Папки-передвижки

Круглый стол для педагогов «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС»

Светлана Антропова
Круглый стол для педагогов «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель круглого стола - обсуждение мнений педагогов дошкольных учреждений и учителей начальной школы по поставленной проблеме с разных точек зрения, выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений с учетом ФГТ и ФГОС.

Задачи:

1. Изучить теоретическое обоснование проблемы с позиций педагогов и психологов.

2. Сделать сравнительный анализ программ ФГТ и ФГОС, найти сходство и различия с целью обеспечения взаимодействия ДОУ и школы.

Публикация «Круглый стол для педагогов „Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС“» размещена в разделах

3. Распространить опыт работы педагогов детского сада по внедрению ФГТ в образовательный процесс ДОУ с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, словари, листы бумаги в форме деталей дома (фундамент, бревна, окна, крыша, список праздников на каждый месяц по дням, фотографии зданий и учреждений поселка Сернур, столы, стулья по кругу для всех участников.

План проведения:

1. Вводная часть (постановка проблемы, обсуждение открытых мероприятий по предложенным заранее вопросам).

2. Дискуссионная часть (разминка, теоретическое раскрытие темы преемственности с разных позиций - воспитателя или учителя, обсуждение программ ФГТ и ФГОС по подгруппам).

3. Заключительная часть (рефлексия).

Ход круглого стола:

1. Вводная часть:

- Добрый день, уважаемые коллеги и гости. Разрешите нам завершить работу нашего семинара круглым столом, который мы назвали «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС».

И начать я предлагаю с того, чтобы вы поделились впечатлениями от просмотренных мероприятий в детском саду, постаравшись ответить на поставленные заранее проблемные вопросы:

- Что изменилось в организации образовательного процесса в ДОУ с ведением ФГТ?

- Какие качества, способности и компетентности воспитанников дошкольного учреждения развивались при проведении мероприятий?

- Какие педагогические технологии использовались?

Приглашаются педагоги, проводившие мероприятия, они делают самоанализ (сведения о них представляются на слайдах).

2. Дискуссионная часть:

- Я думаю, что все вы согласитесь, что ключевым моментом в реализации преемственности детского сада и школы является определение готовности ребенка к обучению в школе.

Мы предлагаем вам ненадолго вспомнить то время, когда вы сами были дошколятами и рассказать, чего вы ждали от школы и учителей.

Мнения участников.

А теперь посмотрите, что ждут наши воспитанники подготовительной к школе группы.

Показ видео.

Из ответов детей видно, что они хотят идти в школу, в которой ждут любого проявления доброты, любви и сердечности, и верят, что их учителя будут самыми красивыми, умными и трудолюбивыми рукодельницами.

Понятие преемственность в педагогике рассматривается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Именно поэтому необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Но есть ли на самом деле эта связь между нами? Одинаково ли мы - дошкольники и уважаемые учителя понимаем проблему подготовки к школе?

Мы предлагаем вам закончить предложенную фразу (участникам раздаются листочки с фразами, просьба - представиться - кто вы воспитатель или учитель:

- С поступлением ребёнка в школу я мечтаю, чтобы ….

- С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится ….

- Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит ….

- В моём понимании хорошо учиться в школе это ….

- Готовность своего ребёнка к школе я оцениваю по ….

- В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

- Как вы думаете, а чему же готовить детей в детском саду?

- Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их хотели видеть? Чтобы вы делали по-другому? Какое у вас будет настроение?

Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал следующее - быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).

Таким образом, на первое место выдвигается психологическая готовность детей к школьному обучению.

Игра «Пирамида»: участникам круглого стола предлагается расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду):

- состояние здоровья ребенка;

- умение общаться со взрослыми и сверстниками;

- самостоятельность;

- развитие речи и памяти;

- умение логически мыслить;

- умение организовывать свое рабочее место;

- ответственность;

- умение читать и писать;

- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.

«Выстроив пирамиду», делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях.

