Иванова Елена
Кружковая работа по пластилинографии в младшей группе «Волшебный комочек»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Развитие ручной умелости посредством пластилинографии. Создание условий для совершенствования изобразительных умений, навыков собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приёмов работы с пластилином в технике пластилинография.
ЗАДАЧИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-передача простых образов, явлений способом пластилинографии;
-работа на заданном пространстве;
-освоение основных приёмов (отщипывание, надавливание, вдавливание, размазывание)
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Темочки
-развитие умения понимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, слову- указанию;
-развивать умение обследовать различные объекты с помощью зрительных, тактильных ощущений для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорций, цвета.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-развитие изобразительных умений посредством пластилинографии;
-развитие тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;
-совершенствование движения рук и психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи;
-формирование навыков учебной деятельности- умению действовать по словесной инструкции;
-умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственную деятельность;
-формирование положительно- эмоционального восприятия окружающего.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-воспитание интереса к ручному труду, художественного вкуса
-воспитание аккуратности в работе;
-воспитание отзывчивости, доброты к героям, сочувствия и желания прийти им на помощь;
-воспитание фантазийной смелости.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В настоящее время педагоги и специалисты в области всестороннего развития личности ребёнка настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, в частности, с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то письмо или математика… Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что руку надо развивать с раннего детства, я решила взять темой кружка (ДОП) образование художественной направленности, основной идеей которого является рисование картин пластилином («Волшебный комочек»).
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ- это понятие имеет 2 смысловых корня: графил (рисовать, создавать, пластилин (материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более- менее выпуклых объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал- пластилин, основной инструмент пластилинографии –руки. Следовательно, уровень умений зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно в работе с детьми. Происходит ориентация дошкольника на ценность труда в эмоционально- поведенческом аспекте.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, т. Е. тех школьно- значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе
Занимательность работы по созданию композиций способствует концентрации внимания, т. К. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, т. К. ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изображения. Появление положительных эмоций во время творческой деятельности- важный стимул воспитания трудолюбия Изготовление композиций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умению планировать свою деятельность и доводить начатое дело до конца. Учится анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
При занятии пластилинографией у ребёнка кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
-единство образовательных, развивающих и воспитательных задач;
-деятельный подход к реализации содержания программы;
-интеграция совместной деятельности педагога и ребёнка и его самостоятельная деятельность;
-психологическая комфортность- создание условий для деятельности, стимулирующих познавательную, творческую активность;
-креативный подход.
Программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами.
Проводится 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Занятия планируются с учётом реализации межпредметных видов деятельности (художественная литература, развитие речи, двигательная деятельность, математика, сенсорика,, рассматривание картин и т. Д.)
Структура каждого занятия-2 части. !-я часть -познавательная деятельность и пальчиковые игры.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
Структура каждого занятия- 2 части.. 1-я часть- вводная, проходит как комплекс различных видов деятельности, подчинё нных одной цели: подготовить руки к практической деятельности, ознакомить с объектами и явлениями природы, которые будут изображать дети, вызвать эмоциональный отклик. Здесь и рассматривание иллюстраций, и рассказывание стихов и потешек, просмотр мультфильмов, беседы, подвижные и дидактические игры, хороводы, здоровьесберегающие упражнения. А пальчиковые игры непременны на каждом занятии, перед непосредственной продуктивной деятельностью. Они подготавливают руку ребенка к работе с пластилином.
2-я, основная часть занятия- непосредствеео продуктивная деятельность- пластилтнография.
На каждом занятии используются игровые приёмы, показ способа действий, объяснения, советы, контроль, поощрения словесные.
В то же время каждое занятие представляется то ли в виде путешествия, то ли в виде сказки, то ли в виде мастерской.
ЗАНЯТИЕ- СКАЗКА.
Детям предлагается перевоплотиться в образы сказочных героев (снежинка, улитка). Так, превратившись в снежинки, дети вытягивают свои «лучики»(руки) и медленно кружатся и «падают на землю». Или, превратившись в «золотую рыбку»,выражают желание иметь подружку.
