Светлана Антропова
Круглый стол для педагогов «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель круглого стола - обсуждение мнений педагогов дошкольных учреждений и учителей начальной школы по поставленной проблеме с разных точек зрения, выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений с учетом ФГТ и ФГОС.
Задачи:
1. Изучить теоретическое обоснование проблемы с позиций педагогов и психологов.
2. Сделать сравнительный анализ программ ФГТ и ФГОС, найти сходство и различия с целью обеспечения взаимодействия ДОУ и школы.
Публикация «Круглый стол для педагогов „Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
3. Распространить опыт работы педагогов детского сада по внедрению ФГТ в образовательный процесс ДОУ с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, словари, листы бумаги в форме деталей дома (фундамент, бревна, окна, крыша, список праздников на каждый месяц по дням, фотографии зданий и учреждений поселка Сернур, столы, стулья по кругу для всех участников.
План проведения:
1. Вводная часть (постановка проблемы, обсуждение открытых мероприятий по предложенным заранее вопросам).
2. Дискуссионная часть (разминка, теоретическое раскрытие темы преемственности с разных позиций - воспитателя или учителя, обсуждение программ ФГТ и ФГОС по подгруппам).
3. Заключительная часть (рефлексия).
Ход круглого стола:
1. Вводная часть:
- Добрый день, уважаемые коллеги и гости. Разрешите нам завершить работу нашего семинара круглым столом, который мы назвали «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС».
И начать я предлагаю с того, чтобы вы поделились впечатлениями от просмотренных мероприятий в детском саду, постаравшись ответить на поставленные заранее проблемные вопросы:
- Что изменилось в организации образовательного процесса в ДОУ с ведением ФГТ?
- Какие качества, способности и компетентности воспитанников дошкольного учреждения развивались при проведении мероприятий?
- Какие педагогические технологии использовались?
Приглашаются педагоги, проводившие мероприятия, они делают самоанализ (сведения о них представляются на слайдах).
2. Дискуссионная часть:
- Я думаю, что все вы согласитесь, что ключевым моментом в реализации преемственности детского сада и школы является определение готовности ребенка к обучению в школе.
Мы предлагаем вам ненадолго вспомнить то время, когда вы сами были дошколятами и рассказать, чего вы ждали от школы и учителей.
Мнения участников.
А теперь посмотрите, что ждут наши воспитанники подготовительной к школе группы.
Показ видео.
Из ответов детей видно, что они хотят идти в школу, в которой ждут любого проявления доброты, любви и сердечности, и верят, что их учителя будут самыми красивыми, умными и трудолюбивыми рукодельницами.
Понятие преемственность в педагогике рассматривается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Именно поэтому необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Но есть ли на самом деле эта связь между нами? Одинаково ли мы - дошкольники и уважаемые учителя понимаем проблему подготовки к школе?
Мы предлагаем вам закончить предложенную фразу (участникам раздаются листочки с фразами, просьба - представиться - кто вы воспитатель или учитель:
- С поступлением ребёнка в школу я мечтаю, чтобы ….
- С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится ….
- Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит ….
- В моём понимании хорошо учиться в школе это ….
- Готовность своего ребёнка к школе я оцениваю по ….
- В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
- Как вы думаете, а чему же готовить детей в детском саду?
- Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их хотели видеть? Чтобы вы делали по-другому? Какое у вас будет настроение?
Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал следующее - быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).
Таким образом, на первое место выдвигается психологическая готовность детей к школьному обучению.
Игра «Пирамида»: участникам круглого стола предлагается расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду):
- состояние здоровья ребенка;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- самостоятельность;
- развитие речи и памяти;
- умение логически мыслить;
- умение организовывать свое рабочее место;
- ответственность;
- умение читать и писать;
- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.
«Выстроив пирамиду», делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях.
Итак, два документа - ФГТ и ФГОС, чтобы лучше понимать современные требования в образовании, давайте сделаем сравнительный анализ этих двух программ:
• Можно ли выделить единую теоретическую основу, если да, то, что она предполагает? В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
• Существует ли связь между основными целями? Цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ… Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
• На что направлены основные принципы образовательных программ? Образование и в ДУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.
• Наглядно в таблице представлены единые формы работы образовательного процесса, которые подразделяются на… Скажите, с какой формы рекомендуется начинать образовательный процесс, например изучения нового материала?
• Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы взаимосвязанных требований: к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.
Давайте в начале рассмотрим особенности построения образовательной программы и найдем точки соприкосновения (Пояснительная записка, Планируемые результаты, система мониторинга и оценки, разделение образовательного материала на учебные предметы и образовательные области).
Перечислите, пожалуйста, уважаемые учителя название учебных предметов, а воспитатели - образовательные области.
Проверка (на следующем слайде).
Так как дети уже в дошкольном возрасте, а, следовательно, и в начальной школе имеют нарушения физического или психического здоровья, обе программы предусматривают коррекционную работу. В нашем детком саду - профилактика плоскостопия и нарушений осанки, коррекционная работа учителя-логопеда и педагога-психолога.
Программами предусмотрены организационные моменты, охватывающими весь период пребывания детей в ОУ.
Для того чтобы обеспечить развитие личности дошкольника, необходимы условия реализации ОП. ФГТ их разделило на 7 групп:
- требования к кадровому обеспечению
- требования к материально-техническому обеспечению
- требования к учебно-материальному обеспечению
- требования к медико-социальному обеспечению
- требования к информационно-методическому обеспечению
- требования к психолого-педагогическому обеспечению
- требования к финансовому обеспечению
(Краткий анализ некоторых условий)
Теперь рассмотрим требования к результатам двух программ. Скажите, пожалуйста, разработаны ли нормативные документы для данного раздела? Почему нельзя предъявлять требования к результатам в ДУ?
Итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. В словаре указано понятие интеграция - это процесс с помощью которого части соединяются в целое. Интегративное качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах, и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
Если сравнить требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС, то можно проследить чёткую преемственную связь.
Процесс реализации преемственности трудный и многогранный, но разработка этих двух документов позволяет действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
3. Заключительная часть - рефлексия:
Образование в общем понятии - сложный организм, состоящий из множества молекул, которые объединяются, расходятся, образуя что-то новое. Давайте и мы с вами попробуем построить дружный и совместный организм.
Игра «Молекулы».
Молекулы, как мы с вами знаем, двигаются, объединяются, расходятся. Все мы превратимся в молекул, сейчас по моей команде молекулы буду объединяться и расходиться. Итак, начинаем:
- Молекулы по парам! По одному! По четыре! По одному! По 5! По одному! По 6! (в результате все участники круглого стола разделились на 6 групп).
Уважаемые коллеги, в заключение нашего круглого стола проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп». Но сначала мы хотели бы вам рассказать небольшую притчу:
«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей. Красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.
Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.
Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».
Предлагаем вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, по одному человеку из каждой группы и выберите шляпу.
Итак, у нас образовано шесть групп:
- Участников с белой шляпой мы просим поделиться какой информацией о ФГТ и ФГОС вы обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до семинара? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?
- Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия - ФГТ, ФГОС, преемственность.
- От группы черных шляп мы ждем критический взгляд на проблему преемственности на современном этапе. Нужна ли преемственность между ДОУ и школой? Существует ли данная проблема? В чем вы видите недостатки реализации преемственности ФГТ и ФГОС?
- Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, мы ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества преемственности?
- Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации преемственности ФГТ и ФГОС.
- Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре.
Рефлексия участников круглого стола.
Закончить наш круглый стол нам хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – ПЕДАГОГ".