Алла Фаткулина
Круглый стол «Включение родителей (законных представителей) в проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Включение родителей (законных представителей) в проектную деятельность»
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по методике взаимодействия с родителями в ходе проектной деятельности.
Задачи:
научить педагогов разным формам и методам вовлечения родителей в образовательный процесс;
Публикация «Круглый стол „Включение родителей (законных представителей) в проектную деятельность“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Проекты. Проектная деятельность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью повышения педагогического мастерства.
Форма проведения:
с педагогами, без участия детей;
круглый стол.
Материал и оборудование:
мультимедийный проектор, бабочка, цветные ленты, 2 больших коробки, 2 комплекта маленьких коробочек с изображением «чемодана», «мясорубки», «мусорной корзины», карточки по количеству участников мастер-класса, шаблоны «Паспорта проекта» для фокус-группы, ручки, аудиозапись.
Ход мероприятия:
Уважаемые коллеги, сегодня нашим талисманом будет бабочка. Почему, вы узнаете в самом конце нашей встречи.
В наш стремительный век, время резких контрастов окружающей нас жизни, время информационных технологий, человеку приходится справляться с массой проблем. Мы уже не представляем себе жизнь без компьютеров, мобильных телефонов, интернета. И как бы нам всем не опоздать сделать самое главное дело – заложить семена доброты и порядочности в наших детей. Наши современные дети больше всего любят общаться с телевизором и компьютером, т. е. дети выключены из жизни родителей, а отсюда всего шаг до взаимного непонимания, как в подростковом, так и в старшем возрасте.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение, так как от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Уважаемые родители, а вы были когда-нибудь маленькими? Ну, конечно же были! И. конечно, помните себя в детском саду, или дома с мамой, а может на улице, в песочнице. И у вас, наверняка были любимые игрушки, которые вы помните до сих пор. Интересно, что с ними стало? А теперь у вас свои дети. И если спросить любого из вас, что является для вас самым главным в жизни, ответ будет отзывчивыми, самостоятельными и инициативными, счастливыми и уверенными в себе. Но всегда ли это получается? Увы, нет! Убедимся на простом примере. Попрошу выйти на сцену трех человек.
Упражнение «Коробки». Один участник встает в центре, ставит ноги (по-отдельности, в коробки. Участники, стоящие слева и справа от него, ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении вам нужно пересечь сцену (комнату, по окончании проводится обсуждение:
- Удобно ли вам было двигаться? Кому из участников было сложнее всего перемещаться? Почему?
- А теперь попробуйте договориться и вернуться к нам. Что изменилось? В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее? Конечно, когда участники сбоку ему помогали и двигались в одном ритме и направлении с ним.
Вот так и в жизни: в центре – ребенок, с одной стороны располагается детский сад со своими методами воспитания, требованиями и задачами, а с другой стороны – семья со своими средствами воспитания, со своими взглядами на жизнь, своими чаяньями и надеждами. И ребенку необходимо соответствовать и тем, и другим, выполнять, порой противоречивые, требования педагогов и родителей. Очень часто родители испытывают определенные трудности в том, что не могут найти свободного времени дома для занятий с собственным ребенком, не уверены в своих возможностях. Часто родители просто самоустраняются от решения вопросов воспитания. Большинство родителей занятые повседневными житейскими проблемами, воспринимают дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий. Они перекладывают проблемы воспитания на детский сад
И очень важно найти такие формы общения с семьей, при которых возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. Одной из таких форм является проектная деятельность. Где каждый участник вправе определить тему и ее содержание. Участие родителей в проекте может быть различным. (слайд 1)
Как же вовлечь родителей в совместную деятельность? Сообщив родителям о начале проекта, необходимо обратить их внимание на модель трех вопросов, на заинтересованность детей, на их желание узнать что-то новое по данной теме, и обратиться к родителям с просьбой всяческого содействия своим детям по изучению материала по проекту. Для того, чтобы помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной деятельности, научить родителей понимать детское настроение, их отношение к окружающему миру необходимо чаще устраивать совместные мероприятия:
«Праздник мира и согласия», спортивные игры, Мастер-класс от родителей, например, “Мир увлечений семьи” (вышивка, спорт, выпечка, работа с деревом и т. п.) Выставки совместного творчества рождают массу положительных эмоций, что создает в семье особо теплую атмосферу. Чаще обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Ведь самый приятный звук для человека – его имя.
Главными показателями эффективности работы с родителями являются их активное участие в проекте : обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, советы и рекомендации.
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Поэтому не забывайте похвалить и поблагодарить родителей за участие и наградить грамотами.
Ответьте, пожалуйста, на 3 вопроса:
1. Как можно вовлечь родителей в проектную деятельность?
2. Как (и какие) выбрать формы взаимодействия?
3. И как выбрать НУЖНЫХ родителей?
Переходим к практической части.
Итак, определена тема проекта, обозначена цель и задачи. Зачитайте, пожалуйста.
Вам дана тема проекта, обозначена цель. Ваша задача: спланировать работу с родителями по данному проекту.
Поиграем в игру, которая очень ярко отражает «среднестатистического» родителя сегодняшнего дня.
Упражнение «Кокон»
Прошу выйти на сцену 6 участников. один из участников -это «ребенок». Остальные- мамы (раздать слова текста и ленты)
Вечер. Мама привела ребенка из детского сада домой.
Ребенок хочет рассказать маме о прошедшем дне. Мама: «Не сейчас, мне некогда!» (завязывает «ребенку» рот)
Ребенок хочет помочь маме в домашних делах. Мама – отказывает! (связывает ему руки)
Ребенок не знает, чем заняться начинает бегать по дому. Мама – ругает его! (связывает ему ноги)
Тогда ребенок садится и слушает взрослые разговоры. Мама снова его ругает (завязывает уши)
Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор, а вы говорите, что пора спать (завязывает «ребенку» глаза)
На что похож ребенок? На кокон. Гусеница в коконе развивается и превращается в красивую бабочку. А ребенок? Подумайте о том, как часто вы говорите «Нет» своему ребенку.
А теперь слово нашей фокус - группе: представляют перспективный план работы с родителями в ходе данного проекта.
Готовы ли вы ответить на вопросы (слайд 2)
Подошло время рассказать, почему я выбрала талисманом своего круглого стола бабочку. В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не так умен и не может знать все. Зажав в руке бабочку, спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая, я ее умерщвлю, скажет мертвая, я ее выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»»
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным. Желаю вам большого творческого вдохновения, живите жизнью ребенка, его интересами, будьте активными помощниками во всех его делах.
А теперь, уважаемые коллеги, я хотела бы узнать, почерпнули вы для себя что-то новое, было это актуально, полезно, интересно для вас и вы будите использовать полученную информацию в своей работе, если «да», то положите свою карточку в зеленую коробочку.
Если это было полезно, но при условии изменений, дополнений, какой-то переработки, положите карточку в желтую коробочку.
Если все было абсолютно неважно, ненужно и бесполезно, положите в красную коробочку.
Этот прием вы также можете использовать, как форму взаимодействия с родителями на родительских собраниях или в ходе проектной деятельности. И запомните, что успешность воспитания и обучения ребенка зависит от
взаимопонимания и сотрудничества родителей и педагогов.