Наталья Берестова
Круглый стол «Посеем в детских душах доброту»
▼ Скачать + Заказать документы
«Посеем в детских душах доброту»
Как бы ни казалась нам фраза, что дети- это наше будущее избитой и банальной, она имеет глубокий смысл. Для всех и для каждого из нас дети- это воплощение и реализация наших родительских и педагогических неосуществленных желаний и надежд. Говорят, каждый учитель хочет, чтобы его ученик стал лучше его. И мы, педагоги, желаем воспитать детей так, чтобы они добильсь большего успеха в своей жизни.
Публикация «Круглый стол „Посеем в детских душах доброту“» размещена в разделах
Очень важно стать для ребенка другом, быть искренним и откровенным. Необходимо находить и развивать в наших воспитанниках таланты и способности. И тогда они сами начнут ставить перед собой задачи и искать пути их достижения. А это развитие таких психологических качеств как самоконтроль, самооценка, что благоприятно влияет на развитие личности ребенка. Ведь именно от нас, взрослых, зависит, как сложиться судьба каждого маленького человека, а значит и нового поколения целого мира.
Одним из методов воспитания и защиты детей от невежества является приобщение детей к культуре страны, традициям семьи и общества. Не стоит забывать, что при воспитании детей мы занимаемся и собственным саморазвитием.
Ведущий: (на фоне музыки)
- Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, чёрствости, злобе? Об этом пойдёт сегодня наш разговор на нашей встрече, тема которой “Посеять в детских душах доброту”.
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь (обязательно от души, расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне хорошо!» (В это время звучит песня Б. Окуджавы “Давайте говорить комплименты”)
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце…. (Слова Пришвина на презентации)
- Итак, разговор сегодня будет о доброте.
Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».
Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых чувств? Над этим вопросом задумывались многие учёные, педагоги, да и просто люди. Остаётся этот вопрос актуальным и сейчас. Вы согласны со мной?
- Что же необходимо знать и выполнять, чтобы научить детей быть добрыми?
• Необходимо любить ребёнка, т. ак. как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание.
• Очень важно – очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, т. е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Не одна сфера общения не должна раздражать ребёнка, рождать в нём страх, уныние, униженность. В такой обстановке ребёнок теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, он с лёгкостью найдёт приют в "тихом омуте”.
• Одним из самых важных моментов в воспитании добрых чувств у ребёнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей. Пример во всё м: в общении между супругами и другими членами семьи, забота о старшем поколении и о малышах, наличие в доме общих домашних любимцев и забота о них.
• Наверное, не зря говорят в народе: "Слово лечит, слово ранит”. Для воспитания у ребёнка добрых чувств необходимо правильно оценивать поступки и проступки детей. Всегда надо подмечать всё хорошее, что сделал малыш и похвалить его за это. Если ребёнок оступился – необходимо напомнить ему, что такой хороший, умный человечек, не должен поступать плохо не подумав. Лечить словом – это значит вовремя найти нужные слова, приласкать, утешить подбодрить словом ребёнка в трудную минуту.
Давайте обсудим такие вопросы, но сначала мы с вами разделимся на две группы:
- Что такое доброта? Что значит – “добрый человек”? (Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).
- Что значат слова “добрый”, “добренький”? Как вы понимаете, слова “Добро должно быть с кулаками”? (Обсуждение)
Итак, “добро должно быть с кулаками”. Другими словами, это можно выразить так: добро должно быть деятельным, сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
А как вы понимаете, смысл пословицы “За добро добром платят”? (Обсуждение в группах, высказывание мнений)
Действительно, за добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же.
А теперь, пожалуйста, подумайте. Как научить человека чувствовать и понимать другого человека? (Обсуждение в группах)
В воспитании доброты приоритет конечно за семьей. Человек начинается с детства. И нам в детский сад приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые и открытые, простые, любящие все живое.
Ребенок – это подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу.
Дети тянутся к добрым людям. Им нравится находиться рядом с ними, играть с детьми, которые не обидят их.
Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что и ни про что причинять ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.
Взрослый помни( 3 слайд)
Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Попробуй и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет чувство. Старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
Тренинг. А сейчас, в качестве разминки, мы проведем небольшой тренинг.
Давайте встанем все в небольшой круг. Любите ли вы когда вас называют ласково? Давайте представим, что эта кукла - ребенок - назовите его ласково!
Скажите, вам сложно было подобрать нужное слово?
Ребенку, парой, тоже бывает сложно сказать, поступить “правильно”, что называется совершить добрый поступок. Особенно, если ему постоянно говорят: “Давай сдачу”.
Конкурс «Ласковое обращение» под музыку
- Чаще говорите ребенку слова нежности, любви. Не бойтесь, они не испортят его. Предлагаю вам поиграть. Включается медленная музыка.
(Перед педагогами лист бумаги, на котором им предлагается обвести правую руку и написать на каждом пальце ласковые слова, на пальцах левой руки – слова, которыми ругаете детей).
-Похвала приятнее наказания. Общаясь с человеком, помните, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями.
Задание «Острое блюдо» (с помощью жеребьенвки выбирают задание)
Предлагаю обсудить несколько ситуаций. Ситуации написаны на «сердечках».
1. Вы друг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру». Ваши действия?
2. «Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок» Согласны ли вы с этим утверждением?
3. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши действия?
4. «Куда прёшься, весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол… Вернись, говорю!» — кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?
5. «…На глазах у родителей мальчик, выйдя из группы, ударил девочку по голове.
- Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у тебя заболит.
- Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.
- А пусть не плюется! – с искренней убедительностью в правоте содеянного ответил тот.
- Видит? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.
- Он защищался!
- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет.
- Как поступили бы вы? (Обсуждение)
6. «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.
- Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.
- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.
-О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка?
- В чем не права мать?
- Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?
- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?
Конкурс «Собери пословицу»
Предлагаю педагогам собрать разрезанные на части пословицы и зачитать.
- Доброму, везде добро.
- Добрый привет и кошке приятен.
- Добрый человек в добре живет век.
- Добро сеять, добро и пожинать.
Уважаемые педагоги, в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Не нужно никогда забывать, что рядом с добротой всегда идет улыбка. Улыбайтесь чаще, дарите улыбки свои окружающим, от этого и самому становится теплее и радостнее. Ведь только счастливый человек, человек, который живет в ладу со своей совестью, может быть по-настоящему добрым и счастливым. Улыбаясь, вы поднимаете свой иммунитет и сопротивление к болезням. Будьте здоровы.
. В заключении хочется пожелать вам взрослые оставаться в душе детьми, для лучшего понимания своих воспитанников. И тогда мир станет добрее и красочнее.
Подведем итог:
1. Чаще хвалить и поощрять детей.
2. Считаться с чувствами и переживаниями ребенка.
3. Не использовать физические наказания в отношении ребенка.