Ольга Гончарова
Круглый стол с педагогами «Система физкультурно-оздоровительных мероприятий«
▼ Скачать + Заказать документы
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в
включает в себя:
1. Обеспечение здорового ритма жизни:
щадящий режим (адаптационный период);
гибкий режим;
организация микроклимата и стиля жизни группы на основании “Кодекса педагогов”;
учет индивидуально-типологических особенностей детей и педагогов.
2. Физические упражнения:
утренняя гимнастика;
физкультурно-оздоровительные занятия;
подвижные и динамичные игры;
индивидуальная работа с детьми;
Публикация «Круглый стол с педагогами „Система физкультурно-оздоровительных мероприятий„» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);
спортивные игры;
занятия в группе ЛФК (“Профилактика нарушений осанки”, плоскостопия);
спортивные соревнования, эстафеты досуги…
3. Гигиенические и водные процедуры:
Умывание рук до локтя, ног;
игры с водой в теплое время года;
обеспечение чистоты среды;
4. Световоздушные ванны:
проветривание помещений;
прогулки на свежем воздухе;
сон при открытых фрамугах в теплое время года;
обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
5. Активный отдых:
развлечения, праздники;
игры-забавы;
Дни здоровья;
каникулы;
совместные спортивные мероприятия с родителями.
6. Фито- и аромотерапия:
7. Диетотерапия:
рациональное питание;
индивидуальное меню (аллергия, хронические заболевания и т. д.)
8. Музыкотерапия:
Музыкальное сопровождение режимных моментов;
Музыкальное оформление фона занятий;
9. Аутотренинг и психогимнастика:
игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;
коррекция поведения;
10. Спецзакаливание:
умывание; полоскание горла настоями трав, чесночным настоем
«Минутки здоровья», включающие дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, упражнения и игры на координацию речи и движения, самомассаж; упражнения с массажными ковриками; различными массажёрами;
12. Физиотерапия:
приофилактические ингаляции
13. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) :
Введение в планы работы оздоровительных задач,
специальные занятия по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);
14. Работа с родителями:
оказание консультативной помощи;
информационные стенды;
обучение конкретным приемам и методам оздоровления (самомассаж, ЛФК, разнообразным видам закаливания и т. д.);
Здоровье детей – будущее страны!
В период детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
В последние 10-15 лет наблюдается резкое ухудшение в состоянии здоровья дошкольников. Снижение двигательной активности, увеличение умственной нагрузки в дошкольных учреждениях также отрицательно сказываются на физическом развитии. Именно поэтому в МБДОУ № 251 г. Ростова-на-Дону разработана и ведётся систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей, а также оздоровительная работа с часто болеющими детьми.
Основная задача МБДОУ – избежать досадных перегрузок, неврозов и других заболеваний у детей.
Хождение босиком по траве, камням, асфальту
Отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребёнка к резким колебаниям температуры и переохлаждению, а также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стопы. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом – от 5 мин (для младшего и среднего возраста) до 60 мин (для старшего возраста). После перенесённого заболевания закаливание ребенка начинается с самого начала.
Проводится в летний период.
Гидромассажные ванны для стоп
В зависимости от времени проведения (до или после сна) и продолжительности сеанса, температуры воды, а также выбранного режима воздействия (гидромассаж, вибромассаж, вибромассаж с гидромассажем) оказывает возбуждающее или успокаивающее действие на центральную нервную систему.
Гидромассаж - тёплая вода с эффектом джакузи создаёт ощущение лёгких прикосновений и оказывает успокаивающее действие на нервную систему в целом. Подаваемый через отверстия воздух образует пузырьки, которые нежно массируют ноги и кожу, что приносит удовольствие и расслабление. Успокаивает нервную систему
Полоскание зева кипяченой водой
Оказывает закаливающий эффект (температура воды на 1 - 2є ниже комнатной температуры) на область верхних дыхательных путей, а также для очищения ротовой полости от остатков пищи.
Очень эффективное и весьма мощное средство. Полоскание проводится ежедневно после приема пищи.
