Оксана Турулина
Круглый стол с родителями вновь поступивших детей «Давайте познакомимся!»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники садятся в круг и в дальнейшем все обсуждения происходят в кругу.
Здравствуйте уважаемые родители! Мы сегодня собрались здесь, чтобы познакомиться и обсудить важные и волнующие вас вопросы поступления ваших детей в дошкольное учреждение. Здесь вы сможете пообщаться с воспитателями и другими специалистами ДОУ, а также друг с другом, обсудить сходство переживаемых ситуаций, подружиться и поделиться опытом семейного воспитания. Но в начале нашей встречи, я предлагаю вам написать на карточке свое имя и изобразить свой символ.
Публикация «Круглый стол с родителями вновь поступивших детей „Давайте познакомимся!“» размещена в разделах
Ответы родителей : узнать, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, что он должен уметь, как сделать расставание с ребенком по утрам спокойнее.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию.
Большое число незнакомых людей - основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью
Адаптация - это процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. Она включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации. Чтобы избежать осложнений на этой стадии и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Эффективное взаимодействие педагогов и родителей - залог оптимального течения адаптации детей к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка - ему во благо.
А теперь уважаемые родители давайте перейдем к вашим вопросам.
Вопрос родителей : «Как облегчить привыкание ребенка к ДОУ».
Ответ психолога: «Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. Поэтому мы рекомендуем:
• Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
• Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
• Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
• Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
• Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей : чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли».
Ответ психолога: «Если Вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение, взвесьте все последствия этого шага, представьте, как измениться жизнь для Вас и Вашего ребенка. Не обольщайтесь радужными надеждами, что он легко и с радостью будет ходить в детский сад каждый день. Иллюзии на этот счет могут привести только к дополнительным стрессам.
Не стоит планировать, что Вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику.
Пока Вы находитесь в группе с ребенком, постарайтесь всемерно поощрять его интерес к другим детям: называйте их по именам, говорите о них как о друзьях. По дороге в детский сад обсудите с малышом, что его сегодня там ждет. Ваш спокойный голос создаст для него некую опору в незнакомом мире. По дороге домой вспоминайте, что делали в детском саду, что видели, как играли. Не забывайте хвалить ребенка за его небольшие достижения.
Когда придет время оставить ребенка в группе на дневной сон, предупредите его заранее. Лучше всего в течение нескольких дней время от времени говорить: «Вот детки спать пойдут, а мы в другой раз с тобой тоже останемся и поспим. Давай посмотрим, где стоит твоя кроватка?»
Если ребенок испытывает по утрам отрицательные эмоциональные переживания из-за необходимости идти в детский сад, постарайтесь сделать это время суток приятным и интересным. В этом вам помогут несколько простых упражнений, которые не займут много времени, но заметно поднимут настроение малыша.
«Корабль в море». Как только ребенок встал с кроватки, расстелите на ковре его одеяльце, предложите ребенку лечь на него и представить, что он оказался на корабле в открытом море. Родители берут концы одеяльца, поднимаю его, и начинают потихоньку раскачивать. Сначала дует легкий ветерок, и кораблик спокойно качает на волнах, потом ветер все усиливается и усиливается, кораблик попал в шторм, его качает все сильнее. Затем ветер потихоньку стихает, и родители медленно опускают ребенка на пол.
«Качели - карусели». Взрослые поднимают ребенка, который лежит на спине до уровня своего пояса (один держит ребенка под мышки, другой за обе ноги) и раскачивают его в выпрямленном положении - получаются своеобразные качели. Затем один, продолжая держать ребенка под мышки (другой отпускает ноги малыша, кружится с ним вправо и влево, как карусель.
«Кошка и мышка». Ребенок сидит на ковре, прикрыв глазки ладошками и притворяется мышкой. Мама говорит, что если она хлопает в ладоши один раз, значит, кошка ушла, и мышонок может бегать, прыгать, хлопать в ладоши, топать ножками и громко кричать. Но как только мама хлопает в ладоши несколько раз, значит, кошка вернулась, и мышонок должен быстренько сесть на коврик, спрятаться (прикрыть ладошками глазки) и вести себя тихо-тихо, чтобы его не услышала кошка.
«Ласковый дождик». Мама сначала легонько изображает, как дождик капает по ручкам, ножкам, спинке и животику малыша. Потом дождик усиливается, прикосновения становятся более сильными, и постепенно стихает. Другой вариант - «Волшебница». Мама при помощи различных прикосновений превращает малыша (в бабочку, в сказочного героя, в послушного ребенка). Прикосновения должны быть разнообразны: ветерок- легонько пробежаться кончиками пальцев по телу малыша; огонь - руки быстро растираются до ощущения, что они стали горячими, и водятся вдоль тела ребенка очень близко, но не прикасаясь; земля - плотно прижимать ладони к телу ребенка; водопад - руки кладутся на головку ребенка и резко, не касаясь лица, проводятся вниз по телу до самых пяточек».
Вопрос родителей : «Как помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми и сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным?»
Ответ психолога: «Если ваш ребенок с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные переживания, предлагаем вам несколько советов, как наиболее безболезненно оставлять малыша в группе:
- Скажите ребенку уверенным, доброжелательным тоном, что вам пора идти,
- Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
- Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему со словами типа: «Я вижу у вас сегодня ожидается веселый день».
- Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
Уже через несколько дней вы заметите, как снизится эмоциональное напряжение ребенка во время утренних расставаний».
В конце встречи родители получают памятки с примерным режимом дня в детском саду и заполняют анкету-тест