Анна Петровская
Кружковая деятельность по патриотическому воспитанию подготовительной группы «От истоков семьи, к истокам Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Кружковой деятельности по патриотическому воспитанию
подготовительной к школе группы «Вишенка»
«От истоков семьи, к истокам Родины»
2023-2024 учебный год
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Кружковая деятельность по патриотическому воспитанию подготовительной группы „От истоков семьи, к истокам Родины“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в Программе ДО является патриотическое воспитание детей.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающие чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493) говорится: «Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству»
Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.
Знакомство с родным поселком и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительных результатов можно достичь только систематической работой, и эта работа должна проходить в основном вне занятий.
Программа кружка «От истоков семьи, к истокам Родины» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно - патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.
Программа кружка «От истоков семьи, к истокам Родины» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной работы с дошкольниками, исходя из особенностей их развития. В подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи, когда уровень развития всех компонентов речевой системы и неречевых психических функций дошкольников постепенно приближается к норме, можно начать углубленную работу по изучению родного края.
Программа нацелена на воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания.
Программа кружка нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Программа рассчитана на один год обучения детей старшего дошкольного возраста. Настоящая программа учитывает возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, построена на материале близком и знакомом детям, затрагивает актуальные проблемы современности. Она направлена на формирование знаний о родном крае, его природе и предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы
Создание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края.
Задачи программы
Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест).
Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
Расширять представления ребят о России, её столице, познакомить с государственной символикой: гимном, гербом, флагом.
Развивать интерес к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству России и Урала.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
Развивать чувство сопереживания к бедствиям, происходящим в природе, потребность бороться за сохранения природы.
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
1.3. Принципы создания программы
При разработке программы кружка «Юный патриот» приоритетными являлись следующие принципы:
Приоритетности воспитания в педагогической деятельности.
Учета психологических и индивидуальных особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста.
Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности
1.4. Периодичность проведения занятий
Руководители: Петровская А. В.
Киселева Н. В.
1 НОД в неделю (среда – в 16.00)
Продолжительность НОД – 30 минут
В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
Мониторинг образовательной деятельности : 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае)
1.5. Формы проведения кружковой работы
Тематические, комплексные и интегрированные занятия
Беседы, рассказы педагога
Акции и челленджи
Чтение художественной литературы
Просмотр презентаций и документальных фильмов
Конкурсы
Викторины
Мастер классы
Инсценировка сюжетов
Выставка детских работ
Прослушивание литературно-музыкальных композиций
Проекты «Живые письма»
Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.
Оформление патриотического стенда «Помню и горжусь»
1.6. Ожидаемые результаты
Наличие у детей знаний об истории возникновения нашего поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему Родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. К концу реализации программы дети должны знать:
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
Место проживания: поселок, город, область; предприятия родного города и их значимость; символику области, достопримечательности;
Традиции и историю родного поселка;
Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней)
Дети имеют представления о поселке, в котором они живут. Знают, что это их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край.
Знают историю возникновения родного поселка, его достопримечательности. Имеют представления об исторических памятниках.
Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
Дети знают культуру, обычаи и традиции родного края.
Дошкольники знают названия и назначение предметов старинного быта.
Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки.
Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки и др.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Имеют элементарные представления об охране природы.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
2.1. Перспективно-тематическое планирование
Дата Тема Задачи Формы и методы работы
Сентябрь
1неделя
6 сентября Диагностика уровня знаний по программе
Подведение итогов летнего проекта «Живые письма» - «Поезд времени. Мы вместе ковали Победу!»
2 неделя
13 сентября
3 неделя
20 сентября «С чего начинается Родина?»
Составление интеллект- карты «Россия – Родина моя!» Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?».
Дать представление о ценностях семьи. Беседа, рассматривание иллюстраций.
Заучивание стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Прослушивание песни на стихи М. Матусовского
«С чего начинается Родина?» Составление интеллект- карты «Россия – Родина моя!»
3 неделя
27сентября «История моего детского сада» ко Дню дошкольного работника. Познакомить детей с историей детского сада «Ягодка»; Дать представление о том, что в работе детского сада принимают участие люди разных профессий; воспитывать чувство гордости за свой детский сад. Беседа. Рассматривание фотографий детских садов Левихи.
Изготовление поздравительных открыток ко Дню дошкольного работника
Октябрь
1 неделя
4октября
«Международный день пожилых людей»
Акция «Из детских рук – частичку теплоты», Формирование доброго, уважительного отношения детей к старшему поколению. Акция «Из детских рук – частичку теплоты», ко Дню пожилого человека «С добротой и любовью!» (изготовление подарков для участников Клуба пожилого человека «Надежда» ДК «Горняк»)
2 неделя
11октября Целевая прогулка по улицам родного села «Мой поселок – капелька России» Продолжать формировать у детей представление о малой родине;
Рассказать интересные факты из истории родного поселка, систематизировать знания детей о достопримечательностях и улицах п. Левиха;
Закреплять умение ориентироваться на территории поселка;
Уточнить знания детей о правилах поведения на улице;
Совместная с родителями и детьми целевая прогулка по поселку «Мой поселок – капелька России».
