Елена Ваганова
Кружковая работа «Обрядовые куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа «Обрядовые куклы».
Ваганова Елена Владимировна.
Пояснительная записка
Самая первая среди игрушек- это кукла. Её история известна с глубокой древности. Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава средства воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию - духовную функцию общения. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым далёким и всё равно близким. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой. Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по - своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.
Публикация «Кружковая работа „Обрядовые куклы“» размещена в разделах
Во время изготовления, игрушка не потеряла своей значимости: сам процесс изготовления приносит радость. Работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности, при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связанно с развитием мышления, происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли; застенчивый, комплектующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Программа кружка «Народная кукла» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами. Приемы изготовления текстильной куклы, включают в себя теоретическую и практическую работу. При изготовлении куклы осуществляется не только совместная деятельность педагога с детьми, но и совместная деятельность со сверстниками: работа парами (сделал сам, помоги своему другу).
Программа соответствует различным потребностям детей, т. к. ориентирована на разный уровень подготовленности дошкольников. Программа является «Зоной ближайшего развития» личности ребенка. По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, т. к. обучение начинается с самих азов, т. е. изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей. Результатами работы, являются детские выставки, использование кукол в качестве подарка, создание кукол для игр в группе.
Цель:
Развивать прикладное творчество дошкольников, через познание народных традиций, носителем которой является древнейшая из игрушек - кукла.
Задачи:
Изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Рабочая программа :
Сентябрь.
Презентация для детей и родителей: «Какие были куклы». Знакомство детей с работой кружка.
Учить организовывать свое рабочее место.
Рассматривание и обследование различных материалов для изготовления кукол (солома, ткань, бумага, нитки, вата и т. д.)
Рассказ о рабочем месте при изготовлении игрушек.
Октябрь.
«Пеленашка»
Развивать навык и умение при работе с тканью. Способствовать развитию координации и мелкой моторики. Вызвать эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус, усидчивость, терпеливость.
Материал: лоскутки ткани трех цветов. (Цветной для платочка, квадратный 15*15. Белый прямоугольник для туловища 20*25 и цветной для пеленки 30*35); нитки, тесьма или лента, синтепон (вата).
Ноябрь.
«Зайчик на пальчик»
Цель: заинтересовать детей процессом изготовления. Развить мелкую моторику, формировать навык складывания ткани так, чтобы получился зайчик. Учить применять игрушку в сюжетных играх.
Материал: Ткань 41*14 см., нитка тонкая пряжа или мулине, синтепон, вата, ножницы.
Декабрь.
«Рождественский ангел»
Цель: познакомить детей с народной самодельной куклой - рождественский ангел. Научить мастерить её самостоятельно. Продолжать углублять знания о народном творчестве. Формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру.
Материал: светлая ткань 20*20, светлые нитки, синтепон, вата, бисер, атласная ленточка для украшения.
Январь.
«Коняшка»
Цель: развить умение аккуратно и равномерно наматывать нитку на палочку.
Материал: Три сучка в виде крюка диаметр 1см. и длинной 12-15 см. хлопчатобумажные ткани 20*3 и 20*20, нитки красного цвета (лучше ирис) шерстяная пряжа, ножницы.
Февраль.
«Лихоманка»
Цель: развить творческие способности, художественный вкус. Продолжать развивать мелкую моторику рук. (Завязывание, скручивание и т. д.)
Материал: небольшие сухие палочки, лоскут белой ткани, два лоскута цветной ткани, нитки, тесьма или лента.
Март.
«Мартинички»
Цель: развивать умение аккуратно, ровно наматывать нитки на картон. Развивать умения читать схематические изображения этапов изготовления куклы и выполнять алгоритм действий.
Материал: Пряжа красного и белого цвета, плотный картон, нитки, ножницы.
Апрель.
«Метлушка»
Цель: обучить традиционным приёмам изготовления игрушки, развивать навыки работы с материалами. Воспитывать бережное отношение к материалам рукотворного творчества.
Материал: небольшой веничек, 2 лоскута белой ткани (один большой для куклы, второй меньше для головы, цветная ткань для сарафана. Широкая атласная лента, кружева, нитки.
Май.
«Крупеничка»
Цель: познакомить с главной куклой в семье. Продолжать знакомить с традициями и обычаями русского народа. Развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.
Материал: крупа гречка, пшено, детский носочек, прямоугольный лоскут белой ткани, цветной ткани, квадратный лоскут цветной ткани, цветные нитки, мулине или ирис.