Татьяна Ковалева
Круглый стол для родителей «Доброта начинается с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у
детей доброты, побудить их к этому.
Задачи:
- предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения детей;
- формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
- обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.
Форма проведения: беседа, групповая работа.
Продолжительность: 40 минут.
Публикация «Круглый стол для родителей „Доброта начинается с детства“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход круглого стола
….Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества.
С. Михалков
1. Организационный момент
Для создания доброжелательной рабочей обстановки и для эмоционального разогрева выполняем упражнение "Ток по кругу" Участники стоят в кругу, держаться за руки и легким пожатием руки «передают» соседу слева положительные чувства (радость, оптимизм, хорошее настроение).
2. Основная часть
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта. Итак, разговор сегодня пойдет о доброте.
1. Обсуждение в группах : «Что такое доброта?.
(Высказывания родителей).
Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С. И. Ожегова :
…. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
….Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.
Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу? Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Или в стремительном темпе 21 века ценятся только
" бойцовские качества" человека?
Конечно никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека. Этакого добрячка, всему и всегда улыбающегося. Добренького, дрябленького умом и душой человека. Такой человек всем антипатичен, вызывает раздражение, у людей возникает пренебрежительное к нему отношение. Нет, мы не хотим, чтобы наши дети, наши ученики выросли добренькими. Значит ли это, что мы должны воспитывать у них «бойцовские качества»? Чтобы они умели все перенести и, грубее говоря, дать сдачу?
Как сделать чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты? Как убедить отдельных родителей, особенно пап, которые утверждают обратное: пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце!
Януш Корчак писал :….Мы обязаны учить ребёнка не только любить, но и ненавидеть…. не только подчиняться, но и бунтовать.
- Согласны ли вы с утверждением Януша Корчака?
(Обсуждение).
Чтобы ответить на часто задаваемый : «Как стать добрее?» - важно запомнить классический пример : человек выходит из метро и придерживает за собой дверь, идущий сзади поступает так же, словно передовая эстафету, а если человек не придерживает за собой дверь, то сзади идущий так же поступает…Своеобразная цепная реакция. Люди порой не знают, как стать добрее. Личностный пример важнее всех статей и телепередач, потому что движение» Милосердие» никакой демагогии, красивых выступлений, разглагольствований не терпит. Критерий настоящего милосердия – только личная помощь, трудная, часто неблагодарная, но отвечающая потребностям человеческой души. Другими словами, это можно выразить так : «Добро должно быть деятельным, сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках. «Сильные – всегда добрые» - утверждал М. Горький.
Обсуждение пословицы : «За добро добром платят». (Обсуждение).
Вывод : Действительно, за добро, которое делали, хочется платить тем же.
В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети : эгоистичные, избалованные, себялюбивые, открытые, простые, любящие всё живое и т. д. Ребёнок – как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от членов семьи и всех окружающих.
Психологи отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний «ломается», впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чем утешение. Добрый же, когда его постигает несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей, во всем прекрасном и светлом, в любимых друзьях и любимом труде. Черствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей. Доброе же сердце – магнит. Добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это благо, не сравнимое ни с каким материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу невозможно купить ни за какие деньги.
Доброта бывает 3 видов :
ПАССИВНАЯ АКТИВНАЯ БОРЮЩАЯСЯ
Человек не ударит слабого, не оборвет робкого, не заденет самолюбия, легкоранимого. Но пройдет мимо зла. Добрые чувства не разрешают человеку делать зло, но и заставляют его совершать добрые дела. Это самая высокая ступень, самое прекрасное, самое бескорыстное и благородное проявление. Эта доброта выбирает себе хозяина среди людей с чувством собственного достоинства. Ибо только уважающий себя и ощущающий поэтому себя сильным может по-настоящему почувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим.
- Согласны вы с делением доброты на три вида? (Обсуждение).
2. Решение педагогических ситуаций.
1.) «….Моя дочь ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я её избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге, объяснить ей задание» - Ваше мнение? (Обсуждение).
Вывод : Отучив дочь заботиться о других, мать отучит её заботиться и о собственной матери.
2.) «…На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.
- Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у портфеля совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?
- Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.
- А пусть не плюется на переменах! – с искренней убедительностью в правоте содеянного ответил тот.
- Видите? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.
- Он защищался!
- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет. Но портфель тоже надо беречь, ведь год только начался.»
- Как поступили бы вы? (Обсуждение).
3.) «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.
- Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.
- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.
-О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка?
- В чем не права мать?
- Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?
- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?
4.)«….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.
– Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец. Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности.
Отец ответил : «У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в беде».
- Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым, нуждающимся?
5). «…Как то в морозный вечер пришлось долго ждать автобус. На остановке мерзла мать с двумя детьми – 4-летним мальчиком и 5-летней девочкой. Девочка с гораздо большим мужеством переносила холод. Хныкал и плакал мальчик. В руках у девочки была кукла, у мальчика – пистолет. Когда девочка начинала хныкать, мать говорила ей: «Смотри, как замерзла твоя Катя, закутай её получше». Девочка спасала от мороза куклу и забывала о себе. Предложение пострелять никак не могло отвлечь мальчика от собственных ощущений».
-Можно ли применить утверждение В. А. Сухомлинского «. Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать» к данной ситуации?
6.) «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.
-«Ты куда? – спросила девочка.
- «В больницу, навестить Марину.»
Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.
- «А если дождь будет?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.
- Дала ли урок доброты мать своей дочери? Как она это сделала?
- почему дочь прижалась к руке матери?
- Захочется ли Наташе снова принести радость другому?
3. Итоговая часть.
Итог : Если мы будем внимательны к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что, ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку….
Научиться по-настоящему быть добрым – трудно. Путь к Доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и подъё мы: чередование зла и добра. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих свершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости. Желая им добра, не убоимся того, что преодоление зла или даже просто инерции во имя общего блага требует усилий и трудностей, то есть не сулит «лёгкой» жизни, если понимать под «лёгкостью» отсутствие усилий.
Мы сейчас немало говорили, спорили, размышляли о воспитании в детях доброты. Обобщая все наши мысли у нас получилась «Памятка для родителей» о воспитании доброты в детях. (Памятка вручается каждому родителю).
Всем большое спасибо за откровенный разговор.
Всего Вам доброго и успехов!