ЗАНЯТИЕ-МАСТЕРСКАЯ.
На таких занятиях дети превращаются в «пекарей» и пекут сушки- баранки для друзей. Или же они -мастера шить и украшать одежду для матрёшки или для куклы.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
-специально организованные занятия;
-совместная работа с детьми вне занятий;
-совместная деятельность родителей с детьми в семье.
Для эффективной работы по данной теме созданы НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:
-подобран фольклорный материал с яркими иллюстрациями;
-подобраны иллюстрации и предметные картинки для рассматривания;
-подобраны подвижные, дидактические, пальчиковые игры в соответствии с тематикой;
-заготовлены пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки для каждого ребёнка, а также природный и бросовый материал;
-подобраны мультфильмы по теме.
Названные условия и построение занятий способствуют успешному усвоению.
Дети реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений активизировать образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить, применить первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование активного словаря, способствует пониманию ребёнком речи окружающих.
Знакомится с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Появляются элементарные математические представления о счёте, размерах, величине.
Развиваются сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей развивается ПИНЦЕТНОЕ ХВАТАНИЕ, т. е. захват мелкого предмета 2-мя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.
Тематический план в кружке «Волшебный комочек»
Тема занятия Программное содержание Методы и приёмы работы
1 Волшебный пластилин. Вводное занятие Знакомство с материалом, из которого дети будут делать картины, его свойствами. Рассматривание готовых картин. Беседа, рассказ от лица пластинового человечка; демонстрация некоторых картин в технике пластилинографии. Пальчиковая игра «Ловкие пальчики»
2 «Малина для мишки» Обучение отщипыванию маленьких кусочков пластилина, раскатыванию круглых комочков, расплющиванию на всей поверхности «кустика» Рассматривание картинки «Малина», беседа о форме, цвете, размере. Загадка о малине. Мультфильм «Малина для Мишки».Показ способов изображения, объяснение, пальчиковая игра «Соберём малинку»Непосредственная творческая деятельность.
3 «Яблочки для ёжика» Закрепление приёма отщипывания, обучение приёму надавливания после скатывания шарика круговыми движениями между ладонями для создания образа яблока. Игровая ситуация с игрушечным ёжиком, показ способов лепки, беседа, просмотр мультфильма «Яблоко».Пластический этюд «Вырастала яблонька». Загадка про яблоко
4 «Осенние листочки» Знакомство с осенними явлениями природы. с Рассматриванием листьев. Обучение методу размазывания для создания образа Рассматривание картин осеннего дерева, разноцветных листьев разной формы, величины. Раскладывание3 листьев от большего к меньшему. Пластический этюд «Кружатся листья» .Пальчиковая игра «Листики».Показ способа нового.
«Яблоня в саду»
«Репка на грядке» Продолжение знакомства с осенними явлениями. Закрепление известных уже способов изображения предметов округлой формы для создания образа яблоньки с яблочками.
Закрепление умений применять способы сплющивания и размазывания для создания образа. Закреплять знания, обогащать их, об овощах через рассматривание, отгадывание загадок. Рассматривание картинки «Яблоня с яблоками» с беседой. Загадка. Игровое упражнение-эмпатия «Кто я?».Творческая работа по созданию образа яблоньки.
Рассматривание картинок –овощей с отгадыванием загадок, дид. /игра «Разложи овощи». Игровой момент со сказочной репкой. Показ способа размазывания для получения образа Советы по ходу работы, поощрение от лица кошки Мурки.
7 «Украсим платье кукле» Закрепление способа сплющивания раскатанного между пальцами шарика для получения плоского изображения на поверхности. Знакомство с рукотворным миром. Воспитывать желание делать добро для других. Игровой момент с куклой. Беседа о видах одежды. Рассматривание одежды детей с беседой о частях платья (воротник, рукав, пуговицы и т. Д.) Большие и маленькие шарики для украшения, способ сплющивания. Украшение платья. Поощрение от лица куклы.
