Ксения Полежаева
Кружковая работа «Расти, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа
«РАСТИ, МАЛЫШ!»
составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития» под редакцией
Н. В. Нищевой, Л. Б. Гавришевой, Ю. А. Кирилловой
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Мы помним, что еще Л. С. Выготский писал: «Ранний возраст сензитивен во всем», и знаем, что ранний возраст — это совершенно особый период становления всех систем, что сензитивный период речевого развития приходится именно на первые три года жизни ребенка.
Программа является инновационным документом для групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) ДОУ и составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Программа содержит описание задач и содержания работы по образовательной области для педагогов, работающих в группах для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников этой группы. В Программу включено тематическое планирование коррекционной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего дошкольного возраста с расстройствами речевого развития в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности педагога со всей группой, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия педагогов с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников. Основой перспективного и календарного планирования работы в соответствии с Программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря детьми, согласуется с задачами всестороннего развития дошкольников, на протяжении месяца в рамках общей лексической темы.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия. Программа позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность каждому ребенку проживать все этапы периода детства и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации детей раннего дошкольного возраста с расстройствами речевого развития. Основной формой работы в соответствии с Программой является игровая деятельность — главный вид деятельности детей раннего дошкольного возраста. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.
1.2. Цели и задачи Программы
Целью данной Программы является построение системы образовательной деятельности в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет, предусматривающей полную интеграцию действий педагога дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого развития детей раннего дошкольного возраста и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной активной речью и коммуникативными навыками. Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого развития детей раннего дошкольного возраста. Выполнение развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий педагогов, специалистов, семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу, воспитателей и родителей дошкольников.
1.2.1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Задача всех педагогов и специалистов, работающих с детьми — максимально облегчить процесс образовательной деятельности, сделать его интересным и увлекательным для ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии интеграции усилий всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям. Такое взаимодействие осуществляется по всем направлениям образовательной деятельности всеми педагогами. Специалистом, организующим взаимодействие всех педагогов. Тесное взаимодействие педагогов позволяет решить задачи, поставленные в Программе, и максимально компенсировать отставание в речевом развитии у детей раннего дошкольного возраста.
1.2.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В группе для детей раннего дошкольного возраста, особенно важно взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации каждого ребенка к детскому саду. Это очень сложный период в жизни ребенка, который, как правило, сказывается на психофизическом здоровье малыша. В этой возрастной группе период адаптации растягивается до полутора, двух месяцев и иногда сопровождается ослабленностью и ранимостью ребенка, болезнями, ухудшением аппетита, проблемами со сном. Малыш плохо засыпает, спит беспокойно, вскрикивает во сне. Днем он капризничает, становится плаксивым, заторможенным или, наоборот, расторможенным, отказывается контактировать с другими детьми, его не интересуют игрушки и происходящие вокруг события. У неговорящего ребенка период адаптации протекает труднее, чем у его нормально развивающихся сверстников. И так низкая речевая активность малыша падает, коммуникативные возможности снижаются, темпы развития замедляются. Чем лучше у ребенка развиты предметная деятельность, навыки социального взаимодействия, тем легче протекает процесс адаптации к детскому саду. Для тех детей, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям, в первые дни возможно кратковременное пребывание в детском саду, присутствие мамы в групповом помещении в первые дни пребывания малыша в детском саду, наличие фотографии мамы на внутренней стороне дверцы шкафчика в раздевалке или на спинке кроватки, любимая игрушка, принесенная из дома. Воспитатели должны провести беседу с родителями каждого ребенка, выяснить, каковы привычки и предпочтения малыша, для того чтобы как можно скорее завоевать его доверие. Как только эмоциональное состояние ребенка улучшится, нормализуются аппетит и сон, наладятся контакты со сверстниками и взрослыми, можно считать, что период адаптации закончился.
1.3. Целевые ориентиры Программы
В соответствии с Программой общее и речевое развитие ребенка к трем годам соответствует следующим требованиям:
• у ребенка сформирован пассивный словарь, он понимает речь окружающих, дает ответные двигательные реакции, может выполнять просьбы и инструкции взрослого;
• у ребенка сформирован минимальный активный словарь по пройденным лексическим темам, малыш знает названия окружающих предметов и действий с ними, в его речи представлены простые нераспространенные предложения («Машина едет», «Кукла хочет спать», он умеет вести диалог со взрослым, задает вопросы («Кто это? Что он делает? Он куда пошел?»);
• ребенок интересуется окружающим, активно действует с игрушками и бытовыми предметами, знает назначение бытовых предметов (ложки, карандаша, расчески и т. п.); • у ребенка сформированы простейшие навыки самообслуживания, он стремится проявлять самостоятельность в игровой деятельности и в быту;
• ребенок проявляет интерес к другим детям, стремится к общению с ними и осуществлению совместных игровых действий;
• ребенок проявляет интерес к детским книжкам, с удовольствием слушает чтение потешек, стишков, русских народных сказок, небольших рассказов, пытается договаривать слова и словосочетания вслед за взрослым, рассматривает иллюстрации в книжках, отвечает на вопросы взрослого по ним и сам задает вопросы («Кто это? Что делает кот?»).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет)
Ранний дошкольный возраст (с 2 до 3 лет) — особый период в жизни ребенка, время становления всех органов и систем. Именно в этом возрасте мозг достигает 80 % своего развития, происходит становление наглядно-действенного мышления, активно развиваются опорно-мышечный аппарат, все физиологические системы организма и психика.
К двум годам у нормально развивающегося ребенка в обиходе от 250 до 300 слов. В это время ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (я, он, она, ты, мы, наречия (там, вон, где, хорошо, еще, прилагательные (красный, большой, маленький, хороший, плохой, простые предлоги (на, в, у, по, за, соединительные союзы (а, и). Идет активное усвоение грамматики. Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи, во времени (глагольные времена).
Сразу после двух лет ребенок осваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных (пальчик, водичка). У ребенка активно развивается фразовая речь. Он использует короткие фразы, состоящие из обращения и глагола («Мама, дай!», предложения с отрицанием («Не спать!», строит фразу из трех слов с использованием своего имени («Папа, Катя гулять!», овладевает распространенными предложениями («Тетя, дай мяч!», «Аня, сиди тут!», использует вопросительные предложения («Ты чего тут сидишь?», предложения с противопоставлением («Папа мне давал карандаш, а ты не даешь!», сложносочиненные предложения («Мама ушла, и я один остался»). Малыш овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.
К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду. Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»). Он слушает чтение стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишия (например, из книги А. Барто «Игрушки»).
Фонетическая сторона речи ребенка третьего года жизни несовершенна из за несовершенства артикуляционного аппарата. Ребенок освоил гласные звуки [а], [у], [о], [и] и согласные раннего онтогенеза [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], к концу третьего года — [в], [в’], [ф], [ф’] [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’]. До трех лет физиологической нормой считается некоторое смягчение согласных звуков, то есть все освоенные твердые согласные могут звучать как полумягкие. Все звуки позднего онтогенеза ребенок третьего года жизни, как правило, опускает или заменяет на более простые. И это является физиологической нормой. Фонематический слух ребенка этого возраста практически не развит. Отмечаются нарушения звуконаполняемости слов. Например, в начале третьего года жизни при стечении согласных в начале слова первый согласный опускается: пать вместо спать, куйка вместо шкурка, ниська вместо книжка и т. п. Иногда опускается начальный гласный звук: падёт вместо упадет, гуськи вместо игрушки. К концу третьего года жизни эти сокращения уходят. Отмечаются нарушения слоговой структуры слов: лясё вместо хорошо, палям вместо пополам, ливать вместо поливать. На третьем году жизни малыш овладевает интонационной стороной речи: интонацией понижения в двухсловном предложении, восклицательной интонацией, чуть позже — вопросительной интонацией.
2.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи, произносительной стороны речи
Формирование навыка выполнения длительного и краткого толчкообразного выдоха.
