Лилия Потапова
Кружковая работа по хореографии для детей дошкольного возраста (5–7 лет)
Танец - это эмоциональное выражение с помощью движений тела под музыку. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. И взрослый, и ребёнок – каждый любит танцевать. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.
Публикация «Кружковая работа по хореографии для детей дошкольного возраста (5–7 лет)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
На занятиях танцевального кружка дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся красиво и правильно двигаться под музыку. В кружке воспитывается коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формируется эмоциональная культура общения. Развивается фантазия, которая в свое время побуждает развитие творческих навыков. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Педагог должен быть эмоциональным, развитым ритмически, чтобы красиво и правильно показать детям тот или иной приём исполнения танца.
Программа «Танцевальное ассорти» для детей 5-7 лет направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами, а так же запрос родителей.
Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
1. Цель программы
Развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
2. Задачи
- Развивать творческое воображение и фантазию;
- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;
- развивать способность импровизировать;
- воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения;
-развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать гибкость, ловкость, пластичность;
- формировать правильную осанку, красивую походку;
- расширять музыкальный кругозор;
- дать детям знания о танцевальных жанрах и направлениях;
- обогащать двигательный опыт разнообразными видами танцевальных движений.
3. Отличительные особенности программы
1. Совместное творчество педагога и детей в процессе постановки танцевальных композиций. (Педагог предлагает идею танца, сюжет, детали и движения придумываются совместно, что способствует повышению творческой инициативы у детей.
2. Сюжетное содержание танцев позволяет более полно творчески само- реализовываться.
3. Разнообразный жанровый и стилевой материал.
4. Условия реализации программы
Данная программа рассчитана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с продолжительностью 30 мин.
Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы : практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т. д. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:
• Светлый и просторный зал.
• Музыкальная аппаратура.
• Сценические костюмы.
• Реквизит для танцев.
5. Режим занятий
Возрастная группа Продолжительность занятия Периодичность в неделе Количество в месяце Количество в году
5-6 лет 30 мин 1 раз 4 48
6. Прогнозируемые результаты
Занятия по программе «Танцевальное ассорти» будут способствовать:
1. раскрытию творческого потенциала ребенка:
- проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу.
- развитию воображения и фантазии.
2. развитию музыкальности:
- умению слушать и понимать музыку;
- умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения;
- развитию чувства ритма;
- развитию способности различать жанры и стили танцев.
3. Развитию двигательных навыков:
- умению точно исполнять танцевальные движения;
- действовать синхронно и выразительно в группе;
- умению ориентироваться в пространстве;
- умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.
4. Развитию нравственно-коммуникативных качеств:
- умению вести себя в паре (пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон);
- умению сочувствовать, сопереживать другим людям.
5. развитию психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.
7. Учебно-тематический план
Месяц Темы Задачи Форма проведения. Методы и приемы
Сентябрь
Октябрь-ноябрь Русский народный танец - Познакомить детей с русским народным музыкальным творчеством, костюмами, бытом, обрядовыми традициями;
- Выучить основные движения русской пляски;
- Работать над координацией движений, ориентированием в пространстве;
- Развивать чувство ритма;
- Формировать правильную осанку;
- Учить детей взаимодействовать в коллективе;
- Работать над синхронностью движений;
- Продолжать развивать творческую фантазию, проявлять собственную индивидуальность. -Открытое занятие для родителей и педагогов ДОУ
-Наглядно-слуховой (слушание музыки по теме, использование иллюстраций, презентаций для лучшего представления о стиле, жанрах);
-Наглядно - зрительный (Показ педагогом правильного исполнения движений);
- Словесный (объяснение, беседа, диалог);
-Игровой (музыкальные игры по теме урока для развития творческой инициативы и фантазии, а так же для сплочения коллектива);
-Практический (разучивание движений и элементов движений, а так же исполнение танца целиком).
