Татьяна Малханова
Кружковая работа «Русская изба» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Содержание
2. Паспорт программы
3. Пояснительная записка
3.1 Цели и задачи программы
3.2 Планируемые результаты
3.3 Объём образовательной нагрузки
4. Содержание программы «Русская изба»
5. Принципы реализации программы.
5.1 Материально-техническое обеспечение
6. Мониторинг
7. Список литературы
2. Паспорт программы.
Программа кружка «Русская изба» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей русского быта.
Публикация «Кружковая работа „Русская изба“ в старшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Русская изба
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Нормативно-правовые
основы разработки
Закон РФ273-ФЗ «Об образовании» 2015 глава 1, статья 2
ФЗ «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение
дополнительного образования»;
Постановление правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г.
Устав дошкольного образовательного учреждения.
Цель: Формирование у детей устойчивых знаний, интереса к жизни русского народа в разное историческое время. Привлечь родителей воспитанников к данной проблеме.
Задачи
1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, национальной одеждой русского народа.
2. Развивать интерес к культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники.
3. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
4. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Приоритетное направление: Патриотическое воспитание
Сроки реализации программы: 1год
3. Пояснительная записка к программе кружка «Русская изба»
В дошкольном возрасте открываются большие возможности по становлению личности ребенка. Именно в детстве формируется образ жизни детей и закладывается основа здоровой организации жизни ребенка в будущем.
Все меньше и меньше наши дети знают об истории русской культуры, истории российского народа. С утерей нравственных идеалов, теряется и составляющая фундамента личности – патриотизм, любовь к Родине (большой и малой).
Систематическое и планомерное ознакомление детей с жизнью народа в разное историческое время развивает познавательные способности детей, у детей формируется осознание себя в системе предметного и социального мира.
Работа кружка связана с годовыми задачами ДОУ и направлена на формирование у дошкольников представлений о жизни русского народа в разное историческое время (быт, культура, традиции, обряды и т. д.).
Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми будет продолжаться в течении года, т. е. с детьми старшего дошкольного возраста.
3.2. Планируемые результаты.
Овладев знаниями об истории русской культуры и быта у ребёнка будет сформировано чувство любви к своей Родине с ее далеким прошлым. Он приобретает знания о предметах русского быта. Ребенок познакомится с фольклором, традициями и обычаями. Он научится понимать себя как часть общества. Это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, педсоветах, мастер-классах, в творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в конкурсах различного уровня.
3.3. Объём образовательной нагрузки.
Сроки реализации рабочей программы : 1 год.
Реализация программы осуществляется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, объём образовательной нагрузки 20 минут.
4. Содержание программы «Русская изба»
Октябрь
1неделя. 1 занятие. Знакомство с русской избой. Первое посещение «избы»
Познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарь детей: изба, утварь, печь.
2 занятие. Праздник «Капустница»
Расширять представления об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью.
2 неделя. 1 занятие «Ходит сон близ окон»
Знакомить со старинным предметом – «колыбелькой»; активизировать в речи слова: колыбелька, зыбка, люлька; развивать познавательный интерес к песням, потешкам.
2 занятие. «Теремок»
Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности, ее внешним и внутренним убранством; расширить словарный запас новыми словами: изба, сруб, конек, крыльцо.
3неделя. 1 занятие. «Как у нашего кота…»
Знакомить с обитателем «избы»- котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру.
2 занятие. «Хлеб на Руси».
Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;
Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;
Обогащать знания детей о полевых растениях пшенице и ржи;
4 неделя. 1 занятие. «Русская матрешка».
Продолжать знакомить с народной игрушкой – матрешкой; формировать понятие из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас детей; развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.
2 занятие. «Маша варежку надела».
Познакомить с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками, используя малые фольклорные жанры; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к вещам как результату труда взрослых.
Ноябрь
1неделя. 1 занятие. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит».
Познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.
2 занятие. «К бабушке Варварушке в гости на оладушки».
Познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас новыми словами.
2 неделя 1 занятие. «Храм на Руси».
Дать представление о храме как о Божьем доме;
Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух);
Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к своему краю, к семье.
2 занятие. «Матушка – печка, укрась своих детушек».
Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.
3 неделя. 1 занятие. «Устное народное творчество – потешки, небылицы, считалочки.»
