юлия юлия
Кружковая работа «Почемучкина математика» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Почемучкина математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организация деятельности на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой.
Публикация «Кружковая работа „Почемучкина математика“ в средней группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Цель кружковой работы :
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка :
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Разделы программы:
«Количество и счет»
Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 5, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
«Определение величины»
Цель: развивать умение сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Цель: Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве, чувство времени; познакомить с часами.
«Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, рабочие коврики, фигуры из фетра, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
Занятие
1. «Справа-слева, Длиннее - короче,Шире - уже»
задачи: -закреплять счет до 2;
-соотносить цифры 1 и 2 с количеством;
-формировать пространственные представления: слева - справа, длиннее - короче, шире - уже.
2. «Сложи узор»
Задачи: -формировать на предметной основе представление о круге;
-закреплять умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжить ее;
-продолжать учить различать части суток. Сентябрь
3. «Геометрические фигуры»
Задачи: Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с рабочими ковриками, учить использовать их в работе. Октябрь
4. «Смешарик в гостях»
Задачи: -формировать представление на предметной основе о шаре;
-сравнение 2х групп предметов по цвету, форме, количеству;
-научиться определять форму геометрических фигур на ощупь.
5. «Платочки на веревочке»
Задачи: -закрепить счет до 3;
-продолжать учить сравнивать 2 группы предметов разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар;
совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по длине и ширине, обозначая результаты сравнения словами: длинный-короткий, длиннее - короче; широкий-узкий, шире-уже.
6. " Чудеса с фигурами» Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на рабочем коврике.
7. «В гостях у клоуна» совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже;
-упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
-конструировать различные предметы из имеющихся геометрических фигур.
8. «На, над, под.»
Задачи -учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3х (сколько);
-продолжать учить сравнивать по количеству на основе составления пар;
-пространственные отношения: на, над, под;
-учить узнавать треугольник в окружении. Ноябрь
9. «Путешествие в лесу».
Задачи: -упражнять в определении пространственных направлении от себя и назывании их словами: спереди - сзади; слева - справа; вверху - внизу;
-закреплять умение различать левую и правую руки, понятия: налево – направо;
- совершенствовать умение сравнивать 2 равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько.
10. «Веселые жирафы?»
Задачи: -упражнять в сравнений 2х предметов по высоте обозначая результаты сравнения словами: высокий - низкий; выше - ниже;
- закреплять приемы счета до 3х;
Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством, при счете учить согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
-закреплять приемы счета (слева направо);
- упражнять в сравнении 2х предметов по ширине (шире-уже, длине (длиннее - короче).
11 «Путешествие цифр»
Задачи - упражнять в определении пространственных направлении;
- тренировать умение составлять композицию, правильно расположив её на рабочем коврике.
- развивать умение узнавать печатные цифры от 1 до 3 (используя рабочий коврик)
12. «Собери вместе».
Задачи: - учить группировать предметы по общему признаку;
-упражнять в определении пространственных представлении: ближе – дальше;
-закрепить знания о составе числа 2,3;
Учить различать процесс счета и его итог.
13. «Сколько? Который? Следующий?»
задачи :-закреплять умение считать в пределах 3;порядковое значение числа; учить правильно, отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?
-упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный-длиннее, короткий-короче, широкий - шире, узкий - уже, высокий - выше, низкий-ниже;
-продолжать знакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом, учить определять фигуру на ощупь.
14. «Раньше - позже».
Задачи -формировать временные представления: раньше - позже;
-развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур;
-продолжать учить считать в пределах 3х, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос» сколько?»;
-развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа.
15.«В гостях у овала».
Задачи -закрепить знание об овале; учить называть форму реальных предметов;
-закрепить счет в пределах 4х, соотносить цифру 4 с количеством;
-учить выстраивать ряд из 4х предметов в убывающем и возрастающем порядке.
16. «Катя учит считать».
Задачи: -закрепить знания о составе числа 4 на основе сравнения 2х групп предметов, выраженных числами 3 и 4, учить считать в пределах 4х;
-расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом (используя рабочий коврик);
-развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей (используя рабочий коврик).
17. «Карусели».
Задачи: -упражнять в различении геометрических фигур (квадрат, куб) и другие фигуры осязательно - двигательным путем;
-развивать умение определять пространственное направление от себя: слева, справа, посередине;
Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь);
-раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.
18. «Куклы собираются в гости».
Задачи: -продолжать считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы» Сколько?», «Который по счету?».
-учить сравнивать предметы по 2м признакам величины (длине, ширине, обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»;
Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху-внизу, слева - справа, спереди-сзади.
19. «КВН».
Задачи: -закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве 2х групп предметов на основе счета;
-продолжать учить сравнивать предметы по 2м признакам величины (длине, ширине) используя рабочие коврики, обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями например: длинная и широкая-большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка;
-упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (квадрат, круг и т. д.).
20. "Веселый день».
Задачи: -упражнять в счете звуков в пределах 5;
-упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5;
-закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра;
-учить сравнивать 3 предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий. Февраль
21. «Озорные попрыгуши».
Задачи: -учить считать движения в пределах 5;
-упражнять в умении воспроизводить указанное количество движении (в пределах 5);
Продолжать учить двигаться в заданном направлении (вперед- назад, налево - направо;
-закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей;
-закрепить знание изображении цифр от 1 до 5.
22. «Накроем стол для чаепития».
Задачи: -закрепить представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов;
-учить сравнивать 3 предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий;
-упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету, форме, величине (найти пары).
23. «Радужный цветник».
Задачи: -закрепить представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5);
-упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их по убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше;
-упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар;
- закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
24. «Праздник сказок».
Задачи: -закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы» Сколько?», «Который по счету?»;
-совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности (используя рабочий коврик, обозначая результаты словами: самый большой, меньше, еще меньше, больше;
-совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
25. «Найди фигуру».
Задачи:-упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5);
-продолжать учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом;
-развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Март
26. «Весна пришла».
Задачи: Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета);
-упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше;
-совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначая пространственные направления относительно себя словами: вперед- назад, налево-направо, вверх-вниз.
27. «Театральное представление»
Задачи: Учить составлять композицию из геометрических фигур, закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на рабочем коврике. Март
28.«Исправь ошибку».
Задачи: - закреплять умение группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению (используя рабочий коврик);
- закреплять умение сравнивать количество предметов в пределах 5 на основе счета, приложения, наложения
-закреплять понимание смысла слов: «утро», «вечер», «день», «ночь» Апрель
29. «Что где находится?»
Задачи: -закреплять умение различать круг, квадрат, треугольник, овал, шар, куб, прямоугольник;
-закреплять умение определять положение предметов в пространстве: слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, далеко - близко; двигаться в нужном направлении;
-закреплять умение определять части суток. Апрель
30. «Математический переполох»
Задачи: Продолжать формировать временные представления: раньше - позже;
-развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур;
-продолжать учить считать в пределах 5, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос» сколько?»;
-развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху - внизу, впереди - сзади, слева – справа (используя рабочие коврики). Апрель
31. «Завяжем куклам бантик».
Задачи: -совершенствовать умение считать в пределах 5, закрепление навыков порядкового счета в пределах 5;
-закрепление умения сравнивать предметы по 2м признакам величины (длине и ширине);
-совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать в убывающей и возрастающей последовательности. Апрель
32. «Математический фестиваль»
Задачи: - закрепить умение в счете и различии цифр от 1 до 5, умение называть геометрические фигуры,
- продолжать совершенствовать навык различия ориентировке в пространстве;
- воспитывать любознательность и интерес, умение действовать сообща.