Фиточай (общеукрепляющие настои трав)
В состав фитосбора входят ягоды шиповника, ягоды рябины, лисья крапивы, лисья душицы, зверобоя, лист берёзы. В состав этих растений входят натуральные витамины, необходимые для укрепления иммунитета. Травы обладают противовирусным и противомикробным действием. Крапива очищает кровь.
Употребляется в качестве общеукрепляющего, тонизирующего средства.
Настои и отвары готовят централизованно и разносят по группам в графинах, из расчета 30 г настоя на одного ребенка.
Курс приёма фитосбора – 10 дней (апрель).
Полоскание рта и зева отваром трав
Полоскание рта и зева проводится отварами ромашки, календулы, шалфея. Данные травы обладают противовоспалительным эффектом.
Данная процедура проводится 3 раза в день после еды с целью санации слизистой зева, а также с целью закаливания, т. к. температура воды комнатная. Настои и отвары готовят централизованно и разносят по группам в графинах, из расчета 30 г настоя на одного ребенка.
Используется в период повышенной заболеваемости - ноябрь, февраль.
Курс - 10 полосканий.
Кварцевание помещения группы бактерицидными лампами
Применяется для обеззараживания воздуха в групповых и спальных помещениях.
Кварцевание помещения бактерицидными лампами проводится ежедневно 2 раза в день: до утреннего приёма и до обеда (во время прогулки детей).
Оздоровительный массаж
Одно из самых любимых детьми средств оздоровления. Оздоровительный массаж способствует улучшению кровообращения через расширенные капилляры, и соответственно, больше поступает в организм питательных веществ и кислорода. Это тем более необходимо, что в настоящее время у многих детей отмечается склонность к спазму сосудов. При массаже быстрее происходит укрепление мышц и восстанавливается их работоспособность, нормализуется тонус мышц. Массаж великолепное закаливающее средство, т. к расширение сосудов с последующим их сужении, приводит к охлаждению и тренировке центра регуляции. Положительно действует на нервную систему.
Массажные зоны подбираются индивидуально (грудная клетка или голень и стопа).
Проводится 1 раз в год, курс 10 сеансов.
Занятия с тренажёрами
Наряду с занятиями по физическому воспитанию, в детском саду используются занятия разных типов, в том числе с тренажёрами.
В ходе таких занятий в значительной мере повышает эмоциональный тонус детей, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое воображение. Современные тренажёры имеют привлекательный вид, побуждая детей к двигательной активности.
Такие занятия, направленные на укрепление мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и на развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости и общей выносливости, способствуют повышению интереса к физической культуре и развивают потребность в здоровом образе жизни.
А также оказывают тренирующий эффект на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Приобретены тренажё ры: «Велотренажёр», «Силовой тренажёр массажные мячи, массажные дорожки, и др.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Лечебная физическая культура
Занятия ЛФК проводится с детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп и плоскостопие, а также различные нарушения осанки.
Во время занятий ЛФК обеспечивается нормализация двигательной деятельности, увеличивается выносливость мышц нижних конечностей, происходит укрепление мышечного корсета, повышается общая физическая работоспособность. Важное место занимают частные задачи ЛФК: исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы, формирование и закрепление навыка правильной осанки.
На занятиях используется специальный инвентарь: ребристые дорожки, массажная змейка, гимнастические палки, массажные мячи и валики различного размера, мячи, карандаши, тренажёр «Дорожка со следами».
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Валеологическое образование
Основная цель валеологического образования - формирование здорового образа жизни у детей через потребности к регулярной физической деятельности, воспитание социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить своё личное здоровье, здоровье окружающего мира и уметь бережно к ним относиться и сохранять. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование у детей целостных представлений о здоровом человеке, роли двигательной активности в его образе жизни;
- обучение практическим умениям, навыкам и привычкам здоровой жизнедеятельности
• ежедневные гигиенические процедуры,
• точечный самомассаж,
• самомассаж частей тела,
• гимнастика для глаз,
• профилактика плоскостопия,
• различные дыхательные гимнастики,
• коррекция нарушений осанки,
• регулярные занятия физической культурой и т. д. ;
- получение знаний о правилах поведения и необходимых действиях в ситуациях угрожающих здоровью ребёнка, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
Занятия по физическому воспитанию
Физкультурное занятие в разновозрастных группах для детей 3-6 лет характеризуется:
- Выполнением педагогом основных методических требований; конкретизация задач занятия; понятное для детей объяснение содержания общих заданий с их дифференциацией по возрастным группам.