Познакомить детей с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц, учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
2 занятие. «Народная игрушка – деревянная игрушка».
Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; обогащать словарный запас; побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
4 неделя. 1 занятие. «Глиняный человек».
Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке; познакомить с природным материалом – глиной, ее свойствами, использованием в быту нашими предками; активизировать в речи слова; развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
2 занятие. «Сошью Дуне сарафан».
Познакомить с русским народным костюмом (мужским и женским); формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; расширять словарный запас; развивать творчество, интерес к прошлому.
Декабрь.
1 неделя. 1 занятие. «Потешный промысел наших предков».
Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать русскую игрушку – глиняную и деревянную; уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях; расширять словарный запас; воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.
2 занятие. «Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна»
Знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия – прядением и плетением; активизировать в речи детей слова: прялка, пряслице, прядение, плетение, вышивка, свивать, шитье; закреплять полученную информацию в играх, вызвать чувство радости от результата своего труда.
2 неделя. 1 занятие. «Золотое веретено»
Продолжать знакомить с женским народным ремеслом прядением орудием труда (прялкой, веретеном); учить работать в парах; расширять словарный запас новыми словами; развивать интерес к старине, бережное отношение к старинным вещам.
2 занятие. «Волшебная дудочка»
Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; обогащать словарный запас новыми словами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.
3 неделя. 1 занятие. «Никола – зимний»
Познакомить детей с образом и событиями жизни святого Николая Чудотворца. Дать представления о его личностных качествах. Познакомить с особенностями почитания нашим народом Святителя Николая. Воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к близким, радовать близких людей подарками, быть ответственным, добрым, приходить на помощь людям. Приобщать детей к духовно-нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Приобщать детей к культуре русского народа.
2 занятие. «Путешествие в прошлое ручки»
Познакомить с историей ручки, с процессом ее преобразованием человеком; учить понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека.
3 неделя. 1 занятие. «Как на Руси новый год отмечали»
Познакомить детей с историей празднования Нового года; расширять кругозор детей; воспитывать уважение и интерес к народным традициям; развивать творческие способности, чувство коллективизма.
2 занятие. «Народная игрушка – кукла-самоделка»
Познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы, расширить словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.
Январь
2 неделя. 1 занятие. «Пришла коляда, отворяй ворота…»
Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям и традициям.
2 занятие. «Знакомство с домовой росписью».
Познакомить детей с один из ярких видов народного декоративно – прикладного искусства семейских – домовой росписью; формировать умение выполнять элементы домовой росписи самостоятельно.
3 неделя. 1 занятие. «Зимние посиделки»
Поддерживать интерес к русскому народному творчеству; закреплять ранее изученные народные игры; воспитывать интерес к народному быту;
обогащать словарь названиями предметов быта: колодец, коромысло и т. д.
2 занятие. «Путешествие в прошлое часов».
Познакомить с историей часов; учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; активизировать словарный запас; воспитывать уважение к труду человека.
4 неделя. 1 занятие. «Из прошлого ложки».
Познакомить с кухонной утварью- ложкой, её возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.
2 занятие. «Путешествие в прошлое одежды».
Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека; обогащать словарный запас; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.
Февраль
1 неделя. 1 занятие. «Как рубашка в поле выросла».
Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.
2 занятие. «Утюг»
Продолжать знакомить детей с домашней утварью
(утюгом). Обогащать словарный запас детей: утюг,
угольки. Воспитывать интерес к прошлому.
2 неделя. 1 занятие. «Святой и чистый праздник – Сретение Господне».
Познакомить детей с праздником православного календаря - событиями и смыслом Сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа. Подвести к пониманию того, что основа добродетельной жизни - православная вера. Развивать у детей желание быть причастным к отечественным традициям.
2 занятие. «Богатыри земли русской».
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к словесному искусству: языку былин, песен, сказаний, преданий о русских богатырях.
3 неделя. 1 занятие. «Масленица».
Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси. Учить понимать народные потешки, заклички.
2 занятие. «Прощенное воскресение»
Дать представление как отмечали праздник на Руси. Формировать необходимость просить прощения у своих родных, близких и всех тех, кого обидел. Углубить представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека, поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Март.
1 неделя. 1занятие. «Где живет перо Жар –птицы». Посуда с хохломской росписью.