8 Мой весёлый звонкий мяч» Знакомство с рукотворным миром. Закрепление приёма скатывания пластилина между ладонями, придавая шарообразную форму. Сплющивание шариков разного размера для плоскостного изображения. Рассматривание разных мячей с беседой. Показ способов лепки индивидуально. Подв. /игра «Мой весёлый звонкий мяч» Загадка о мяче. Изображение 2 разных по размеру мячей указанными способами. Организация «выставки мячей»
9 «Грибы на пенёчке» Обогащение знаний о природе. Развитие логического мышления при отгадывании загадок. Обучение способу раскатывания «колбаски» между ладонями прямыми движениями рук, закрепление способа расплющивания для создания образа. Рассматривание картинок с изображением грибов (опята на пеньке).Беседа о съедобных и ядовитых грибах, о составных частях гриба. Загадки. Дид. /игра «»Убери из корзинки ядовитые грибы»Пластическое упражнение «Грибок». Изготовление картинки указанными способами. Изображение большого и маленького гриба.
10 «Светофор» Закрепление правил перехода улицы по сигналам светофора. Закрепление умений использовать известные способы лепки: раскатывание шарика, сплющивание, обучение умению отделять одинаковые по размеру куски пластилина Игровая ситуация с котёнком, попавшим под колесо машины. Вызвать сочувствие и желание помочь другому. Использование и закрепление способов отщипывания, раскатывания, сплющивания и размазывания пластилина для плоскостного изображения. Поощрение от лица Котёнка. Советы
11 «Сушки-баранки для гостей» Закрепление способа лепки «колбаски» прямыми движениями рук, соединение их колечком для создания образа. Продолжение знакомства с рукотворным миром и воспитание желание делать другим добро. Закрепление понятий «большой- маленький», воплощение его в лепной работе. Рассматривание мучных изделий, закрепление их названий. Загадка про баранки. Игровой мотив для изготовления баранок. Сравнение сушки и баранки по размеру. Лепка и изготовление картины знакомыми способами. Подв. /игра «Я пеку…» Пальчиковая игра «Баранки и сушки».
12 «Улитка, улитка, выпусти рога» Обогащение знаний о природных объектах, прдолжение развитие интереса к пластилинографии. Обучение приёму сворачивания «колбаски» по спирали для создания характерного образа. Рассматривание картинок с изображением улитки. Беседа о внешнем виде. Загадка. Обогащение словаря понятиями –антонимами»медленный- быстрый» и др. Рассматривание выставки детских работ. Упражнение на умение давать оценку работе «Какая картинка нравится и почему?»
13 «Снеговик» Обогащение представлений о природных изменениях, воспитывать усидчивость, аккуратность. Закрепление умений раскатывать пластилин круговыми даижениями между ладонями, расплющивать и размазывать для создания образа. Рассматривание картинок снеговика, анализ строения снеговика, беседа. Просмотр мультфильма «Снеговик- почтовик». Игровой момент «Снеговик рассыпался». Игра- имитация «Лепим снеговика» Пальчиковая игра. Творческая работа.
14 «Украсим ёлку шариками» Обучение умению отражать свои впечатления эмоционально, в образах. Закрепление знакомых способов лепки для создания образа Мультфильм «Дед Мороз». Рассматривание новогодней ёлки. Беседа о строении дерева и как это можно отразить в картине. З Пластическое упражнение «Ёлка». Беседа по картинкам с изображением украшенной ёлки.
15 «Пушистая ёлка» Продолжение развития умения эмоционального отклика в изобразительной деятельности. Развивать фантазию, использовать дополнительные способы для придания пушистости ёлке. Рассматривание разных ёлок с обращением внимания на то, как передаётся пушистость ёлки. Хороводы вокруг ёлки. Игра «Что я буду делать, чтобы…» Пальчиковая игра «Ёлочка»
16 «Снежинка» Расширение знаний о зиме и зимних явлениях. Воспитание усидчивости, аккуратности. Закрепление способа лепки «колбасок» и создание из них образа снежинки. Рассматривание разных изображений снежинки, беседа Стихотворение о снежинке. Подв. /игра «Снежинки» Загадка про снежинку.
17 «Змейка» Расширение представлений о многообразии живых существ. Обучение лепки из соединения пластилина 2 цветов и использование способа перекручивания «колбасок» Рассматривание картинок с изображением змейки с беседой Пластическое упражнение «Змейка» Загадка. Стихотворение про змейку. Пока способа изображения.
18 «Домашний питомец- кот». Воспитание любви к животным, любознательности. Обучение умению сочетать разные способы лепки и их соединения для создания образа. Наблюдения за котом, его повадками. Рассматривание картинок с изображением животного. Хоровод «Кот на печи». Пальчиковая инра «Кошачьи лапки». Загадка, потешка. Закрепление умения работать на ограниченной поверхности.
Беседа, пояснение.
19 «Петушок- золотой гребешок» (коллективная работа)
Развитие эмоциональной отзывчивости, обогащение знаний об окружающем и природе, развитие интереса к воплощению своих впечатлений в картине. Воспитание умения работать вместе, слаженно для создания общей картины. З Закрепление знакомых способов лепки («колбаски и их расплющивание) Рассматривание петушка на картинках, беседа, чтение потешек, имитационные упражнения. Мультфильм «Петушок- золотой гребешок». Коллективная работа детей.
20 «Снег идёт» Продолжение развития интереса к природным явления, зимним особенностям, обогащение знаний о них.
Закрепление знакомых способов лепки. Обучение изображению ритмичности, равномерности нанесения шариков по изображаемой поверхности. Рассматривание картинок с изображением снегопада, беседа по ним. Чтение потешек, загадка о снеге Показ способа передачи ритмичности на картинке. Поощрительная оценка игрового персонажа- Снеговика. Рассматривание выставки детских работ на зимнюю тематику Элементарная оценка их детьми.
21 «Солнце в облаках»(коллективная) Воспитывать интерес к природным явлениям, обогащение знаний о них. Закрепление известных способов лепки («колбаски, расплющивание) для создания коллективной работы. Обучение умению работать дружно для общей цели. Рассматривание фото и иллюстраций картин о данном явлении. Игра «Солнышко лучистое». Загадка. Потешки.. Игра «А как это сделать?» Коллективная деятельность.
22 «Гроздь винограда» Обогащение представлений о мире, природе. Воспитание аккуратности, усидчивости, умения доводить дело до конца. Обучение способа близкого расположения шариков для создания образа виноградной грозди. Рассматривание картинок разных ягод, акцентирование внимания на расположение ягод. Дид. \/игра «Такие разные ягодки». Показ способа изображения. Загадка. Творческая работа.
23 «Подсолнух» Продолжение знакомства с миром растений, обогащение знаний о них. Знакомство со способом укладывания шариков в заданном пространстве. Рассматривание подсолнуха на картинке и беседа о его строении. Игра «Чего не хватает?» Побуждение к догадке о способе изображения Мультфильм «Антошка» Игра-имитация «Подсолнух растёт». Самостоятельная работа.
24 «Бусы для Люси» Воспитание желания делать подарки другим. Обогащать знания о рукотворном мире. Обучение умению делить «колбаски» на равные части,чередовать их по цвету, располагать шарики близко друг к другу. Воспитание чувства ритма, знания о цвете. Игровая ситуация : нет у куклы украшения. Рассматривание различных бус с беседой и акцентированием на расположение и чередование бусинок. Потешка про бусы. Показ способа чередования бусин. Самостоятельная работа.
25 «Букет для мамы» Воспитание любви к матери, заботливого отношения к ней. Закрепление способов раскатывания, надавливания на ограниченной поверхности. Рассматривание картины «дети дарят цветы маме». Игра «Назови цветок» Показ способов лепки Объяснение. Пластическое упражнение «Цветок» Упражнение «Назови, что есть у цветка» Самостоятельная работа.
26 «Украсим Матрёшке сарафан» Воспитание любви к русской культуре. Развитие фантазии, самостоятельности в изображении, в использовании знакомых способов лепки. Рассматривание разных матрёшек с беседой о красоте их одежды. Игры с матрёшкой. Танец «Матрёшки» Побуждение к самостоятельному украшению сарафана Дид. /игра «Как сделать?.»
27 Воздушные шары» Воспитание Усидчивости, аккуратности. Закрепление способа размазывание на ограниченной поверхности. Надувание шариков. Подвижная игра «Пузырь» Чтение стихотворения «Удивительная кошка». Загадка. Игровая ситуация : помощь кошке. Поощрение от лица Кошки.
28 «Звёздное небо» Развитие интереса к космосу, звёздному небу. Обучение использованию стеки для изображения звёзд. Закрепление умений ритмичного изображения. Воображаемое путешествие в космос-двигательная активность. Рассматривание картинок звёздного неба с беседой. Загадка Чтение стихов. Показ способа размазывания шарика с помощью стеки. Самостоятельная работа.
29 «Жираф» Продолжение развития интереса к животному миру планеты, разнообразию его. Закрепление известных способов лепки для создания необычного животного. Рассматривание игрушечного жирафа, описание его внешних особенностей. Рассматривание картинок с изображением жирафа. Пластическое упражнение «Жираф». Загадка. Стихотворение. Игровая ситуация «Портрет жирафа» для Лисы.
30 «Подружка для Золотой рыбки» Обогащение знаний о б окружающем мире, условиях обитания представителей животного мира, воспитание доброжелательности и помощи нуждающимся. Закрепление и объединение известных способов лепки для создания образа. Игровая ситуация «Грустная рыбка». Обыгрывание ситуации. Рассматривание рыбки, беседа о её составляющих. Картинки разных рыбок и нахождение одинакового у них. Загадка. Стихотворение. Блиц- беседа («Как сделать чешую? И др.)
31. «Зёрнышки для воробьёв» Воспитание заботливого отношения к маленьким друзьям человека. Развитие умения оценивать свою работу. Обучение видоизменению способов лепки для точного изображения. Закрепление известных способов лепки. Чтение «Где обедал воробей?». Дид. /игра «Угощение для птичек». Игровая ситуация «Воробышек проголодался» Побуждение самим вспомнить способы лепки и немного изменить для точности. Поощрение.
32 «Бабочка» Обогащать знания о весенних явлениях в природе. Соединение разных известных способов лепки для изображения бабочки Игровая ситуация «Бабочка проснулась». Побуждение к помощией-лепке подружек, чтобы скучно не было. Пластическое упражнение «Бабочки». Рассматривание бабочки, её строения. Побуждение использовать известные способы лепки для создания образа.
33 «Салют в честь Победы» Воспитание уважения к воинам, ветеранам Войны,обогащение знаний о празднике русского народа. Развивать умение сочетать известные способы лепки для создания образа праздничного салюта. Рассматривание фотовыставки «Бессмертный полк», картинок о войне. Короткий рассказ о Войне. И традиции праздника. Беседа о том, как можно изобразить салют. Творческая работа.
34 «Ландыши для ветеранов» (как продолжение предыдущего занятия)Сочетание способов лепки для изображения весеннего цветка для победителей в Войне. Народная традиция- дарить цветы воинам. Рассматривание ландыша, беседа о его строении. Каким способом можно лепить разные части ландыша? Работа детей.
35 «Божья коровка» Расширение представлений об окружающем- о просыпающихся насекомых. Обучение изображать предмет из нескольких частей, располагать элементы в определённом порядке. Рассматривание настоящего и игрушечного насекомого, сравнение. Закличка. Загадка. Называние характерных особенностей.
Подв. /игра «Цветы и божьи коровки». Творческая работа.
36 «Звёздный час» Итог работы в кружке. Организация выставки детских работ и работ, изготовленных детьми совместно с родителями. Игровая ситуация: на выставку пришли знакомые герои, которых изображали дети. Они дают оценку. Дети также говоря о понравившейся работе.