- Соответствием документов планирования программным требованиям;
- Оптимальным соотношением различных форм организации дошкольников в процессе физического воспитания;
- Последовательностью решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач в зависимости от возрастных возможностей детей;
- Привлечением старших дошкольников в качестве помощников педагогов в ходе физкультурных занятий.
- Использованием в процессе физического воспитания игровых и наглядных методов обучения.
- Своевременной подготовкой и целесообразным размещением в спортивном зале необходимого инвентаря и оборудования, используемого в работе с детьми разного возраста.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность. При этом использование физических упражнений сводится не просто к укреплению здоровья и развитию двигательных навыков, но и ставит своей целью восстановление умственной работоспособности, снятию нервно-эмоциональных нагрузок, благотворному воздействию на психическое развитие ребёнка. Психолог Н. А. Бернштейн говорил: «Психика формируется в движении». Поэтому, разрабатывая режим двигательной активности детей в ДОУ, мы особенно учитываем природно-климатические особенности зимнего периода, когда у детей отмечается гиповитаминоз, что ведёт к спаду физической и умственной работоспособности. В это время больше уделяется внимания упражнениям на снятие психического напряжения, развитие ловкости, координационных способностей.
Особенно явно двигательная активность детей проявляется в следующих режимных моментах ДОУ:
- Утренняя гимнастика
- Физкультминутки
- Бодрящая гимнастика
- Игровая деятельность
- Физкультурные занятия (включая занятия с тренажерами)
- Хореография
- Музыкальные занятия
- ЛФК
- Прогулки
Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка во время пребывания в детском саду.
Особое значение в укреплении здоровья детей имеет правильное питание дошколят, организации которого уделяется особое внимание. Физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуются высокими темпами роста, интенсивной двигательной активностью, структурной и функциональной перестройкой отдельных органов. Питание должно обеспечивать растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. Питание в нашем саду организовано согласно 10-дневного меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и нормах питания.
В рационе представлено большое разнообразие блюд, исключены их повторы, и на протяжении всего периода одни и те же блюда не используются. Широко используются продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью. К таким продуктам относятся: мясо, рыба, яйца – источник белка, жира, витаминов А и В12, минеральных веществ: железа, цинка; молоко и молочные продукты – источники белка, кальция, витаминов А и В2; сливочные и растительные масла – источники жирных кислот, витаминов А и Е; хлеб и хлебобулочные изделия, крупы и макаронные изделия – носители углеводов, пищевых волокон, витаминов В1, В2, РР, а также железа, магния, селена; овощи и фрукты – основные источники витаминов С, Р, бета-каротина, калия, пищевых волокон, органических кислот; сахар и кондитерские изделия.
Ассортимент кулинарных изделий, на основе которого сформировано примерное меню включает в себя только те блюда, которые по рецептам и технологии приготовления соответствуют гигиеническим требованиям питания детей дошкольного возраста. Соблюдение режима питания также важное условие его правильной организации. В нашем ДОУ четырехразовое питание + второй завтра 10.00. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной эмоциональной и окружающей обстановки в группе. Для этого дети принимают пищу за удобными столами, из красивой посуды. Детям подаются блюда красиво оформленные, не слишком горячие и не холодные. Для повышения аппетита все блюда имеют свои названия: тефтели «Ежики», суп салат «Весенний», компот «Витаминный» и др. В группах вывешиваются ежедневные меню.
Таким образом, для достижения целей оздоровления детей, обеспечения сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, в ДОУ используются следующие группы средств:
• Средства двигательной направленности
• Оздоровительные мероприятия
• Оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе в летний период, фито-, арома -, витаминотерапия, кварцевания воздуха)
• Гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена, сбалансированное питание)