Познакомить детей с хохломской росписью. Рассказ о традициях хохломской росписи (кудрина, травка и т. д.)
2 занятие. «Весна, весна, поди сюда».
Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. Прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества.
2 неделя. 1 занятие. Слушание народных мелодий, песен.
Знакомить детей с народными песнями, как песни помогали людям жить.
2 занятие. «Светит, да не греет».
Формировать представление о прошлом лампочки; обогащать словарный запас новыми словами.
3 неделя. 1 занятие. «Великий пост».
Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре. Познакомить детей с понятие слова «пост», смыслом и значением православного поста. Развивать речь детей.
2 занятие. «Дымковская игрушка».
Закрепить знания детей о дымковских игрушках, рассматривать их, называя детали узора. Воспитывать у детей интерес и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, желание создавать подобные игрушки, воспитывать у детей любовь к своей родине.
4 неделя. 1 занятие. «Москва. История возникновения».
Уточнить знания о столице родины – Москва. Познакомить с историей возникновения Москвы, ее названия, древними постройками, именем основателя. Расширять словарь детей за счет слов: древний, мостки, князь, Долгорукий, крепость, крепостные стены, кремль, белокаменный.
2 занятие. «Мой Улан-Удэ».
Закрепить знания детей о родном городе. Познакомить с историей возникновения города, его названии. Способствовать развитию познавательных способностей воспитанников, умению работать в группе. Воспитывать интерес к истории родного города, культуре и традиции народов, которые живут в Бурятии.
Апрель.
1 неделя. 1 занятие. «Наша русская изба».
Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами.
Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь. Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.
Продолжать воспитывать интерес к народному быту.
2 занятие. «Сказочная гжель».
Знакомить с изделиями мастеров гжели, учить видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме.
Учить составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три).
2 неделя. 1 занятие. «Весенние посиделки».
Обобщение знаний детей о характерных признаках весны, о весенних народных праздниках, традициях и культуре русского народа.
2 занятие. «Великий праздник – Пасха».
Познакомить с православным праздником – Пасха, его смыслом и значением в жизни православного народа, традициями.
3 неделя. 1 занятие. «Светлая седмица».
Познакомить детей с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
2 занятие. «Красная горка».
Познакомить детей с историей возникновения русского народного календарно-обрядового праздника «Красная горка», приобщать детей к истокам русской культуры через народные игры.
4 неделя. 1 занятие. «Гончарные мастеровые». Чтение сказки «Лиса и кувшин».
Познакомить детей с гончарным промыслом. Развивать любознательность.
Знакомство со сказкой. Закрепить названия предметов обихода.
2 занятие. «Жостовские росыпи».
Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова. Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства. Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.
Май
2 неделя. 1 занятие. «Люблю березку русскую».
Развивать у детей умение видеть и находить красоту русской природы, закреплять представления детей о берёзе, как о символе России.
2 занятие. «Вечер загадок и отгадок» Предметы обихода. Развивать у детей мышление, воображение. Закрепить и обобщить полученные знания.
3 неделя. 1. Развлечение «Как у наших у ворот»
Закрепить знания детей о традициях, обрядах русского народа, в игровой форме.
2. Мониторинг.
5. Принципы успешной реализации программы:
• Систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний
• Наглядности
• Доступности
• Связи теории и практики
• Активности и стимулирования.
5.1 Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется в оборудованном мини-музее МБДОУ Ключевской детский сад «Колокольчик». На 1-м этаже здания располагается комната, стилизованная под русскую избу с атрибутами русского быта, где дети могут не только посмотреть, но и подержать эти предметы, узнать их применение в быту, узнать их историю.
6. Мониторинг.
-Фамилия, имя ребенка
-Использование в
активной речи потешек,
считалок, загадок.
-Умение играть в русские
народные игры,
используя считалки.
-Имеют богатый запас
знаний русских народных
сказок и сказочных
героев.
- Знание истории
русского костюма.
-Использует атрибуты
русской народной
культуры в
самостоятельной
деятельности.
- Бережно относятся к
предметам быта,
произведениям
народного творчества.
-Знает название и
назначение предметов
быта.
ИТОГО:
7. Список литературы:
• О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
• М. Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»;
• В. Н. Косырева «Народная культура и традиции: занятия сдетьми 3-7 лет»;
• Л. С. Куприна, .Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».