Ольга Чекашкина
Кружковая работа по нетрадиционному рисованию «Волшебная кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Сказка»
Рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического
совета №___от
«__»___2019 г. «Утверждено»
Заведующая МБДОУ
«ЦРР - д/с «Сказка»
___Е. М. Байкина
Протокол № ___от___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Волшебная кисточка»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Воспитатель: Чекашкина О. В.
Публикация «Кружковая работа по нетрадиционному рисованию „Волшебная кисточка“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Ковылкино 2019-2020 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы 3
2. Пояснительная записка 4
3. Учебно-тематический план 10
4. Содержание изучаемого курса 11
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 18
6. Список литературы 19
7 Приложения 20
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка»
Руководитель программы Воспитатель: Чекашкина Ольга Викторовна
Организация-исполнитель МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка»
г. Ковылкино
Адрес организации
исполнителя г. Ковылкино, ул. Фролова д. 28
Цель программы Развивать у детей 5-6 лет творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Направленность программы Художественно-эстетическая
Срок реализации программы 1 год
Вид программы
Уровень реализации программы адаптированная
дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы 5-6 лет
Знать: виды изобразительного искусства, высказывать простейшие суждения о картинах;
Уметь: изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием, передавать движение, используя нетрадиционные техники.
Владеть: разными способами работы кистью и другими художественными материалами;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
2. Новизна программы.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
3. Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
4. Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что
работая по примерным образовательным программам дошкольного
образования, большое внимание уделяется обучению детей традиционной
технике рисования и недостаточно места отводится нетрадиционной.
В ходе реализации программы «Волшебная кисточка» дети знакомятся
со следующими методами и приемами рисования :
• «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
• монотипия;
• рисование свечой;
• рисование по мокрой бумаге;
• рисование путем разбрызгивание краски;
• оттиски штампов различных видов;
• «точечный рисунок»;
• граттаж;
• кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
• рисование жесткой кистью (тычок);
5. Педагогическая целесообразность программы.
Принципы программы
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2. Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной продуктивно творческой деятельности ребенок учится придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка к самостоятельному изготовлению поделок, открытие новых знаний.
6. Цель программы.
Цель:
Развивать у детей 5-6 лет творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
7. Задачи программы.
Обучающие:
• получение представлений об окружающем мире;
• формирование экологической и художественной культуры ребенка;
• приобретение знаний в области художественного творчества.
Воспитательные:
• выработка позитивного отношения к окружающему миру;
• развитие личностных качеств: усидчивости, самостоятельности, активности, ответственности, аккуратности;
• развитие коммуникативных навыков;
• воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного.
Развивающие:
• развитие умений и навыков в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества;
• развитие мотивации к творчеству;
• развитие художественного вкуса;
• развитие внимания, памяти, воображения, образного мышления.
8. Возраст детей.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 5-6 лет;
- состав группы 12 воспитанников (постоянный, мальчики, девочки);
- особенности набора обучающихся (свободный);
- базовые знания.
9. Срок реализации программы.
Программа составлена и рассчитана на 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Занятия начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Количество занятий в неделю 1.
Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Занятия проводятся во второй половине дня.
В год проводится 33 занятия.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут:
• владеть разными способами работы кистью и другими художественными материалами;
• различать виды изобразительного искусства, высказывать простейшие суждения о картинах;
• передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание разных нетрадиционных изобразительных материалов, свободно пользоваться палитрой;
• изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием, передавать движение, используя нетрадиционные техники.
12. Форма подведения итогов.
• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
• Тематические выставки в ДОУ;
• Проведение мастер-класса среди педагогов.
Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема Наименование
модулей, разделов и тем Содержание Методы обучения Формы
работы Работа с родителями
Тема №1
Диагностика Проведение диагностики на начала года.
Тема №2 Знакомство с техникой нетрадиционного рисования. Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Словесные. Беседа. Анкета для родителей:
«Как часто рисует ваш
ребенок?»
Тема №3
«Дивная радуга». Учить детей рисовать пальчиками и приему примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Групповые, индивидуальные. Практические упражнения для отработки необходимых навыков. Консультация для родителей: «Рисовать-это важно!»
Тема №4 «Подарки осени».
Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Умение делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. Совершенствовать умение работать аккуратно. Групповые, наглядные, индивидуальные. Практические упражнения для отработки необходимых навыков. Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционным способом».
Тема №5
Пейзаж «Деревья осенью».
Познакомить с техникой – по сырому. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. Групповые, наглядные, словесные. Рассматривание репродукции картины Памятки
«Несколько советов по развитию творческих способностей детей»
Тема №6 «Веселый зонтик»
Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.
Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Групповые, индивидуальные. Практические упражнения для отработки необходимых навыков. Проведение мастер-класса «Рисуем без кисточки».
Тема №7 «Осенний натюрморт».
Познакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Развивать чувство композиции. Групповые, наглядные, словесные. Рассматривание репродукции картины. Консультация для родителей
«Рисование пальчиками : зачем и как?»
Тема №8 «Веточка рябины».
Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна, развивать мелкую моторику рук. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствовать умение работать аккуратно. Воспитывать самостоятельность в создании образа Групповые, индивидуальные. Практические упражнения для отработки необходимых навыков. Индивидуальная беседа с родителями.
Показ и объяснение как можно сделать печатки из картофеля.
Тема №9 «Лес поздней осенью».
Познакомить с техникой рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Учить создавать образ животного, используя технику тычка. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Групповые, словесные. Рассматривание репродукции картины. Консультация
«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».
Тема №10 «Мамин автопортрет».
Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство гордости за свою маму. Индивидуальные, наглядные. Рассматривание репродукции картины. Выставка рисунков для мам
Тема №11 «Снежинки танцуют».
Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы зубочисткой. Развивать фантазию, воображение. Воспитать у ребенка художественный вкус. Индивидуальные. Практические упражнения для отработки необходимых навыков. Индивидуальная беседа с родителями.
Тема №12 «Зимний лес».
Продолжать развивать чувство композиции, художественный вкус. Познакомить детей с техникой – набрызг. Воспитывать аккуратность при работе с мыльными пузырями. Групповые, наглядные. Рассматривание репродукции картины. Выставка рисунков
Тема №13 «Добрый, дедушка Мороз»!
Закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. Групповые, наглядные. Работа с наглядным материалом. Консультация
«Нетрадиционное рисование в ДОУ»
Тема №14 «Карнавальная ночь».
Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. восприятие, творчество. Групповые, наглядные. Работа с наглядным материалом. Индивидуальные беседы
Тема №15
«Птица на ветке».(снегирь)
Развивать воображение, творчество, учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. Групповые, наглядные. Рассматривание репродукции картины. Выставка рисунков
Тема №16 «Сказочный зверь».
Развивать у детей чувство цвета, эстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. Групповые, наглядные. Работа с наглядным материалом. Беседа и консультации по запросу.
Тема №17 «Цветы в горшке».
Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Групповые, наглядные. Работа с наглядным материалом. Консультация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Тема №18
«Расписные матрёшки».(Семеновская роспись)
Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. Групповые, наглядные, индивидуальные. Работа с наглядным материалом. Памятки
«Несколько советов по развитию творческих способностей детей»
Тема №19
«Портрет солдата».
Закрепить умение детей рисовать в технике «мелки+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать; учить детей работать мелком. Групповые, наглядные, индивидуальные.
Работа с наглядным материалом.
Выставка рисунков для пап.
Тема №20 «Военный корабль».
Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому». Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм. Групповые, наглядные, индивидуальные. Работа с наглядным материалом. Выставка рисунков
Тема №21 «Галстук- подарок для папы».
Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Индивидуальные, наглядные. Работа с наглядным материалом. Выставка рисунков
Тема №22 «Веточка Мимозы для мамы». Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. Групповые, наглядные, индивидуальные.
Работа с наглядным материалом.
Выставка рисунков для мам
Тема №23 «Весна-красна».
Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. Групповые, наглядные. Рассматривание репродукции картины. Выставка рисунков
Тема №24 «Подводное царство»
Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. Групповые, наглядные, индивидуальные.
Работа с наглядным материалом.
Выставка рисунков
Тема №25
«Волшебные узоры».
Продолжать развивать навыки рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Групповые, наглядные, индивидуальные.
Работа с наглядным материалом.
Беседа и консультации по запросу.
Тема №26 «Солнце в пустыне - закат».
Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца. Групповые, наглядные, индивидуальные.
Работа с наглядным материалом.
Индивидуальные беседы
Тема №27 «Космос».
Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Групповые, наглядные, индивидуальные.
Рисование с элементами аппликации, коллективная работа ко Дню космонавтики
Гостиная для родителей «Творим вместе»
Тема №28 «Сказочная поляна» Учить изображать распускающие деревья, цветы. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Индивидуальные, наглядные. Работа с наглядным материалом.
Индивидуальные беседы
Тема №29 «Сакура» Продолжать учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Учить наносить рисунок с помощью пластиковой бутылки. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Индивидуальные, наглядные Работа с наглядным материалом.
Беседа и консультации по запросу.
Тема №30
«Рыбки в аквариуме».
Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Индивидуальные, наглядные. Работа с наглядным материалом.
Индивидуальные беседы
Тема №31 «Салют к празднику»
Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. Индивидуальные, наглядные. Работа с наглядным материалом.
Индивидуальные беседы
Тема № 32 «Бабочка».
Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист Индивидуальные, наглядные. Работа с наглядным материалом.
Беседа и консультации по запросу.
Тема №33 «Ура!- Лето».
(роспись на камушках) Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. Индивидуальные, наглядные. Работа с наглядным материалом.
Итоговая выставка рисунков за год.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Беседы, работа с наглядным материалом, показ образца, показ способов выполнения, практические упражнения для отработки необходимых навыков, рассматривание репродукций картин.
2. Приемы и методы организации.
- словесные (беседа, художественное слово, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-групповые
-индивидуальные
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет:
• на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение к самому
процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения,
восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
3. Материал для работы.
• акварельные краски, гуашь;
• восковые мелки, свечи;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки;
• трубочки для коктейля;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки, бумажные;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти; крупа; нитки.
• цветная бумага, ножницы;
4. Техническое оснащение занятий.
В группе хранится шкаф, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества.
Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по рисованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264 с.
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.
6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева «Академия развития», 2006.
7. «Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «Детство-пресс», 2004.
8. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «Детство-пресс» 2003.
9. Педагогический опыт,опубликованный в журналах дошкольное воспитание.
10. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д.
11. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
13. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.