(наблюдение, рассказ взрослого, фотографирование)
3неделя
18октября «Мой поселок – капелька России» Продолжать формировать у детей представление о малой родине;
Закреплять знания детей об интересных фактах из истории родного поселка, систематизировать знания детей о достопримечательностях и улицах п. Левиха;
Закреплять умение ориентироваться на территории поселка посредством изготовления коллективной карты «Мой поселок».
Изготовление карты-схемы с использованием фотографий достопримечательностей и улиц п. Левиха.
Фотовыставка «Достопримечательности и красивые места в моем поселке»
4неделя
25октября Детский отряд «Патриот» Создать патриотический отряд «Патриот», как направление гражданского и патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации
Подготовка к торжественному посвящению в отряд «Патриот».
Разучивание стихов, песен, торжественного построения.
Изготовление оформления к посвящению в отряд.
1 неделя
1ноября Посвящение в отряд «Патриот» Создать патриотический отряд «Патриот», как направление гражданского и патриотического воспитания в дошкольной образовательной Торжественное посвящение в отряд «Патриот».
2 неделя
8 ноября Проект «Живые письма. Национальности России» Создать письма по проекту «Живые письма дошкольников».
Формировать представления о России как многонациональной, но единой стране. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям. Беседы, просмотр презентации, сбор информации, рисование, аппликация.
3 неделя
15 ноября Проект «Живые письма. Национальности России» Создать письма по проекту «Живые письма дошкольников».
Формировать представления о России как многонациональной, но единой стране. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям. Беседы, просмотр презентации, сбор информации, рисование, аппликация обсуждение, Создание макетов, коллекций и их оформление.
4неделя
23ноября «Краеведческий музей» Сформировать представление о краеведческом музее; Расширить и углубить знания воспитанников об истории родного поселка;
Развивать логическое мышление, любознательность, Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей поселка Левиха. Совместная с родителями экскурсия в краеведческий музей ДК "Горняк" п. Левиха
5неделя
30ноября 30ноября – День государственного герба России. Сформировать представление о сущности и значении герба России как государственного символа Российской Федерации у детей. Беседа, рисование, дидактические игры, прослушивание гимна РФ.
1неделя
7декабря 3 декабря - День неизвестного солдата Раскрыть перед детьми значение празднования Дня Неизвестного солдата, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от врагов. Беседа, просмотр презентации.
Коллективная работа «Вечный огонь»
2неделя
14декабря 9 декабря – «День Героев Отечества» Воспитание чувства гордости за свою страну.
Формирование активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства
Акция «Спасибо героем Отечества» (фоторамка)
Мастер класс для детей и родителей
3неделя
21декабря «Как люди на Руси жили» Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представления об избе; прививать чувство любви к родной деревне; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелёгкий, но благородный труд; учить детей изображать рубленую избу в рисунке.
Беседа «Как живут в деревне».
Презентация «Русская изба». Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.
Дидактические игры на липучках «Русская изба», «Предметы народного быта»
4неделя
28декабря «Новогодние и Рождественские традиции моей семьи» Цель: дать представление детям о понятии «традиции».
Сформировать у детей интерес к своей семье и её традициям.
Развивать у детей познавательный интерес к традициям празднования новогодних праздников в разных семьях. Воспитывать чувства любви и уважения к своей семье, родным, близким людям. Беседы, рассказы детей, рисунки «Новый год в моей семье»
Целевая прогулка с родителями к «Новогодней елке»
2неделя
17января 27 января - День снятия блокады Ленинграда
(80летие) Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; дать детям представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах; познакомить ребят с понятием блокада.
Развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память дошкольников, коммуникативные навыки.
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению. Подготовка к мероприятию ко дню снятия блокады Ленинграда: заучивание стихов, песен, постановка сценки, изготовление украшения и оформление зала с детьми.
3неделя
24января 27 января - День снятия блокады Ленинграда
(80летие) Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; дать детям представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах; познакомить ребят с понятием блокада.
Развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память дошкольников, коммуникативные навыки.
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению. Мероприятие ко дню снятия блокады Ленинграда
Привлечение родителей к акции памяти «Блокадный хлеб»
4неделя
31января Народные промыслы Урала Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.
Работа в «Творческой мастерской!», рассматривание альбомов, просмотр познавательной презентации
1неделя
7февраля 8 февраля – День юного героя-антифашиста. Продолжать знакомить детей с понятиями: «Великая Отечественная война, «Ветеран войны», «Участник войны», Герой Великой Отечественной войны». Углубить знания детей о истории родной страны.
