Астчик Джулакян
Круглый стол для родителей по теме: «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для родителей в подготовительной к школе группе
по теме :
«Скоро в школу.
Как помочь ребенку стать учеником?»
Подготовила педагог-психолог: Джулакян А. С.
Цели:
1. Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
2. Определение, что входит в понятие «Психологическая готовность к школе».
Публикация «Круглый стол для родителей по теме: „Скоро в школу, Как помочь ребенку стать учеником?“» размещена в разделах
3. Обучение практическим навыкам по формированию у ребенка готовности к обучению в школе, в частности по формированию мотивационной готовности.
Форма проведения: круглый стол
Участники: родители, воспитатель, педагог – психолог.
1. Приветствие
2. Анкеты для родителей. «Какой я родитель?»
3. Упражнение «В школу – с удовольствием!». Цель: определить наиболее значимые факторы успешной подготовки и адаптации к школе
4. Беседа педагога – психолога с родителями «Готовность детей к школе». Цель: познакомить родителей с разными видами готовности детей к школьному обучению
5. Просмотр презентации «Готовность к школе»
6. Рефлексивное упражнение
7. Обратная связь. Цель: выявить мнения родителей о проведенном мероприятии
8. Вручение памяток родителям
Вступительное слово.
- Я рада видеть Вас. Сегодня мы обсудим очень важную тему – предстоящее обучение в школе наших детей.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Все мы – педагоги дошкольного учреждения, и Вы, родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней. Поэтому тему нашего «круглого стола» мы так и назвали: «На пороге школы».
Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс, вслед за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы, свои родительские экзамены сдаём уже 7 лет его жизни. Безусловно, вы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка : резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.
Сегодня мы вместе попробуем найти ответы на интересующие Вас вопросы. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы безболезненно пройти период начало обучения ребёнка в школе, как обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.
Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник
Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.
Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
А что сказано в басне И. А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.
Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.
Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для меня, и для самих родителей.
Особое значение играют родительские собрания. Правильно построенное общение родителей и учителя – это залог успешного воспитания школьника Благородным Человеком. Общаясь с родителями, я лучше узнаю детей, знакомлюсь с тем, чем “живет и дышит” семья, и мне становятся более понятны “детские трудности”. Беседы, анкеты, встречи со школьным психологом, обсуждения статей, обмен опытом по вопросам воспитания, помогает родителям познавать, лучше понимать своих детей, а порой и самих себя.
Поскольку собрания обычно проходят вечером, то для создания уютной обстановки в подсвечнике горит свеча.
Мысль о том, что задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить родителей, я стараюсь донести до каждого из родителей.
Упражнение «В школу – с удовольствием!»
Уважаемые родители, перед Вами перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение считать и читать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.
- Предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребенка :
• Испытываете сильное беспокойство, - поднимите 2 руки вверх;
• Слегка волнуетесь, - поднимите 1 руку вверх;
• Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребенка, - сложите руки перед собой, как ученики.
Предлагается обосновать сделанный выбор. По очереди высказываются все родители, получившие конфету «Лимончик».
- Слышали ли Вы когда-нибудь словосочетания; «Ребенок (не)готов к школе», «Готовность к школе», «Школьная зрелость»… Что, на Ваш взгляд, означают данные понятия, что в них входит, какого ребенка можно назвать готовым к обучению в школе?
- По очереди высказывают свое мнение все родители, получившие конфету «Клубника со сливками». Все ответы записываются на доске. ( Цель: активизация имеющихся знаний, выявление деструктивных установок родителей)
- Родителям предлагается прочесть записанные на доске «факторы успешной подготовки к школе», выбрать на свое усмотрение 3 самых важных пункта, пронумеровать их по степени значимости, обосновать свой выбор.
По очереди высказываются все родители, получившие конфету «Дюшес».
- Спасибо за обсуждение! Что же включают специалисты в понятие «готовность ребенка к обучению в школе»? Родителям раздаются памятки
Сообщение педагога – психолога «Виды готовности к школе».
Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитее любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.
Психологи выделяют разные виды готовности к школе :
Физиологическая готовность к школе
1. Физическое созревание организма.
2. Устойчивость к нагрузкам.
3. Гибкость в адаптации к новому режиму.
Интеллектуальная готовность к школе
1. У ребенка должен быть запас определенных знаний.
2. Он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее.
3. Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.
Психологическая готовность к школе
1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
2. Развитие руки и развитие речи.
3. Созревание эмоционально-волевых процессов
Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать. Детям до школы чтение и письмо в лучшем случае не вредят, цифры и буквы воспринимаются ими как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес. Чрезмерный объем информации не развивает вообще никого.
А для чего же школа, как не для того чтобы научить ребенка читать, писать, считать? Что он будет делать в первом классе? Скучать? Баловаться? Терпеть?
Занятия в различных кружках по подготовке к школе, конечно, расширяет кругозор и общую осведомленность, но только «сильных», развитых, способных детей, детям «слабым» такое обучение до школы чаще всего вредит, так как создает дополнительную нагрузку на нервную систему, которую дети этого возраста выдерживать не обязаны. Кроме того, если ребенку до семи лет дать неправильный навык чтения или письма, его потом невероятно трудно будет переучить!
Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка в школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, дети которых идут и школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности - учебной.
Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитее любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.
Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении - развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому па этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития.
Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения и др.
Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.
Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от него.
Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза.
Также очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, т. е. готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы. К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания данному компоненту.
Содержательная сложность отмеченной проблемы заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе : оно либо чрезмерно идеализированно, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно: школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное.
Чаще всего такое отношение к школе формируется в трех случаях:
1. Ребенок в дошкольном детстве был не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;
2. Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»)
3. Ребенку, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие его успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Родителям предлагается ответить, из каких источников ребенок может получить информацию о школе? ( Цель: помощь в осознании родителями собственного воспитательного влияния; профилактика деструктивных родительских установок.)
• Информация, получаемая из СМИ, фильмов, мультфильмов, литературы;
• Информация, получаемая от различных взрослых, других детей;
• Информация, получаемая от значимых взрослых, от их отношения к школе, веры в успех своего ребенка ( Мама: «Даже не знаю, как она будет учиться!»)
Родителям предлагается рассказ мамы, ребенок, которой уже ходит в школу.
«Может быть, мы виноваты сами – чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он пошел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. К пятеркам сын уже не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят – всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя…. Заговори с ним о школе – тускнеет…»
Каждой группе родителей раздаются карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми.
1. Вот пойдешь в школу, там тебе…
2. Ты, наверное, будешь двоечником! (Может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу).
3. Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания и завышенные требования основаны не на признании реальных возможностей ребенка, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).
4. Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка. Бремя двойной нагрузки: веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
5. Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Постановка перед ребенком невыполнимых целей, толчок его на путь заведомого обмана).
6. Попробуй мне только еще сделать ошибки в работе! (Ребенок под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость», могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности).
Предлагается предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
После чего все получают памятки «Создание положительного отношения к школе и обучению у ребенка дошкольника»
Памятка для родителей
по созданию положительного отношения к школе и обучению
у ребенка дошкольника
1. Лучше всего начать подготовку к школе с игр, в процессе которых ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, а также развивает свои способности. Язык игр очень хорошо понятен ребенку, поскольку на данном этапе он усваивает культуру именно таким образом.
2. Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось», «Назови все предметы на столе одним словом», «Почему эти продукты мы кладем в этот ящичек, а эти продукты в другой» и т. д., по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова - города», «Назови одним словом», «Я знаю пять названий цветов, посуды, мебели…» и. т. д.)
3. Занятия требуют систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час – два в выходные дни.
4. Не забывайте оценивать успехи ребенка, а при неудачах ободряйте действия ребенка словами : «Давай попробуем вместе, я уверена все получится…», «Если бы ты сделал так (показ, объяснение, то было бы еще лучше»
5. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребенком. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас.
6. Сходите с ребенком в школу, где он будет учиться, покажите ему где раздевалка, столовая, туалет.
7. Рассказывайте ребенку о распорядке дня в школе, чем занимаются дети во время урока, перемены. В каких случаях он может обратиться к учителю за помощью.
8. Поделитесь собственным опытом школьной жизни, конечно, если он положителен. («Когда я в первый раз пришел в школу я тоже не знал, потом учительница нам показала, рассказала», «Смешной случай на уроке»)
9. Читайте рассказы о школе, школьниках, учителях.
10. Старайтесь создать у ребенка адекватное, объективное представление о школе и учебе, не идеализируя, но и не запугивая будущего ученика. Ведь то, о чем нам уже известно перестает быть непонятным, тревожащим и пугающим!
Рекомендации родителям будущих первоклассников
И. А. Пазухина
Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается — это не вина ребенка.
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.
Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая» : «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».
Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не отклады-вайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все вам.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.
После школы не торопитесь садиться * за уроки, необходимо 2—3 часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов.
Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15—20 минут занятий необходимы 10—15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.
Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе», похвала, даже если не все получа-ется, необходимы.
В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то.» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Поступающий в школу ребенок должен :
1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т. д.
3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений. (Есть большое количество школ, при поступлении в которые данный навык необязателен, но очень желателен).
4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».
5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,., 20; 20, 19,. , 1).
6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».
8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное) объяснить, почему лишним является именно оно. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят».
9. Находить сходство и различия между предметами:
— что общего между морковкой и картошкой?
— они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д. ;
— а чем они отличаются друг от друга?
— отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.
10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.).
11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
12. Запомнить 5—7 из 10 четко названных простых слов.
13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
14. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.
15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше — обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш — теленок. А у лошади?».
16. Знать 10—12 основных цветов.
17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).
Если ребенок уверенно владеет всеми выше перечисленными навыками и умениями, то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без особых учебных проблем.
Собеседование в школах, где работают с одаренными детьми, отличается повышенным уровнем сложности задания. Например, в задании на поиск сходства и различия могут попросить сравнить зерно и яйцо, а в задании на исключение лишнего могут быть такое, как «брусника, малина, крыжовник, земляника» (лишнее тут – брусника, она не садовая ягода) и т. д.