Анна Тавлинова
Консультация для родителей «Кризис трёх лет. Как его преодолеть?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь родителям и воспитателям пережить "кризис трёхлетнего возраста" у детей младшего дошкольного возраста. Ознакомить с физиологическим обоснованием «кризиса трёх лет» у детей, показать пути его преодоления.
Слайд 1: Как только ребенку исполняется три года, его мир для него начинает меняться. Это чувствуют и видят все — родители, бабушки и дедушки, знакомые и друзья. Столь критический возраст является настоящим испытанием, ведь ребенок переходит из этапа раннего детства в дошкольный период. Казалось бы, что ещё вчера ребенок было спокойным и послушным и вдруг, что-то сломалось — ребенка как подменили. Он резко стал упрямым, с ним сложно договориться и о чём-то просить.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис трёх лет, Как его преодолеть?“» размещена в разделах
Слайд 2: В этом возрасте малыш начинает ощущать себя взрослым человеком, личностью. Он уже не воспринимает себя и мать, как одно целое — ему интересно собственное «я». Он начинает формировать мнение о себе, как о самостоятельном человеке. Ребенок запоминает события собственной жизни и учится интерпретировать их.
Слайд 3: В три года начинает активно развиваться волевая и чувственная сфера новой личности. Ребенок учится понимать мир, основываясь на собственных эмоциях, отношениях окружающих людей, их поступков. Чадо переходит от предметной игры к ролевой, когда на первый план выходит не сама игрушка, а задача, которую она выполняет. В этот период малыш активно подражает различным персонажам сказок, животным и родителям. Именно в этом возрасте ребенок впервые попадает в садик, а это — изменение круга его общения, новые лица. Приходится перестраиваться и начинать взаимодействовать с чужими людьми. Малыш перенимает новый опыт у своих сверстников и других взрослых, учится жить по правилам, осознает свои обязанности и права. В три года приходит осознание собственных границ — что можно, а что нельзя, что плохо, а что — хорошо.
Слайд 4 : Характеристика "кризиса трёх лет"
• негативизм, когда ребенок начинает давать негативную оценку всего происходящего. Любая ваша просьба часто воспринимается «в штыки». Главная задача — сделать наоборот и не так, как вы хотите. К примеру, ребенок хочет на прогулку, но как только это предлагают мать или отец, он сразу отказывается; • упрямство — проявляется во всем. Ребенок делает все возможное, чтобы его мнение начинали уважать, чтобы с ним считались; • своеволие и желание делать все самому в трехлетнем возрасте — это обычное дело; • строптивость — выражается не против вас в частности, а против сложившейся системы в семье, устоявшихся тонкостей воспитательного процесса; • деспотизм часто бывает в семьях, где есть только один ребенок, на фоне потакания всегда и во всем; • ревность — обычное явление там, где есть несколько детей. При этом трехлетний ребенок может считать, что его младший брат или сестричка не имеют никаких прав в этой семье; • протест-бунт — споры со взрослыми становятся постоянным явлением; • обесценивание —то, что раньше интересовало, уже не нужно. В этот период ваш малыш может начать говорить плохие слова, сквернословить, ломать любимые игрушки и так далее.
Слайд 7: Как преодолеть этот период — советы родителям
1. Поощряйте все стремления ребенка познать себя и свои возможности. Рисуйте с ним, играйте, разговаривайте, спрашивайте его мнение; 2. Если ребенок хочет самостоятельности — дайте ему возможность делать что-то своими руками, почувствовать свою значимость. Если не получилось, не ругайте — хвалите за попытку и дайте понять, что в следующий раз получится; 3. Не делайте сами то, что не вышло у ребенка. Это со временем может войти в привычку; 4. Запрещать и разрешать желательно с умом. Если не нарушаются ваши принципы, то выполните требование ребенка. В случае, когда на какое-либо действие накладывается запрет, важно объяснить, почему так, а не иначе; 5. Очень важно выделять и хвалить те черты характера в малыше, которые вам нравятся. Противоположные лучше не поддерживать вовсе. Истерикам потакать нельзя — единственная возможность предотвратить или прекратить истерику — переключить внимание на что-то другое; 6. Показывайте во всем пример ребенку сами.
Слайд 8: Часто в преодолении кризиса помогает переход на ролевые игры с ребенком. При этом эффективность данного метода уже доказана, а самих способов существует множество:
Можно придумать «важную работу» — готовить еду для любимых кукол, создавать новую картину или строить дом. Ребенок должен почувствовать самостоятельность через игру; • Сочиняйте со своим малышом новые сказки, фантазируйте. Можно разыгрывать те или иные сцены, менять сценарии; • Играйте в воспитание любимой игрушки малыша. Представьте всё таким образом, что кукла ведет себя плохо, и вы вместе со своим чадом воспитываете её. Укладывайте ее вместе спать, берите на прогулку.
Слайд 9: «Кризис трёх лет» — это обычное явление в жизни каждого малыша. Он становится взрослее, самостоятельнее, превращается в личность.
Слайд 10: В этот период необходимо проявить максимум внимания и терпения. И помните — всё проходит. И это сложное время также рано или поздно останется позади.