Юлия Агаркина
Кружковая работа «Умелые ручки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа (старшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №16 «ТЕРЕМОК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА
ГОРНО-АЛТАЙСКА
Программа кружковой работы
«Умелые ручки»
(художественно-эстетическое развитие)
Возрастная группа : 5-6 лет
Срок реализации программы:1 год
Разработчик :
Агаркина Ю. А
г. Горно-Алтайск
2019г.
Содержание
Публикация «Кружковая работа „Умелые ручки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
1. Пояснительная записка
2. Актуальность. Цель. Задачи.
3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Формы проведения итогов реализации программы.
4. Принципы построения программы.
5. Возрастные особенности детей 5-6 лет.
6. Перспективный план.
7. Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
(С. Моэм)
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка.
Цель: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Задачи:
1. Создавать условия для развития творческой активности детей.
2. Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.
3. Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.
4. Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.
5. Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
6. Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.
7. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
8. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
9. Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
Основные формы работы.
Формой организации учебных занятий является подгрупповая (10-15 человек) и индивидуальная. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Сроки реализации: с 2 октября 2019г. по 31 мая 2020г.
Режим проведения: занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут, во второй половине дня, что соответствует возрасту работы с детьми 5-6 лет. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики и физминуток подбирается самостоятельно.
Основные методы работы.
- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;
- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;
- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
- наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
-склеивать готовые элементы и соединять их в образы;
- преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;
- умение создавать аппликацию способом обрывания.
- составлять плоскостную, сюжетную композицию;
- осваивать последовательность работы;
-смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;
-использовать нетрадиционный материал в рисовании;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Дети приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребё нка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходят большие изменения высшей нервной деятельности, формируются социальные представления морального плана, расширяются интеллектуальные возможности детей, расширяется общий кругозор детей, возрастают возможности памяти, более устойчивым становится внимание. Продолжается совершенствоваться речь детей, увеличивается словарь, совершенствуется связная и монологическая речь. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры и находят эти воплощения в играх, театрализации, рисунках (космос, волшебники и т. д.) Рисование - любимое занятие старших дошкольников. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают содержание, обмениваются мнениями, устраивают выставки, гордятся своими рисунками Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Всё боле ярко проявляется предпочтение к определённым видам игр, включая сюжетно-ролевые, режиссёрские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают ход игры, распределяют роли. В игре проявляются нравственные чувства, складываются нормы нравственного поведения. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учёта интересов партнёров. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, создаёт в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи, что приводит к обогащению нравственного опыта детей. Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребёнка в своих глазах, помогает чувствовать своё взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Перспективный план.
Сентябрь.
1. «Гусеница»- аппликация.
Цель: учить вырезать несколько геометрических фигур, путём складывания бумаги. Развивать фантазию. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
2. «Деревья у воды»- монотипия.
Цель: познакомить с техникой «монотипия». Воспитывать аккуратность. Учить смешивать краски, наносить их на лист.
3. «Осенний лес»- обрывная аппликация. Коллективная работа.
Цель: расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.
4. «Осенний листочек»- пластилинография.
Цель: создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.
Октябрь.
1. «Рыбки в аквариуме»- аппликация из сухих листьев.
Цель: познакомить с аппликацией из сухих листьев. Воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении аппликации. Развивать фантазию.
2. «Животные»- рисование ладошкой.
Цель: развивать фантазию и творчество, создавать образы животных. Обобщить знания детей о диких и домашних животных.
3. «Сказочные человечки»- рисование ватными палочками.
Цель: продолжить знакомство с техникой рисования ватными палочками.
Создавать сказочных человечков, с помощью ватных палочек. Развивать фантазию.
4. «Павлин»- пластилинография.
Цель: учить отщипывать пластилин маленькими кусочками, работать с контуром. Воспитывать аккуратность, старание.
Ноябрь.
1. «Веточка рябины»- мятая бумага.
Цель: развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Повторить названия деревьев и кустарников.
2. «Забавные зайчата»- бумажная пластика.
Цель: познакомить с новым способом склеивания игрушки из колец разной величины.
3. «Лиса из конусов»- бумажная пластика.
Цель: учить делать конус из бумаги, обводить по трафарету. Приклеивать мелкие детали.
4. «Цыплята в траве»- аппликация из ватных дисков. Коллективная работа.
Цель: учить из ватных дисков создавать образ цыплёнка. Воспитывать
навыки коллективного труда. Развивать творческие способности.
Декабрь.
1. «Здравствуй, зимушка – зима»- обрывная аппликация. Коллективная работа.
Цель: закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки.
Создавать зимний пейзаж.
2. «Новогодние шары»- пластилинография.
Цель: создавать лепную картину с выпуклым изображением, побуждать
самостоятельно создавать узор для шара.
3. «Дедушка Мороз» - аппликация из ватных дисков.
Цель: учить из ватных дисков создавать образ Деда Мороза. Развивать творческие способности.
4. «Снеговик»- мятая бумага.
Цель: учить сминать бумагу, формировать из неё круги, аккуратно приклеивать к листу.
Январь.
1. «Пингвины»- апликация из бумаги.
Цель: продолжать вырезать из прямоугольников овалы для создания образа пингвина. Учить располагать рисунок на листе. Воспитывать любовь к животным.
2. «Шапка» - аппликация с использованием ваты.
Цель: повторить одежду. Учить работать с ватой и клеем. Воспитывать интерес к занятиям.
Февраль.
1. «Зимний пейзаж» - аппликация с использованием ваты.
Цель: учить создавать образы зимних деревьев, снег. Прививать чувство прекрасного.
2. «Лебединое озеро» - коллективная поделка из природного материала (шишек).
Цель: учить работать с природным материалом используя пластилин, доделывать образ лебедя. Развивать фантазию, умение составлять композицию.
3. «Танк»- объёмная аппликация.
Цель: учить делать объёмную аппликацию. Обобщить знания детей об Армии. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем.
4. «Змейка из ниток» - поделка с использованием наматывания ниток.
Цель: учить делать поделку из ниток, с помощью наматывания.
Март.
1. «Подснежники для мамы»- поделка из одноразовых ложек.
Цель: учить создавать цветы из одноразовых ложек.
2. «Стрекоза» - аппликация из бумаги.
Цель: учить составлять композицию из подготовленных материалов.
Вырезать из прямоугольников овал путём срезания углов.
3. «Причёски»- объёмная аппликация.
Цель: учить из бумажных полос создавать причёски, путём накручивания полос на зубочистку и палочку от кисточки. Обобщить знания детей о профессии парикмахера.
4. «Цветик-семицветик»- пластилинография.
Цель: познакомить с сказкой Катаева «Цветик-семицветик». Учить создавать из пластилина цветок. Повторить основные цвета.
Апрель.
1. «Подсолнух»- аппликация из гречки и салфеток.
Цель: познакомить с техникой аппликации с крупами. Повторить название весенних месяцев, признаки весны.
2. «Радуга-дуга»- пластилинография.
Цель: закрепить знание основных цветов радуги. Разучить стихотворение о радуге. Закреплять навыки работы с пластилином.
3. «Ёжик»- объёмная аппликация.
Цель: учить резать прямоугольник на полоски и делать из них колечки для доделывания образа.
«Котята»- работа с пластилином и бросовым материалом (киндеры).
Цель: учить с помощью пластилина доделывать образ животного.
Май.
1. «Гнездо аиста»- аппликация из ватных дисков.
Цель: учить делать из ватных дисков пчёлку. Закрепить знания детей о насекомых, о пользе пчелы.
2. «Подсолнух»- аппликация из пластилина и крупы.
Цель: учить выполнять работу, используя пластилин и крупу. Воспитывать усидчивость. Развивать чувство ритма, композиции.
3. «Тюльпан»- объёмная аппликация из геометрических фигур.
Цель: учить складывать бумагу, вырезать геометрические фигуры. Воспитывать аккуратность.
4. «Грибы»- обрывная аппликация.
Цель: продолжать развивать моторику рук, рвать лист бумаги на мелкие части создавая образ гриба.
Список используемой литературы.
1. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М. 2008.
2. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 .
3. Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
5. Куцакова Л. В «Конструирование и художественный труд в детском саду», 2005.
6. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.
7. Художественная аппликация и узоры из бумаги. : БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.
8. https:/stranamasterov.ru