Формирование и развитие навыка воспроизведения гласных звуков [у], [а], [о], [и] вслед за взрослым с постоянной и различной громкостью. Формирование навыка плавного снижения интенсивности звучания гласного звука в процессе его длительного протягивания.
Формирование навыка воспроизведения данных гласных звуков по называнию взрослым символа звучания: [у] — воет волк, [а] — девочка качает куклу, [о] — у мальчика болит зуб, [и] — кричит жеребенок.
Развитие речевого подражания на базе гласных звуков [у], [а], [о], [и], их слияний. Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза в открытых слогах и словах с ними. Формирование элементарных артикуляторных навыков при выполнении артикуляционной гимнастики. Развитие силы и динамики голоса. Развитие интонационной выразительности на материале гласных звуков и звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию в различных играх. Формирование навыка прохлопывания, простукивания, прошагивания слогового рисунка слов, состоящих из двух открытых слогов.
Развитие импрессивной речи
Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные реакции.
Расширение объема понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием (пить сок, варить суп, копать песок).
Формирование умения соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Обучение детей узнаванию предметов по их назначению («Чем ты будешь есть?», по их описанию (он круглый, красный, резиновый, его можно бросать).
Формирование доступных обобщающих понятий (игрушки, одежда, обувь).
Развитие пассивного глагольного словаря:
• обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди и животные совершают различные действия (мальчик сидит, собака сидит, птичка сидит; мальчик спит, собака спит, птичка спит);
• обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (собака лежит, сидит, стоит, бежит);
• обучение ориентировке в названиях действий, когда они даны без обозначения объектов («Кто спит, сидит, лежит, бежит?»);
• обучение детей переключению с одного действия на другое по словесной инструкции, различению утвердительных и отрицательных приказаний, выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
Развитие понимания грамматических форм (единственное и множественное число существительных, единственное и множественное число глаголов, уменьшительные суффиксы существительных, косвенные падежи существительных мужского и женского рода).
Обучение пониманию простых предложений. Обучение соотнесению слов один, много, ни одного с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой, маленький, такой же с размером предлагаемых предметов. Различение пространственного расположения предметов при условии, что предметы находятся в привычных для ребенка местах. Дифференциация простых предлогов.
Обучение пониманию вопросов по предметной и сюжетной картинкам, по прочитанной сказке (со зрительной опорой). Формирование умения понимать и выполнять двухступенчатые, а концу учебного года — и трехступенчатые инструкции.
Формирование экспрессивной речи
Вызывание потребности подражать слову взрослого. Формирование звуко-слоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах типа мама, Катя, иди, усы, котик, вагон, в односложных словах типа мак, кот, в трехсложных словах типа бананы, панама. Формирование умения называть детей группы и членов семьи, а также предметы ближайшего окружения.
Формирование и расширение номинативного словаря по изучаемым лексическим темам. Формирование глагольного словаря, работа над активным усвоением повелительного наклонения глаголов и инфинитива. Введение в речь прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий, желтый, зеленый, размер (большой, маленький, свойства (горячий, холодный, кислый, сладкий, хороший, плохой). Включение в активный словарь личных и притяжательных местоимений я, мы, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш.
Формирование умения образовывать имена существительные в единственном и множественном числе. Формирование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными мужского и женского рода в числе и падеже. Обучение активному использованию в речи инфинитива и повелительного наклонения глаголов. Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой. Вызывание и закрепление в речи двусловных предложений типа «Где киса?», «Дай кису», «Это киса», «Тут киса», «На кису». Стимулирование к договариванию слов, словосочетаний в повторяемых логопедом потешках, стихах, сказках. Формирование умения отвечать на вопросы по картинке и по демонстрации действий («Кто ест кашу?» — «Катя». — «Что Катя делает?» — «Ест». — «Что Катя ест?» — «Кашу»). Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке (со зрительной опорой) и умению отвечать на них. Формирование умения самостоятельно составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом («Аня сидит», «У Кати кот», «Ваня пьет воду»). Обучение составлению предложений с обращением. Формирование умения заучивать небольшие потешки, стишки с опорой на картинки.