Итак, два документа - ФГТ и ФГОС, чтобы лучше понимать современные требования в образовании, давайте сделаем сравнительный анализ этих двух программ:

• Можно ли выделить единую теоретическую основу, если да, то, что она предполагает? В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

• Существует ли связь между основными целями? Цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ… Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

• На что направлены основные принципы образовательных программ? Образование и в ДУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.

• Наглядно в таблице представлены единые формы работы образовательного процесса, которые подразделяются на… Скажите, с какой формы рекомендуется начинать образовательный процесс, например изучения нового материала?

• Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы взаимосвязанных требований: к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.

Давайте в начале рассмотрим особенности построения образовательной программы и найдем точки соприкосновения (Пояснительная записка, Планируемые результаты, система мониторинга и оценки, разделение образовательного материала на учебные предметы и образовательные области).

Перечислите, пожалуйста, уважаемые учителя название учебных предметов, а воспитатели - образовательные области.

Проверка (на следующем слайде).

Так как дети уже в дошкольном возрасте, а, следовательно, и в начальной школе имеют нарушения физического или психического здоровья, обе программы предусматривают коррекционную работу. В нашем детком саду - профилактика плоскостопия и нарушений осанки, коррекционная работа учителя-логопеда и педагога-психолога.

Программами предусмотрены организационные моменты, охватывающими весь период пребывания детей в ОУ.

Для того чтобы обеспечить развитие личности дошкольника, необходимы условия реализации ОП. ФГТ их разделило на 7 групп:

- требования к кадровому обеспечению

- требования к материально-техническому обеспечению

- требования к учебно-материальному обеспечению

- требования к медико-социальному обеспечению

- требования к информационно-методическому обеспечению

- требования к психолого-педагогическому обеспечению

- требования к финансовому обеспечению

(Краткий анализ некоторых условий)

Теперь рассмотрим требования к результатам двух программ. Скажите, пожалуйста, разработаны ли нормативные документы для данного раздела? Почему нельзя предъявлять требования к результатам в ДУ?

Итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. В словаре указано понятие интеграция - это процесс с помощью которого части соединяются в целое. Интегративное качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах, и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

Если сравнить требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС, то можно проследить чёткую преемственную связь.

Процесс реализации преемственности трудный и многогранный, но разработка этих двух документов позволяет действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

3. Заключительная часть - рефлексия:

Образование в общем понятии - сложный организм, состоящий из множества молекул, которые объединяются, расходятся, образуя что-то новое. Давайте и мы с вами попробуем построить дружный и совместный организм.

Игра «Молекулы».

Молекулы, как мы с вами знаем, двигаются, объединяются, расходятся. Все мы превратимся в молекул, сейчас по моей команде молекулы буду объединяться и расходиться. Итак, начинаем:

- Молекулы по парам! По одному! По четыре! По одному! По 5! По одному! По 6! (в результате все участники круглого стола разделились на 6 групп).

Уважаемые коллеги, в заключение нашего круглого стола проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп». Но сначала мы хотели бы вам рассказать небольшую притчу:

«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей. Красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.

Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.

Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Предлагаем вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, по одному человеку из каждой группы и выберите шляпу.

Итак, у нас образовано шесть групп:

- Участников с белой шляпой мы просим поделиться какой информацией о ФГТ и ФГОС вы обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до семинара? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?

- Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия - ФГТ, ФГОС, преемственность.

- От группы черных шляп мы ждем критический взгляд на проблему преемственности на современном этапе. Нужна ли преемственность между ДОУ и школой? Существует ли данная проблема? В чем вы видите недостатки реализации преемственности ФГТ и ФГОС?

- Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, мы ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества преемственности?

- Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации преемственности ФГТ и ФГОС.

- Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре.

Рефлексия участников круглого стола.

Закончить наш круглый стол нам хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – ПЕДАГОГ".

Публикации по теме:

Методическое объединениеМетодическое объединение «Методическая работа дошкольных учреждений в Батецком районе» 24 мая на базе МАДОУ детского сада № 3 д. Новое Овсино состоялся методический.

Участие во Всероссийской научно-практической конференцииУчастие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для педагогов «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС»
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 20:22
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол для педагогов «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Антропова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД