание. 2
16 Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток. Развивать логическое мышление. 2
17 Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. Учить различать равенств и неравенства групп по количеству входящих в них предметов, 2
18 Времена года. Овал. Слева, справа. Закреплять умение различать и называть времена года 2
19 Сравнение по высоте. Упражнять в счете в пределах пяти, учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, упражнять в умении составлять предметы из треугольников. 2
20 Куб, шар. Познакомить с геометрическими телами –кубом и шаром; учить обследовать их осязательно –двигательным способом; уточнить представлениео временах суток. 2
21 Порядковый счет. Учить составлять квадрат из счетных палочек;называть предметы квадратной формы. 2
22 Прямоугольник. Учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах пяти. 2
23 Геометрические фигуры. Логические задачи Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. 2
24 Счет в пределах пяти. Упражнять в счете в пределах пяти : учить соотносить числительное с существительнвм;находитьзаданнве фигуры. 2
25 Сравнение предметов по высоте Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов. 2
26 Сравнение предметов по величине. Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу. 2
27 Ориентировка во времени. Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; 2
28 Счет в пределах пяти. Упражнять детей в счете в пределах пяти;укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. 2
29 Числовой ряд 2
30 Порядковый счет. 2
31 Игра-путешествие. 2
32 Математическая загадка Развивать логическое мышление, внимание. 2
33 Ориентировка во времени Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; 2
34 Развлечение 2
35 Логические задачи Развивать логическое мышление, внимание. 2
36 Мониторинг 2
Итого 72
Перспективное планирование
сроки Название темы Формы работы Всего
Сентябрь
1 неделя Добро пожаловать
в математику. Мониторинг Игры- беседы. Обследование 2
2 неделя
Знакомство с понятиями один и много. Мониторинг Игры. Обследование 2
3неделя Утро. Большой -маленький загадки 2
4неделя День. Круг. игры 2
Октябрь
1 неделя Вечер. Высокий-низкий. Иллюстрации
2
2 неделя Ночь. Сравнение предметов, Картины
2
3 неделя Число 1и 2. Толстый, тонкий. Игрушки
2
4 неделя Слева, справа, на, под. Занятия 2
Ноябрь
1 неделя
Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. Занятия- беседы 2
2 неделя Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. Картинки 2
3 неделя Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача. Игры
2
4 неделя Зима. Число 4. Квадрат. Загадки 2
Декабрь
1 неделя Геометрические фигуры. Логические задачи. Игры 2
2 неделя Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. Игровые ситуации 2
3 неделя Число 5 и цифра 5. Игровые занятия 2
4 неделя Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. Картинки 2
Декабрь
1 неделя Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. Беседы 2
2 неделя Времена года. Овал. Слева, справа. Рисование 2
3 неделя Сравнение по высоте. Наблюдение,сравнение 2
4 неделя Куб, шар. Игровые занятия 2
Январь
1 неделя Порядковый счет. Картинки
2
2 неделя Прямоугольник. конструирование 2
3 неделя Геометрические фигуры. Логические задачи Задачи
2
4неделя Счет в пределах пяти. Игровые ситуации
2
Февраль
1 неделя Сравнение предметов по высоте Наблюдение,сравнение
2
2 неделя Сравнение предметов по величине. Беседа
2
3 неделя Ориентировка во времени. Рисование
2
4 неделя Счет в пределах пяти. Чтение 2
Март
1 неделя
Числовой ряд Картинки
2
2 неделя Порядковый счет. Занятия 2
3неделя Игра-путешествие. С. ролевая игра 2
4 неделя Математическая загадка Загадки,стихи 2
Апрель.
1 неделя Ориентировка во времени конструирование
1
2 неделя Развлечение Сюж. ролевая игра 1
3 неделя Логические задачи Картинки
1
34 неделя Сравнение по высоте. Наблюдение
1
Май
1 неделя Геометрические фигуры. Логические задачи Занятия
1
2 неделя Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача.
Картинки
1
3 неделя
Мониторинг
1
4неделя
Мониторинг
Итог:
1
72
Список используемой литературы:
1. Волина В. В. Математика. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
2. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. День за днём. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
3. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет Москва ТЦ Сфера, 2015.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
Москва «Просвещение» 1990.
6. Новикова В. П. Математика в детском саду. Москва Мозаика –Синтез,2010.
7. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка Методические рекомендации Москва Баласс 2003.