Формировать познавательный интерес к истории своей страны, формировать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к защитникам Родины. Мастер класс
«Свеча памяти»
2неделя
14февраля «Природа родного края» Знакомить детей с обитателями родного края; расширять представление о растениях и животных Свердловской области; воспитывать интерес к родной природе, желание беречь и защищать её. Презентация «Растительный мир»
Игра «Путешествие в будущее»
Создание книги «Живая природа»
3неделя
21февраля «День Защитника Отечества» Развивать представление о разных родах войск; закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов; воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине; вызывать чувство патриотизма у дошкольников. Беседа об Армии, Родине
Заучивание стихов, пословиц и поговорок об Армии Презентация «Наша Армия»
Изготовление праздничных открыток.
4неделя
28февраля Москва – столица нашей Родины Расширять представление детей о Москве; познакомить с историческим центром Москвы – Кремлем, его внешним и внутренним видом; воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны Рассказ воспитателя о Москве
Презентация «Москва – главный город России» Чтение В. Степанов «Москва», А. Барто «Первый салют в Москве», И. Токмакова «Красная площадь»
Альбом игр на липучках «Москва – столица нашей Родины.
1неделя
6марта «Международный женский день» Формировать духовность, нравственно-патриотические чувства у детей по отношению к матери, бабушке; воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье; совершенствовать навыки культуры поведения; развивать творческие способности; побуждать детей и родителей к активному участию. Беседа «Мамы разные важны»
Чтение произведений о маме.
Изготовление подарка для мамы и бабушки.
Выставка «Мама – солнышко моё»
2неделя
13марта
Проект «Живые письма дошкольников» Создать письма по проекту «Живые письма дошкольников».
Формировать представления о России.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине Беседы, просмотр презентации, сбор информации, рисование, аппликация обсуждение, Создание макетов, коллекций и их оформление.
3марта
20 марта «Планета – наш общий дом». 20 марта - День Земли Продолжать знакомить с законами природы;
Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде;
Закрепить в игровой форме знания детей о животном и растительном мире.
Развивать творчество, внимание, мышление;
Познакомить с праздником Земли. Воспитывать любовь к природе.
Изготовление природоохранных знаков;
4неделя
27марта Проект «Живые письма дошкольников» Создать письма по проекту «Живые письма дошкольников».
Формировать представления о России.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине Беседы, просмотр презентации, сбор информации, рисование, аппликация обсуждение, Создание макетов, коллекций и их оформление.
1неделя
3 апреля 2 апреля - Международный день детской книги Познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.
Формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.
Воспитывать интерес и бережное отношение к книге, уважение к труду библиотекаря; воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах.
Экскурсия в библиотеку ДК «Горняк»
2неделя
10 апреля «День авиации и космонавтики» Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек.
Воспитывать патриотические чувства.
Презентация «Этот загадочный космос»
Чтение «Как мальчик стал космонавтом» А. Леонов
Лепка «Космодром»
3неделя
17 апреля 22 апреля - Международный день Земли *.
Расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.
Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
Закрепить знания детей о глобусе – моделью планеты Земля.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе.
Закреплять правила поведения в природе.
Составление интеллект - карты
4неделя
24апреля Народное творчество России Продолжать работу по воспитанию патриотизма. Развивать интерес к истории народного творчества; формировать представление детей о традициях, обычаях, обрядах; знакомить с народным творчеством «Хохлома», «Гжель», «Городецкая роспись» и т. д Рассматривание иллюстраций на тему «Хохлома» Рассматривание предметов расписанных по хохлому.
Рисование «Чайник. Хохлома»
1неделя
8мая «День Победы» Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны; формировать элементарные представления об истории Отечества, закреплять и обогащать знания о видах флагов, их назначении, формировать представления об истории знамен; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ.
Презентация «Детям о войне»
Чтение художественной литературы о ВОВ: Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить.
Акция «Георгиевская лента»
2 неделя
15 мая Фотоотчет работы отряда «Патриот» Подвести итоги работы патриотического отряда за 2023-2024 уч. год Создание фильма «От истоков семьи, к истокам Родины!»»
3-4неделя
мая Проект «Живые письма дошкольников» Диагностика уровня знаний по программе
Подведение итогов проекта «Живые письма»
2.2. Взаимодействие с родителями
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своей Родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями.
Организация работы с родителями, стимулирующая повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку Левиха.
Задачи:
• Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям родного края.
• Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
• Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада и поселка.
• Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.
Формы работы с родителями
Информационно-аналитические
Проведение социологических опросов, анкет;
Целевые прогулки, экскурсии
Проведение мини-собраний, консультаций;
Акции, челленджи
Педагогическая библиотека для родителей.
Совместные досуги, праздники;
Выставки работ родителей и детей.