Декабрь- январь Танцы народов мира - Познакомить детей с танцами некоторых народов мира;
- Дать понятия о танцевальном стиле, жанрах, особенностях музыки, костюмах данного танца;
- Разучить основные движения выбранного танца;
- Побуждать участвовать в придумывании сюжета и рисунка танца;
- Воспитывать терпимость и тактичность по отношению друг к другу;
- Развивать танцевальное ансамблевое чувство;
- Продолжить работу над улучшением танцевальной мимики, осанкой, правильной постановкой рук и ног;
- Улучшать ритмовосприятие, ритмопластику, внимание, координацию движений, выносливость детей;
- Поощрять творческую инициативу. - Словесный;
- Слуховой;
- Наглядно-зрительный;
Февраль-март Современный танец - Дать понятие о современном танце, стилях, направлениях, музыке нашего времени;
- Разучить основные движения выбранного танцевального направления;
- Развивать скорость реакции, четкость, ритмичность, синхронность в движении;
- Побуждать активно участвовать в составлении сюжета, рисунка танца, придумывать собственные движения;
- Совершенствовать танцевально-исполнительские навыки;
- Развивать артистичность и внутреннюю свободу, уверенность в себе.
- Воспитывать выдержку, терпимость к товарищам.
- Воспитывать танцевальную и общую культуру. - Наглядный;
- Словесный;
- Практический;
- Игровой
Апрель-май Повторение пройденного. - Разучить основные движения выбранного танца;
- Учить передавать в движении стилевые особенности эпохи;
- Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения;
- Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой;
- Учить четко видеть рисунок танца, точно выполнять перестроения, хорошо ориентироваться в пространстве;
- Учить «быть в образе» во время танца;
- Воспитывать устойчивое желание заниматься танцевальной деятельностью. - Практическое занятие;
- Открытое занятие для родителей и педагогов;
- Итоговый концерт для родителей.
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический.
Методическое обеспечение
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании педагогических принципов:
• принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.)
• принцип постепенного повышения требований;
• принцип систематичности;
• игровой принцип;
• принцип сознательности, активности;
• принцип повторяемости материала;
• принцип наглядности.
Ведущими методами обучения детей танцам являются :
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
• объяснение методики исполнения движения.
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
• качественный показ;
• словесное (образное) объяснение;
• повторение.
Итогом занятий является непосредственно танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает развить пластичность. Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения, проявляют свою индивидуальность.
1. О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду». Изд. «учитель» 2009г. Волгоград.
2. Н. И. Безлатная «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково 2009г.
3. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу». 1кн. «Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 -7 лет творчества в танце». Москва, изд. «Гном» 2002г.
8. Содержание программы
Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает всё занятие, регулирует движение. Дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух, различать и понимать метроритм, динамику и темп произведений, овладевают разнообразными формами движения, исполняют с музыкальным сопровождением разминку, танцевальные композиции.
Систематические занятия детей дошкольного возраста в танцевальном кружке очень полезны для физического развития: улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.
1. Вводная часть. 5 мин.
- поклон
- разминка по теме занятия
2. Основная часть. 20 мин.
Теоретический раздел:
- Рассказ о стиле, жанрах, костюмах, особенности музыки танца
- История происхождения
- Показ иллюстраций, прослушивание фрагментов музыки данного танцевального направления
Практический раздел:
- Разучивание основных движений, составных элементов основного движения
-Обсуждение сюжета, разучивание рисунка танца
- Повторение и закрепление ранее пройденного материала
-Упражнения на развитие творческого воображения (танцевальные импровизации)
- Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры
3. Заключительная часть. 5 мин.
- упражнения на восстановление дыхания
- игровой самомассаж
- релаксация
- заключительный поклон
Литература.
1. О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду». Изд. «учитель» 2009г. Волгоград.
2. Н. И. Безлатная «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково 2009г.
3. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет». Москва. «Просвещение»1983г
4. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. Москва. «Просвещение»1983г.
5. А. И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей». «Ритмическая пластика для дошкольников».
6. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу». 1кн. «Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 -7 лет творчества в танце». Москва, изд. «Гном» 2002г.
7. Н. Зарецкая, З. Роот «Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г.
8. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.
9. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». Москва,2010г. Изд. «Т. Ц. Сфера».
10. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». Москва 2010г. Изд. «Т. Ц. Сфера».
11. Е. Кузнецова «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи». Москва. Изд. «Гном и Д».2002г.
12. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду». Москва. Изд. «Школьная пресса» 2000г.
13. О. В. Усова «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца». Екатеринбург 2001г.